Газета Спорт-Экспресс № 223 (2716) от 28 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 29 сентября 2001 | Остальные

ВЗГЛЯД Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

ПИВОМ ОБ АСФАЛЬТ

Первое, что бросается в глаза в любом европейском городе, - велосипеды. В Австрии, Германии, Голландии, Бельгии, в множестве других мест и местечек этот вид транспорта предпочитают и тинейджеры, и клерки, и почтенного вида старушки. Иногда бывает трудно понять, каким образом всем им удается уворачиваться от более солидного транспорта, особенно в час пик, но уворачиваются же. Авария с участием двухколесной машины - редкость.

На самом деле понятно: велосипедистам отведены специальные дорожки, некая дорожно-транспортная ниша. И не дай Бог, если пешеходы, мотоциклисты или - еще того хуже - автолюбители посягнут на эти владения! Независимо от того, кто виноват в инциденте, наказывают всегда того, кто за рулем более крупного транспортного средства. Минимальная кара маленькой не кажется: прав можно лишиться лет на пять.

Как-то я услышала, что и Москва в скором времени вполне может стать таким велосипедным городом. Действительно, а что мешает? О тротуарах такой ширины, как в российской столице, города, подобные Вене, Мюнхену, Амстердаму или Антверпену, могут только мечтать. И все-таки в задумку верится с трудом. Велосипед в Москве, увы, экзотика, чтобы не сказать - нонсенс. Даже в Крылатском - той части города, которая когда-то была спроектирована именно под велосипедистов.

Задумалась я об этом не так давно - во время летнего шоссейного чемпионата России. Даже многочисленная охрана, расставленная на трассе, где шла серьезная гонка, была не в силах справляться с группами отдыхающих люде и с колясками, собаками и детьми на роликах, то и дело выскакивающими на гоночное полотно. Каждому не расскажешь, чем чреваты велосипедные столкновения, подобные тому, какое случилось, например, несколько лет назад, когда под колеса одному из сильнейших на тот момент гонщику Асяту Саитову выскочила маленькая девочка. Ребенок не пострадал. Саитов же попал в больницу с тяжелейшей травмой головы.

Случались инциденты и более чудовищные. Когда тренирующиеся в Крылатском мальчишки падали, уворачиваясь от гуляющих, а взрослые мужики, считающие велосипедистов лишь досадной помехой в собственном дворе, остервенело набрасывались на них и начинали бить ногами, вымещая таким образом страх за собственного ребенка или пса.

Теоретически, проблему можно решить кардинально: огородить трассы забором и колючей проволокой, как огородили руководители велотрека один из прудов, в который до этого сами же запустили рыбу, вызвав неиссякаемый соблазн местных любителей халявы. В случае с прудом проволока помогла. С трассой сложнее. Помимо жителей микрорайона на велосипедистов ополчились и городские защитники природы, пытавшиеся не так давно через суд доказать, что езда на велосипедах по холмам Крылатского наносит непоправимый ущерб гнездовьям пчел, популяции бесхвостых ворон и какому-то чрезвычайно редкому и оттого особо ценному кустарнику.

Не доказали. Однако прав особых спортсмены не обрели. По-прежнему каждая тренировка на шоссе - мероприятие с непредсказуемыми последствиями.

Обидно и другое. В Бельгии сейчас проходит чемпионат мира на треке. Сборный трек не бог весть какого качества установлен в хоккейной коробке. Снаружи - грязный и вороватый портовый город. И лезут в голову разные мысли. Например, о том, что в Москве не проводится и десятой части крупных соревнований, которые она могла бы провести с блеском. По тому же велоспорту. Не обязательно на треке - по маунтинбайку, к примеру, для которого холмы Крылатского подходят как нельзя лучше. Несмотря даже на огромное количество бутылок, которые в Крылатском традиционно бьют об асфальт любители вечернего пива.