ФУТБОЛ |
Недавно в гостях у "СЭ" побывал председатель попечительского совета ФК "Черноморец", депутат Государственной думы РФ Сергей Шишкарев. Тогда еще не было известно, что через пару дней будет отправлен в отставку наставник моряков Сергей Андреев, а исполняющим обязанности главного тренера назначат Хазрета Дышекова, хотя в ходе беседы Шишкарев пообещал скорые кадровые перемены.
Сергей ШИШКАРЕВ
"ЧЕРНОМОРЕЦ" БУДЕТ ПРИРАСТАТЬ
СВОИМИ ВОСПИТАННИКАМИ
БОЛЕЛЬЩИКИ СКАЗАЛИ:
ДЕЙСТВУЙ, ДЕПУТАТ!
- В большом футболе вы человек новый. Расскажите о себе.
- Родился и вырос в Новороссийске, занимался у нынешнего директора детской футбольной школы "Черноморца" Владимира Васильевича Княжева. К сожалению, в 9-м классе серьезно травмировал пах, и от спортивной карьеры пришлось отказаться. Учился в Москве на военного переводчика, женился здесь и с тех пор, как говорится, живу на два города. Футбол никогда не бросал. Играл за институт. А уволившись из армии, основал компанию "Дело", связанную с транспортными перевозками. Сейчас это - крупный холдинг, в котором работают около 1000 человек. Параллельно с бизнесом играем в футбол - по вторникам в Москве, в Лужниках, по субботам - в Новороссийске. В 99-м году по одномандатному новороссийскому округу был избран в Государственную думу и сразу стал игроком основного состава ее команды.
- Раньше имели отношение к "Черноморцу"?
- Долгое время был простым зрителем, радовался успехам, сопереживал неудачам. В 98-99-м годах мы были одним из крупных спонсоров команды, наша реклама висела на центральном табло. Однако затем в городе началась предвыборная кампания, а футбол и политика, как известно, в России неотделимы, и логотип нашей фирмы торжественно сняли.
- Почему?
- Мэр приказал. Но дело не в этом: просто было обидно наблюдать, как "Черноморец" медленно сползает в нынешнюю пропасть. Массовая продажа игроков, разного рода непонятные дела - все это не оставалось незамеченным болельщиками, которые стали обращаться не только к мэру или руководству клуба, но и ко мне, депутату.
- Судя по всему, человек вы удачливый - и в бизнесе, и в политике, и в личной жизни - у вас трое детей. Зачем вам, победителю по жизни, тонущий "Черноморец"?
- Все мои успехи, поверьте, результат большого и очень непростого труда. За место под солнцем всегда идет борьба. А в "Черноморец" пришел, когда понял, что накопил определенный опыт и авторитет и могу влиять на положение дел в клубе. Что же касается ситуации... Знаете, наши предшественники были не то что непрофессионалами - они не имели серьезного долгосрочного проекта. Их привлекала возможность получить бюджетные деньги и распоряжаться ими по своему усмотрению. И когда начался кризис, люди стали обращаться в том числе и ко мне: мол, а ты-то чего, тоже ведь ходишь на стадион - вперед, депутат, действуй, предлагай...
- На ваше решение повлияли эмоции?
- Первый импульс был, конечно, эмоциональный, но сейчас мы пытаемся подойти к делу системно. Прекрасно отдаем себе отчет, что у нас есть два варианта развития событий: или вылет в первую лигу и достаточно длительный путь возвращения, или все же зацепимся. Но, в любом случае, предстоит коренная перестройка всего футбольного хозяйства в Новороссийске.
- Говоря о злоупотреблениях, вы, вероятно, имели в виду прежде всего Прохоренко и Пупко?
- "Черноморец" на самом деле являлся муниципальным учреждением, у которого не было президента. Были генеральный директор и главный бухгалтер, а где-то сбоку припеку работали еще 500 или 600 человек. Скажем, тренер-селекционер товарищ Горохов после известных продаж вообще растворился.
- Он, кажется, начинал как пресс-атташе?
- Он был учителем и сделал неплохую карьеру. Думается, к ее этапам мы еще вернемся.
КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ - У НАС
- Вы предпринимали какие-нибудь шаги, чтобы отобрать власть у Прохоренко и Пупко?
- В июле, когда преобладали эмоции, разговор с Валерием Георгиевичем (Прохоренко. - Прим."СЭ") был конкретным. Мы сказали: принимай решение - нельзя отвечать перед людьми за то, что не находится в твоих руках. Нужны финансовые рычаги. Вопрос стоял ребром. Либо клуб заканчивает существование, и мы начинаем с нуля. Либо, как и получилось, мы начнем с определенной точки падения.
- Значит, мэр вынужден был пойти вам навстречу?
- Именно вынужден - под давлением обстоятельств и тех людей, которые вошли в попечительский совет.
- Как возник этот орган - коллективная форма руководства, отличная от более привычной пирамиды - президент, вице-президент и т.д.?
- Нам показалось, что в Новороссийске нет сегодня такой звездной личности, которая могла бы взять в свои руки все. Поэтому было решено управлять клубом коллегиально. Учредителями стали несколько предприятий, которые обеспечат "Черноморцу" финансирование по крайней мере в следующем сезоне.
- Кто входит в попечительский совет?
- Председатель и еще шесть человек с равными правами. Это представители крупных акционеров - новороссийского комбината "Импортпищепром", компании "Дело" и городской администрации. Кроме того, в совет вошли председатель городской Думы Виктор Экало и директор мясокомбината Сергей Цымбал.
- Довольно странный состав, не находите?
- Нет. Мы планируем меньше ориентироваться на городской бюджет. Хотя полностью от помощи города отказываться не собираемся - одни не потянем. В дальнейшем рассчитываем на поддержку крупных спонсоров. В частности, Новороссийского морского торгового порта, в совет директоров которого я одно время входил.
- Каким вам видится бюджет обновленного "Черноморца"?
- Это будет зависеть от того, где мы окажемся на следующий год.
- А в идеале?
- 8-10 миллионов долларов. Естественно, сначала должна быть принята стратегическая концепция развития клуба. Мы не хотим жить одним днем, и наша конечная цель - превратить "Черноморец" в один из лучших клубов России, что, на мой взгляд, возможно, если смотреть на футбол как на нормальный бизнес.
- То есть клуб вам нужен не для пиара, а для зарабатывания денег?
- Да, но деньги эти нужны не мне лично - они пойдут на развитие команды. Для начала, впрочем, неплохо было бы добиться, чтобы клуб себя окупал. Привести в порядок околофутбольное хозяйство.
- "Черноморец" уже стал акционерным обществом?
- Да, хотя юридически называемся "спортивный фонд". 34 процента акций принадлежат администрации города, по 33 - комбинату "Импортпищепром" и компании "Дело". Не буду скрывать - контрольный пакет у нас, так как "Импортпищепром" и "Дело" - партнерские фирмы.
УЗНАВ О СУММЕ НАШИХ ПРЕМИАЛЬНЫХ,
ШЕВЧЕНКО ИСПЫТАЛ ШОК
- Перейдем к разговору непосредственно о футболе. Что можете сказать об игре "Черноморца", точнее, о ее отсутствии?
- Мы реалисты, прагматики и понимаем - спастись очень сложно. Но поборемся. В каждом матче мечтаем удивить. Пока не получается.
- Как относитесь к Сергею Андрееву?
- Я не вправе судить о профессиональных качествах главного тренера, но очевидно: его предшественники были более открытыми людьми. При них, к примеру, руководство клуба присутствовало на предматчевых установках, они охотно шли на контакт. Андреев же избегает общения, не хочет давать комментариев. Между тем, мне кажется, футболисты окончательно потеряли веру в себя. Представляется, что пауза в чемпионате была использована не совсем правильно - игроки перегружены, сразу четверо получили травмы в ходе тренировок. Причем у Эмбе чуть ли не открытый перелом ноги. Как можно было допустить такое - не понимаю! Странностей много. Приведу еще один факт. Когда Виталий Шевченко узнал, какие премиальные были обещаны "Черноморцу" за победу над его командой, у него волосы встали дыбом. "Если бы моим столько посулили, - воскликнул тренер "Торпедо", - они бы вас всемером разорвали!" Игроки привыкли иметь хорошие деньги, а в этом сезоне их нет - всего-то три победы (четвертая была недавно одержана над "Аланией". - Прим."СЭ"), - и у них опустились руки. Никто не желает биться за город - своих воспитанников в "Черноморце" нет. Видимо, некоторые футболисты уже похоронили команду. Им необходима встряска.
- Не кажется ли вам ошибочным увольнение Виктора Зернова?
- Мне сложно судить, тем более что с Зерновым я так и не познакомился. Ориентируясь же на мнение коллег и анализируя ситуацию, не считаю, что решение было ошибочным.
- Анатолий Байдачный изложил в "СЭ" свой взгляд на продажу четырех лидеров "Черноморца". Правда ли, что клуб жил на эти деньги?
- Нет. Часть ушла на погашение долгов, а оставшееся - туда, куда не надо. Но мы - говорю сейчас как государственный человек - обязательно проведем финансово-экономическое расследование и предадим его результаты огласке.
- Что думаете об уходе Байдачного?
- Конечно, это ухудшило обстановку в команде. И в то же время не знаю, с каким бы настроением наставник работал у нас дальше. Я читал в "СЭ" интервью Анатолия Николаевича - он, по-моему, не все сказал. Главная причина его ухода - продажа Попова. Плюс предложение из Ростова выглядело очень лестным и перспективным. А поскольку у главного тренера нередко случались конфликты с Прохоренко и Пупко, думаю, лучше было бы расстаться накануне сезона, а не в ходе его.
НУЖЕН ЗАКОН О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ФУТБОЛЕ
- У вас в команде была еще одна заметная личность - Константин Коваленко. Вы с ним знакомы?
- Да. И хотя парню уже не 18 лет, считаю, при правильном подходе из него можно было что-то слепить. Талант футболиста следовало развивать, его надо было заинтересовать настоящей, правильной перспективой. Объяснить в конце концов, что "Мерседес" после завершения сезона - не самая высокая цель.
- Коваленко все еще принадлежит "Черноморцу"?
- Точно ответить не могу - у нас просто нет документов, но, по-моему, уже не принадлежит.
- У "Кубани" нет документов, у вас нет - не странно ли это?
- Такое в российском чемпионате в порядке вещей. И я, окунувшись во все это, понял - необходимы срочные меры. Нет форм заключения контрактов, получения материального вознаграждения, порой не платятся налоги. Зачем сегодня, когда подоходный налог всего 13 процентов, и футболистов, и клубы ставить в дурацкое положение полупреступников? А непонятные зарубежные компании, которые владеют российскими игроками...
- Деньги немаленькие гуляют?
- Миллионы - чего уж скрывать. Нужен закон о профессиональном футболе.
- Вам, депутату, и карты в руки.
- Как раз этим и пытаюсь сейчас заниматься. У меня неплохая команда юристов, которой поручено изучить зарубежный опыт. Мы должны получить документы из английской лиги, испанской, французской - надо понять, как там ведутся дела. Быть может, и огород не стоит городить - все уже изобретено. Надеюсь, к следующей думской сессии я этот закон подготовлю.
"КУБАНЬ" ДОЛЖНА ИГРАТЬ В ВЫСШЕЙ ЛИГЕ.
КАК И "ЧЕРНОМОРЕЦ"
- На следующий год "Черноморец" может оказаться в одном дивизионе с "Кубанью", представляющей главный город вашего региона. Не секрет, что краснодарцы мечтают о повышении в классе. В связи с этим не сделает ли руководство края главную ставку на "Кубань"?
- Картину вы нарисовали печальную: с моей точки зрения, было бы логичнее "Кубани" выйти в высшую лигу, а не нам вылететь в первую. Тогда бы в элите оказалось сразу пять команд Кавказского региона, и мы бы составили своеобразную альтернативу Москве. Что же касается наших отношений с "Кубанью", то интересы клубов - прежде всего финансовые - не пересекаются. Край не финансирует "Черноморец", а новороссийские предприятия не помогают "Кубани". Хотя было бы неплохо, чтобы губернатор взял под крыло обе команды.
- Не боитесь знаменитого испанского клуба?
- Игроки должны понимать, что у них появился редкий шанс заявить о себе на всю Европу. Я им сказал: докажите, что вы мужики. Наша беда - у футболистов потеряно чувство гола. Смотрел тут последнюю тренировку - выполнялось обыкновенное забегание, навес и удар, как правило головой, по воротам. Из множества попыток забили всего два гола - и это, когда никто не мешал!
- Каковы ваши взгляды на процесс комплектования команды?
- Костяк должны составлять свои воспитанники, усиленные двумя-тремя известными мастерами. Звезду Новороссийску купить нереально, ее можно только вырастить.
- И где же собираетесь этим заняться?
- Планируем создать футбольную академию. Кстати, "Валенсия" обещала ознакомить нас со своей системой подготовки резерва.
- Академия - дело далекого будущего?
- Почему же? Она должна начать работать через два года. Будем строить комплекс полей, гостиницу, интернат. То есть уже через 5 лет в "Черноморце" могут появиться первые ее выпускники.
- Футбол не мешает работе в Думе?
- Свободного времени, конечно, не остается. Завтра, например, придется заказывать чартер, чтобы, слетав на игру с "Валенсией", успеть вернуться на важное обсуждение трагических событий в Америке.
- Вас устраивает, как пресса освещает ситуацию в "Черноморце"?
- Нет. Случается - и это наша вина - интервью дают люди, которые не знают истинного положения дел. Когда мы проведем необходимые перемены в клубе, возможно, организуем презентацию нового руководства и объясним журналистам свою политику. В частности, определим периодичность и порядок попадания в прессу материалов о "Черноморце".
- Речь идет о цензуре?
- Под порядком я подразумеваю совсем другое. Если бы вы знали, что сейчас творится в клубе! На матч с "Валенсией", например, под пресс-центр переоборудовали какое-то непонятное кафе. И так у нас во всем. Цензуры же, безусловно, не будет. Чем больше о нас станут писать, тем лучше. Хорошо ли, плохо ли - главное, чтобы писали.
Записал |
Алексей ЩУКИН |