Газета Спорт-Экспресс № 216 (2709) от 20 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 сентября 2001 | Экстремальные

АЛЬПИНИЗМ

КАК ВЧЕРА СООБЩАЛ "СЭ"

Пятидесятилетний Сергей Богомолов из Саратова стал единственным из действующих российских альпинистов, покоривших восемь восьмитысячников

РУССКИЙ СТИЛЬ В ГИМАЛАЯХ

Вершины Хидден (8068) и Гашербрум-2 (8035), на которые он поднялся в течение шести дней в середине августа, стали подарком, который Сергей Богомолов преподнес себе к 50-летию. Причем сделал это после четырехлетнего перерыва.

- Финансовые проблемы меня серьезно подкосили - пришлось с гор переключаться на лыжи, объясняет он. - Бегал марафоны и очень, кстати, этим увлекся. Их, как и восьмитысячников, четырнадцать. Хочу пробежать все. Это куда дешевле, чем сходить на любой восьмитысячник в Гималаях.

- Сколько стоила ваша последняя экспедиция?

- Около 10 тысяч долларов. Ходил на деньги спонсоров, при поддержке областного министерства по делам спорта и туризма, были даже частные пожертвования.

- Говорят, в ходе восхождения были жертвы.

- Да. На Гашербруме разбился бельгиец, а на Хиддене чилиец поскользнулся на склоне и упал. Дело в том, что на Хидден идет склон крутизной до 50 градусов. Есть даже практически вертикальный участок длиной в километр. Веревки до самой вершины не провесишь, и идти надо либо очень осторожно, либо как мы - с попеременной страховкой, иначе можно улететь в расщелину. Я лично вытащил из нее на Хиддене немца, который улетел на 15 метров вниз. Ему повезло, что щель сужалась. В целом обе эти вершины сложнее Эвереста в техническом плане.

- Сколько человек в итоге на них поднялось?

- Экспедиция насчитывала десять человек, из которых двое было россиянами. Поднялись восемь альпинистов - семеро из Казахстана и я.

- Вы покорили почти все главные вершины мира. Какая самая памятная?

- Уникальное зимнее восхождение на пик Победы в 1990 году. Потом я почти каждый год покорял по вершине в Гималаях, но до самых страшных пока не добрался. Нангапарбат и Манаслу считаются горами-убийцами - я их имею в виду. Однако прежде хочу взойти на К-2, или Чогори, вторую вершину мира.

- Но ближайшая ваша цель - самый маленький восьмитысячник мира, Шиша Пангма. Почему?

- Это простой маршрут и в плане оформления документов, и с точки зрения формирования экспедиции. На Шишу можно идти в группе, которую зовут "солянкой". Это люди, которые впервые увидели друг друга накануне восхождения. Никакой иной восьмитысячник подобных вольностей не потерпит. Чтобы подняться, скажем, на Аннапурну или Манаслу, нужна совершенно иная подготовка.

- Вы намерены покорить все 14 восьмитысячников мира. А потом вам не станет скучно? Великий итальянец Месснер, первым покоривший все самые большие вершины мира, ушел из гор: ему там стало неинтересно.

- Скучно не будет. Я не был, скажем, на Южном и Северном полюсах, не пробежал все 14 лыжных марафонов мира. Вариантов, чтобы не скучать, море. Сейчас в содружестве с коллегами занимаюсь разработкой так называемого русского стиля. Все началось с покорения горы Ама-Дабланг в Непале. Это один из символов страны, красивый, но весь обвешенный веревками, вдоль и поперек исхоженный. А мы нашли-таки маршрут, по которому никто еще не ходил. Естественно, он был очень сложным. Это и есть русский стиль. Кстати, Месснер, говорят, вернулся в горы. Один поляк разрабатывает идею покорения всех восьмитысячников зимой, и вроде бы Месснера это заинтересовало. Ему проще, конечно, - спонсоров четыре года искать не нужно...

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Саратов