ВЗГЛЯД Игоря ЛАРИНА |
ФАНТОМЫ FM-ДИАПАЗОНА
Вчера в Москве состоялся конкурс на частоту 90,8 FM-диапазона, которая принадлежала радио "Спорт FM" и на которую претендовали несколько музыкальных станций. Как бы этот конкурс ни завершился, очевидно было одно: выдавливание спорта идет не только на телевидении, но и в других средствах массовой информации. Несколько лет назад скончался самый симпатичный, на мой взгляд, проект в короткой истории спортивных радиостанций - радио "Спорт". На очереди - продолжатель его дела, в ожидании решения своей судьбы месяц назад приостановивший свое вещание.
Честно говоря, "чудеса", которые происходят в московском радиоэфире, меня уже давно не удивляют. Десятки станций, оккупировавших FM и УКВ диапазоны, круглосуточно крутят низкокачественную музыку (к слову, порой открыто пропагандирующую наркотики и насилие), не испытывая при этом никаких проблем - ни финансовых, ни рейтинговых, ни цензурных.
Ситуация на радио почти со стопроцентной точностью напоминает телевизионную. На ТВ у любого телесериала (обычно они идут одновременно по пяти-семи каналам) рейтинг выше, чем у трансляции, скажем, матча чемпионата России по хоккею. Трансляции, которую ведет лишь один канал из десяти и которая вроде бы аккумулирует всю спортивную телеаудиторию.
Иначе говоря, "сериальная" аудитория в России XXI века, увы, на порядок шире спортивной.
Поэтому неудивительно, что российские радио- и телеканалы делают ставку на "мыльную" продукцию. На ТВ самое рентабельное - купить пару десятков второсортных сериалов. На радио - приобрести пару тысяч "паленых" CD-дисков и с утра до вечера с помощью простейшей "вертушки" крутить их в эфире. Ежемесячный бюджет такой станции - не поверите! - составляет символические суммы и стремится к нулю. Сколько таких радиофантомов вещает в московском эфире? В ответе нет необходимости - их число без труда может посчитать любой желающий. Причем пальцев одной руки может и не хватить.
Что касается разговорных и, в частности, спортивных проектов, то они требуют серьезного подхода и солидных капиталовложений: на штат корреспондентов, на связь, на организацию трансляций, на командировки... Спортивное радио - удовольствие дорогое, его ежемесячный бюджет должен составлять 50 - 60 тысяч долларов. (Говорят, у общественно-политических станций FM-диапазона бюджет раз в пять больше, но это совсем другая история.)
Кроме того, рекламная отдача от спортивной станции не так высока, как от музыкальной. Благодаря политике большинства средств массовой информации (и прежде всего - ТВ), бездумно пропагандирующих западную эрзац-культуру, в последние годы в России появилось новое поколение. Поколение младое и плохо знакомое и с физкультурой, и со спортом.
В результате потребителей, например, "гриндерсов" (молодежных ботинок на огромных платформах) значительно больше, чем потребителей бутс, коньков и шиповок. Естественно, что продавец этих модных башмаков отправится рекламировать свою продукцию на станцию, близкую его потенциальному клиенту по духу. Иначе говоря, чем "здоровее" радио, тем менее оно популярно у современного рекламодателя.
И последнее. Уверен, что с дикого радиорынка России государство уходить не должно - как и во всем мире, спортивным проектам необходимо помочь мирно сосуществовать с музыкальными. Ведь в конце концов России нужно здоровое молодое поколение. Правда, судя по всему, с этим до банальности очевидным лозунгом кто-то у нас в стране все-таки не согласен. Печально.
P.S. Вчера вечером радио "Спорт FM" все-таки выиграло конкурс на частоту 90,8. Но радоваться рано - учредители все равно хотят сделать станцию музыкальной!