Газета Спорт-Экспресс № 230 (2723) от 6 октября 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 6 октября 2001 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2002. Отборочный турнир. Группа 1

Сегодня - РОССИЯ - ШВЕЙЦАРИЯ

"Спартак", "Сельта" и сборная России незаметно превратили двух ровесников - Валерия Карпина и Александра Мостового (у них всего-то пять с половиной месяцев разницы) - чуть ли не в братьев-близнецов. В представлении многих болельщиков, не знающих, с чего начинались их карьеры, нынешние лидеры российской сборной составляют нечто неразрывное: всегда в трудный момент вели партнеров за собой, всегда знали себе цену, всегда были уверены в себе. Вот и сейчас разделили одну судьбу на двоих - не смогут сыграть со швейцарцами.

БРАТЬЯ ПО СБОРНОЙ

И Мостовой, и Карпин - участники ЧМ-94, но тогда они были лишь одними из многих. Теперь оба - вожаки, для которых возвращение сборной в мировую элиту стало делом чести. То, что они не выйдут на поле стадиона "Динамо", - потеря. И для команды, и для миллионов ее болельщиков.

Судьбы их действительно похожи. Может, все дело в том, что сначала в "Спартаке", а затем в "Сельте" Мостовой незримо поделился с Карпиным частью своего блестящего таланта, а Карпин с Мостовым - долей своего фанатичного трудолюбия?

ОДИН БЫЛ ЛЮБИМЦЕМ БЕСКОВА.
ДРУГОГО РУГАЛИ ЗА ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ

Умышленно откладываю в сторону справочники - цифры могут лишь нарушить ткань давних болельщицких ощущений и воспоминаний. Так вот по ощущениям Мостовой для спартаковских поклонников стал своим моментально, Карпин же долго оставался инородным телом - как, скажем, сейчас Василий Баранов.

В 87-м 19-летний Мостовой уже забивал в Кубке УЕФА дрезденскому "Динамо" с бременским "Вердером" и помогал спартаковцам "вечным призерам" - спустя 8 лет вернуть звание чемпионов СССР. Карпин же в тот год приехал из Эстонии в ЦСКА, безуспешно там пробовался, был отправлен в ЦСКА-2, а в следующем сезоне оказался в заурядном "Факеле"...

Дебютного матча Мостового, как ни стараюсь, не припомню настолько ровным и красивым выдался весь сезон-87 для худенького юноши, признанного лучшим новичком года. Зато врезался в память эпизод из фильма "Невозможный Бесков" - мэтр гладит Мостового по голове и приговаривает, указывая на Черенкова: "А учиться надо у Федора..."

Да и на уровне сборных он был заметен всегда - так, в 90-м стал одним из соучастников громкой победы над звездными югославами в финале молодежного чемпионата Европы. А уже осенью 91-го, в первой сборной Бышовца, Мостовой забил в Осло единственный мяч норвежцам, который наряду с двумя нулевыми ничьими с Италией предопределил сенсационный выход на Евро-92.

Первая игра Карпина, как теперь понимаю, запомнилась куда лучше дебюта Мостового именно потому, что для выходца из нефутбольной Нарвы она была совсем нехарактерна. Да и футбол весной 90-го в "Олимпийском" в матче красно-белых с ЦСКА вышел незабываемый. 3:4 - с таким счетом чемпион страны проигрывал новичку высшей лиги, когда из запаса на правый край вышел никому не известный блондин. И началось нечто невообразимое. Одна подача Карпина - и мяч от головы известного неудачника по части автоголов Сергея Фокина влетает в ворота ЦСКА. Вторая - и Сергей Родионов головой вколачивает мяч в сетку. 5:4!

Но обещающее начало (Баранов, кстати, тоже в первой игре забил красавец-гол "Локомотиву"!) вскоре сменилось разочарованием. Новичок оказался по стилю совсем не спартаковским - пусть старательным, но до ужаса прямолинейным. Болельщиков, привыкших к красно-белому ажуру, зло брало: ну как же можно настолько не чувствовать игру?! Десятью годами позже совершенно другой уже Карпин отдаст должное своему тренеру: "Романцев научил меня играть в футбол". Это так, но как же надо было хотеть научиться, чтобы уже спустя два года, в 92-м, Карпин стал для поклонников одним из кумиров!

ОДНОМУ БЫЛО ТРУДНЕЕ СТАТЬ ИГРОКОМ. ДРУГОМУ - ЛИЧНОСТЬЮ

По сравнению с карьерой Мостового карьера Карпина развивалась с трехлетним отставанием. Первый пришел в "Спартак" в 87м, второй - в 90-м. Первый уехал за границу в конце 91-го, второй - летом 94-го. Мостового многим одарила природа. Карпин смог возвыситься благодаря каторжному труду. И - незаурядному характеру, который впервые проявился как раз в дебютном матче против ЦСКА.

Осенью 92-го, когда для нового "Спартака" (ставших легионерами Мостового, Шалимова, Кулькова, Шмарова сменили Онопко, Пятницкий, Ледяхов, Бесчастных) настала пора еврокубков, именно Карпин неожиданно выступил в роли лидера. Скажем, блиставший в чемпионате России техникой Ледяхов в суровой европейской борьбе стушевался, а Карпин в решающие моменты забил по два мяча "Ливерпулю" и "Фейеноорду". Семь лет спустя, в отборочном цикле Евро-2000, он станет бомбардиром уже в сборной. И можно представить, как ему обидно, что оба раза на пути к заслуженному триумфу словно встала судьба - и в 93-м в Антверпене, и в 99-м в Москве...

Вне футбольного поля Карпин поначалу выглядел натурой более цельной, чем Мостовой. Наверное, только так и можно компенсировать недостаток таланта. В школе до восьмого класса он учился на одни пятерки, был развитым парнем и после отъезда в Испанию к заграничной жизни привык довольно легко. Брать интервью у сверхуверенного, даже немного нахального Карпина уже в 92-м было одно удовольствие. А вот у Мостового...

В 90-м он забил удивительный по красоте гол - накрутив в манеже сразу шестерых (!) соперников из харьковского "Металлиста", как выражаются футболисты, "на носовом платке". Когда ведущий "Футбольного обозрения" передал микрофон молодому спартаковцу, болельщики замерли в ожидании. Интервью - тем более телевизионные - в те годы были редкостью, и поклонникам не терпелось услышать, как говорит их кумир. Увы, их ждало горькое разочарование Мостовой промямлил несколько невразумительных фраз, с трудом связывая слова в предложения. За него было даже как-то неудобно.

Сегодня трудно поверить, что такое когда-либо могло быть. Последние несколько лет журналисты не могут нарадоваться Мостовому - он говорит красиво, уверенно и откровенно, а мимика и жесты выдают в нем еще и незаурядного актера. Блестяще владеет испанским, французским и португальским языками. И признается, что другим человеком его, пусть и не сразу, сделала заграница...

ОДИН СКИТАЛСЯ ПО ЕВРОПЕ. ДРУГОЙ СРАЗУ ВЫБРАЛ ИСПАНИЮ

Поначалу Мостовому за рубежом пришлось несладко. Некоторое время казалось, что он встанет в один печальный ряд со многими нашими талантливыми игроками, чей дар сгинул на чужбине. Он и уходил-то из "Спартака" не мирно - в последний момент предпочел более выгодному для клуба контракту с немецким "Байером" соглашение с "Бенфикой", где теплую компанию ему составили Сергей Юран и Василий Кульков. Романцев в тот момент сгоряча заявил, что Мостового больше знать не желает, но позднее, к его чести, былую обиду простил.

Португальский отрезок стал самым неудачным в карьере Мостового. Тренер "Бенфики" хорват Ивич без лишних слов усадил его на скамейку запасных и по большому счету шанса так и не предоставил. Игрок, чье самолюбие было всерьез задето, вместе со своими русскими партнерами дал скандальное интервью корреспонденту газеты A Bola в Москве, во время подготовки к одному из матчей сборной. Разоблачение Ивича обошлось каждому в 20 тысяч долларов штрафа - и пусть вскоре тренер ушел, его преемник Тони Оливейра участи Мостового с Кульковым (Юран был единственным, кто играл) не изменил. И переход в скромный французский "Кан" выглядел первым шагом вниз по наклонной плоскости. К счастью, только выглядел...

Карпин тем временем играл в "Спартаке" и наблюдал за мучениями легионеров начала 90-х. И учился на чужих ошибках. Уехать он решил лишь после ЧМ-94, выбрав для стартового плацдарма скромный испанский "Реал Сосьедад".

Ломаные линии судеб Карпина и Мостового, сошедшиеся в спартаковской точке, стали вновь неумолимо приближаться друг к другу. У Александра прорыв наступил в "Страсбуре", где его до сих пор, по свидетельству очевидцев, вспоминают с восторгом. Там же он женился на француженке Стефани, что окончательно сделало его гражданином мира и сняло все и всяческие комплексы.

У Карпина, который рос почти на Западе - в Эстонии - и там же женился, комплексов вовсе не было. К концу первого же сезона за клуб из Сан-Себастьяна, в котором он забил больше десятка мячей, Валерий уже в прямом эфире на ТВ пел испанские песни. Но и ему до "Сельты" предстояло еще пережить трудный год - на скамейке в звездной "Валенсии". Так что и Карпину пришлось поучиться не только на чужих, но и на собственных ошибках...

ОДНОМУ - ПАМЯТНИК. ДРУГОМУ - СТАТУС ГРАЖДАНИНА ЕВРОПЫ

В 96-м в прежде серенькую, балансировавшую между первым и вторым дивизионом "Сельту" пришел Мостовой. В 97-м - Карпин. И клуб, раньше не мечтавший о еврокубках, четыре сезона подряд завершил в зоне УЕФА, а дважды лишь в последний момент упускал шанс попасть в Лигу чемпионов.

Конечно, в "Сельте" играли не только Мостовой с Карпиным, но уважаемым на Пиренеях клубом галисийцы стали именно благодаря им. Иначе Мостового не нарекли бы Царем, не установили бы на пожертвования болельщиков прижизненный бронзовый памятник в людном месте у стадиона (вначале хотели гранитный, но денег собрали на более дорогой!) и не требовали бы за его продажу в другой клуб 20 миллионов долларов отступных. Иначе Карпину, первому игроку из Восточной Европы, не присвоили бы через суд статус гражданина ЕС. В Испании капитаном команды является игрок, проведший за нее наибольшее число игр, так вот "капитанит" в "Сельте" сейчас Мостовой, а замещает его - соотечественник. И это - в испанском клубе!

Да и в сборной в последние годы дела у обоих обстоят не хуже может, лишь в нынешнем Карпин чуть сбавил обороты. Для него звездным годом стал 99-й - тесть его голов в отборочном цикле Евро-2000 оказались отечественным рекордом всех времен. И какие это были голы: победный французам на "Стад де Франс", победный же в тяжелейшей домашней битве с исландцами. И еще один - тот, что должен был стать победным. Со штрафного Шовковскому...

Для Мостового из-за хронических травм звездный для Карпина сезон сборной-99 оказался потерянным. Но он наверстал свое в следующие два года - когда, например, в Белграде, выступая на непривычном месте опорного хавбека, выиграл всю борьбу в центре и был Царем не только на траве, но и в воздухе. И теперь невозможно поверить, что на печально памятный матч 9 октября 99-го с Украиной здорового Мостового не пригласили как... не набравшего форму.

Можно представить себе обиду футболиста, но характер у него в последние годы стал, к счастью, покладистый. И домыслы о том, что может отказаться от выступлений за сборную. Мостовой всякий раз с негодованием отметал.

В отличие от порывистого Карпина он не ставил под сомнение свое будущее в национальной команде и после того, как был освистан в Санкт-Петербурге во время матча "Зенит" - "Сельта". Но и Карпин быстро отошел - не для того же он столько пота и крови (в прямом смысле - в 95-м в Салониках он играл против греков со сломанным носом в пластиковой маске!) отдал этой сборной, чтобы уйти из-за сотни горе-фанатов.

Лидерами сборной Мостовой с Карпиным были далеко не всегда. Можно вспомнить, как в 97-м, после неиспользованного Мостовым момента на последних минутах ничейного матча с Кипром, их сделали козлами отпущения и на полтора года перестали вызывать в национальную команду. Которой, может быть, той осенью и не хватило их мастерства и страсти.

Как-то сыграет сборная сегодня - вновь без них? Хочется верить, что все закончится успешно и наши герои встретят следующее лето в Японии и Корее - на главном в жизни любого футболиста турнире.

Они это заслужили всей своей футбольной судьбой.

Игорь РАБИНЕР