Газета Спорт-Экспресс № 226 (2719) от 2 октября 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 октября 2001 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Суперлига. ЛУЧШИЕ ИГРОКИ СЕНТЯБРЯ по версии "СЭ"

Дмитрий ГОГОЛЕВ

ДЕЛИЛИ С КОВАЛЬЧУКОМ 17-й НОМЕР ХАРЛАМОВА

Месяц назад он стал капитаном "Спартака" (кстати, надел повязку впервые в своей профессиональной карьере) - и отыграл этот месяц здорово, как и подобает лидеру. Недаром стал лучшим в сентябре игроком российского чемпионата по версии "СЭ".

В НХЛ УЖЕ НЕ УЕДУ

- После того как стали капитаном, в вашей жизни что-то изменилось?

- Значительно возросла ответственность. И перед хоккеистами, и перед тренерами, и перед руководством клуба. В тяжелую минуту необходимо подбодрить ребят, повести за собой - нельзя даже вида подать, что устал, что сам, бывает, еле передвигаешь ноги.

- Вам 29 лет, по хоккейным меркам вроде бы уже немало. Но в "Спартаке" есть и куда более возрастные, причем именитые игроки. Сложностей в отношениях с ними не испытываете?

- Ветераны относятся к моему нынешнему статусу с пониманием.

- Отъезд Ковальчука за океан как-то повлиял на "Спартак"?

- Повлиял, конечно. Тройка сложилась очень хорошая, а Ковальчук действительно был игроком сильным, настоящим лидером.

- В курсе, как у него идут дела?

- Ну естественно! Илья звонит мне, Мише Волкову, обо всем рассказывает. Говорит, что в "Атланте" у него полный порядок.

- Известно, что вы с Ковальчуком - поклонники Харламова, оба хотели играть под 17-м, харламовским, номером. Как же вы этот номер делили-то?

- Дело было так. Когда я пришел в "Спартак", то сразу спросил, занят ли 17-й номер? Мне ответили: "Вот скоро получим новые свитера, и этот номер у тебя будет". А уже потом подошел Илья: "Ты взял 17-й? Ладно, тогда я возьму 71-й".

- У вас никогда не возникало желания сыграть за океаном?

- Такое желание есть, наверное, у каждого хоккеиста. Вот только предложения поступают далеко не всем. Я для себя этот вопрос уже закрыл - возраст не тот.

- Не завидуете тем, у кого получилось?

- Нет. Наоборот, радуюсь за ребят, которые сумели проявить себя в НХЛ.

ПОКА ГОТОВ НА 60 ПРОЦЕНТОВ

- Как вам нынешний чемпионат?

- Очень насыщенный календарь, времени на восстановление практически не остается. Но зато какой интересный турнир, сколько сильных команд!

- Ожидали, что "Спартак" будет в числе лидеров?

- Если честно, то нет. Хотя в большинстве прошедших игр мы действительно хорошо смотрелись. Особенно порадовал выезд в Татарию. Взять 50 процентов очков в матчах с "Ак Барсом" и "Нефтехимиком" - результат достойный. Ребята вернулись в Москву воодушевленные.

- Своей игрой в сентябре довольны?

- Не совсем. Я всегда тяжело вхожу в сезон. Думаю, в первом месяце чемпионата сыграл процентов на 60 от своих возможностей.

СРЕДИ УЧЕНИКОВ ОТЦА -
ФЕДОРОВ И КОНСТАНТИНОВ

- Вашей первой профессиональной командой, насколько я помню, были "Крылья Советов"?

- Вы правы.

- А как до этого складывалась жизнь?

- Начинал в родном Мурманске, занимался хоккеем у своего отца - Владимира Александровича. Он работал детским тренером в клубе "Судоверфь". Окончив 7-й класс, уехал в Свердловск, в спорт-интернат. Там проучился два года и вернулся в Мурманск. А уже месяца через три меня пригласили на просмотр в "Крылья". В 93-м году стал бронзовым призером чемпионата страны, выходил на лед в одном звене с Королюком и Золотовым.

- За выступлением "Крылышек" в нынешнем сезоне следите?

- А как же! Живу в Сетуни, в двух шагах от Дворца спорта, к тому же мой старший сын-третьеклассник занимается в хоккейной школе "Крыльев". Когда встречаюсь со старыми партнерами, обязательно вспоминаем те добрые времена. И, конечно, - Игоря Ефимовича Дмитриева. Так жаль, что его с нами уже нет...

- Отец продолжает давать вам хоккейные советы?

- Он как раз недавно приезжал из Мурманска, посмотрел несколько наших матчей, потом мы их обсуждали. Конечно, как детский тренер он больше внимания обращает на действия молодых игроков, но и мне кое-какие советы дает.

- Вы к ним прислушиваетесь?

- Обязательно. Не может давать плохие советы человек, который в свое время тренировал Сергея Федорова, Владимира Константинова, Александра Юдина, Сергея Баутина, Евгения Петрочинина. Ведь все они - выходцы из Мурманска.

О ПРАВИЛАХ ХОРОШЕГО ТОНА

- Давайте поговорим о вашей зарубежной карьере.

- До 95-го выступал за "Крылья Советов", потом на год уехал в Австрию. Затем еще сезон в "Крыльях", провел два года в Италии, полгода в Чехии. Вернулся в Россию, выступал за новокузнецкий "Металлург". Такой вот получился вояж.

- С Чехией все более или менее понятно - одна из ведущих хоккейных держав. А вот с Австрией и Италией - не совсем. Интересно было играть в чемпионатах не самого высокого уровня?

- Очень. К примеру, в Италии в каждой команде было по 10 легионеров. В составе "Мерано", куда меня пригласили, помимо итальянцев выступали два россиянина, два шведа, финн, четыре канадца, один американец. Разные игроки, разные школы - полный интернационал! За рубежом у меня была колоссальная практика. Потому что там действуют в два-три звена, с площадки почти не уходишь. Легионер должен забивать, вести за собой команду, ведь денег он получает больше, чем местные хоккеисты. На каждый матч надо настраиваться, постоянно себя контролировать. Там же ни баз, ни сборов - сам готовишься. В этом плане годы за границей дали мне многое. В Италии мы с Мишей Волковым завоевали золото чемпионата страны-99, а в Австрии я вместе с командой занял второе место.

- На последнем мировом первенстве итальянцы демонстрировали довольно грязный хоккей. А вы там провели два года, и вроде бы все нормально.

- Как правило, в первом периоде приходилось учить соперников правилам хорошего тона, чтобы затем спокойно играть в хоккей. Но в целом отношение к итальянцам как к нации у меня сложилось очень хорошее.

- В Чехии вы играли под руководством нынешнего тренера ярославского "Локомотива" Владимира Вуйтека. Как вам с ним работалось?

- Прекрасно. Грамотный специалист и очень хороший человек. С ним можно и просто так, за жизнь, поговорить.

- По-русски?

- Он вспоминал какие-то русские слова, я кое-что выучил по-чешски. В общем, нормально общались. Чемпионат местный мне, кстати, понравился. Там большинство команд примерно одинакового класса, лишь два-три клуба выглядят чуть лучше остальных.

- Если все было так хорошо, почему оттуда уехали?

- В Чехии мы играли втроем - Петренко, Ерофеев и я. Но потом Ерофеев перешел в другую команду, а Петренко уехал в Новокузнецк. Я остался один, а жена была беременна. Я пошел к президенту клуба и попросил меня отпустить. Недели полторы меня уговаривали остаться, но потом все-таки отпустили.

ЗНАЮ, ЧТО УХОДИТЬ БУДЕТ ТЯЖЕЛО

- Это правда, что в свое время вы отказались от предложения Ярославля из-за того, что жена не хотела уезжать из Москвы?

- Знаете, очень тяжело срываться с места, когда ребенку всего несколько месяцев. К тому же я столько поколесил по миру, что не было никакого желания вновь куда-то ехать. А тут подоспело солидное предложение от "Спартака", и все решилось само собой.

- Все эти годы семья кочевала вместе с вами?

- Конечно. Старший сын первый класс в итальянской школе окончил.

- Не задумывались над тем, чем станете заниматься после окончания спортивной карьеры?

- Думаю об этом каждый день. Знаю, что будет очень тяжело, а потому заранее прорабатываю всевозможные варианты. Не исключено, что стану детским тренером - как отец. Впрочем, пока это лишь предположения.

Петр РАЗМАЗИН