ФОРМУЛА-1 |
Хорошо известно: удержаться на вершине подчас не легче, чем на нее взойти. За счет чего удалось это сделать "Феррари"? Об этом корреспонденту "СЭ" согласился рассказать один из главных творцов успеха "Скудерии" - ее спортивный директор.
Жан ТОДТ
ВЫХОДНЫЕ? Я ЧТО-ТО ОБ ЭТОМ СЛЫШАЛ...
Конечно, я расстроился, когда пресс-атташе "Феррари" Стефания Бокки сообщила, что взять интервью у Жана Тодта в Монце, как договаривались, не получится. Слишком напряженный график у спортивного директора на "Гран-при Италии", объяснили мне. В итоге оказалось: зря расстраивался. В Монце Тодту действительно было не до интервью, и даже большинство моих итальянских коллег остались несолоно хлебавши. Зато когда позже мы наконец встретились, поговорить удалось вволю. До тех пор, пока моего собеседника буквально не уволокли к вертолету: смеркалось, и экипаж уже беспокоился, что лететь придется в темноте.
"ОТРАВЛЕННЫЙ ПОДАРОК"
- Жан, скажите честно: вы ждали, что сезон выйдет столь триумфальным для "Феррари"?
- Мы ставили цель победить в обоих зачетах, но предсказать перед началом сезона, что сделаем это со столь разгромным счетом, конечно, не могли. Конечно, во многом сказалось стечение обстоятельств, не всегда зависящих от нас, но все же поработали мы ударно. Еще приятнее тот факт, что мы не расслабились, достигнув основной цели, и продолжали выигрывать, уже став чемпионами!
- На пьедестале в Венгрии вы выглядели по-настоящему счастливым человеком.
- Да, причем в моей душе бурлили разные чувства - радость, гордость и даже облегчение. Ведь начиная с последнего "Гран-при" 2000 года, мы работали как сумасшедшие. Все было подчинено цели: сохранить добытые титулы. Но никогда не знаешь, получится или нет. А тут получилось. Отсюда - и облегчение. Работа не прошла даром, мы действительно остались на вершине. И я ощутил настоящую гордость!
- За себя?
- Ну, где-то и так. Ведь победа в том числе означала, что я принимал правильные решения, что наша система оказалась эффективнее, чем у соперников. Но все-таки в первую очередь это была гордость за всю команду. Когда семь лет назад Лука ди Монтеземоло (президент "Феррари". - Прим. А.П.) предложил мне пост спортивного директора, большинство друзей наперебой отговаривали меня. Называли это кто "отравленным подарком", кто "грандиозной ловушкой". Не переставали твердить, что "Скудерия" - не команда, а группа кланов, находящихся в состоянии перманентной войны между собой. Пророчили, что я никогда не выиграю, потому что в Маранелло занимаются не спортом, а политикой...
- И на вас не произвели впечатления все эти разговоры?
- Нет, я действительно долго думал, прежде чем согласиться. Но сегодня могу гарантировать вам, что ничего подобного в "Феррари" не наблюдается. "Скудерия" занимается политикой меньше всех, и дух в команде просто фантастический.
ХОККЕНХАЙМ-94 НЕ ЗАБЫТЬ
- Можно ли сравнить нынешние два титула с прошлогодними?
- Ни один чемпионский титул не похож на другой. Ни одну эмоцию невозможно пережить повторно. Во-первых, мы живые люди и не можем реагировать на разные вещи совершенно одинаково. Ну а во-вторых, и обстоятельства, и ставка на кону тоже всякий раз меняются: бывают гонки, выигранные "в одни ворота", бывают победы, которые вымучены... Некоторые забываются без следа, но победу Герхарда Бергера в Хоккенхайме в 94-м мне не забыть никогда. Это была "моя" первая победа в качестве "феррариста". Что до двух титулов 2001-го, то и они имеют свою особенность: это продолжение титулов 2000-го, то есть доказательство того, что прошлогодний успех был не случайным.
- Ну и как вам спалось накануне решающей гонки?
- Так мы ведь не знали, что она станет решающей. Могло и не повезти, и решающей гонкой стал бы, к примеру, "Гран-при Бельгии". Но вообще-то спалось нормально. Как, впрочем, и за день до этого. Я вообще люблю поспать. К сожалению, уже много лет работа не дает возможности полноценно выспаться. Так что, как только добираюсь до кровати, засыпаю моментально и крепко.
БЕЗ ПРОБЛЕМ НЕ БЫВАЕТ
- Но сезон в отличие от предыдущих прошел для вас спокойно, гладко, без особых историй...
- Да, судя по всему. Начало чемпионата сложилось для нас прекрасно: мы одержали несколько побед, в то время как у соперников были серьезные проблемы. Затем Култхард было нагнал Шумахера, но мы вновь смогли "включить турбонаддув", и в итоге за четыре этапа до финиша все было решено.
- Откуда же тогда ваша оговорка: "судя по всему"?
- Дело в том, что мы, как и все остальные, сталкивались с трудностями. Просто наши проблемы оказались легче, чем у конкурентов. А может, мы просто решали их эффективнее и оперативнее...
- Назовите основные.
- Проблемы с подвеской у Шумахера в Имоле и у Баррикелло в Барселоне. Проблема с топливным насосом у Михаэля в Хоккенхайме. Повышенный расход топлива на одних трассах, недостаточно вместительный топливный бак на других... Да и на стартах мы частенько были не столь хороши, как хотелось бы. Но все же мы - впервые, замечу, - выиграли оба титула за четыре гонки до окончания чемпионата.
- Можно ли сказать, что начинала команда этот сезон, не испытывая того груза ответственности, что годом ранее? Ведь главное вы уже сделали в сезоне-2000 - прервали беститульную серию длиной в 21 год.
- Нет, поначалу груз был не меньшим. Конечно, с одной стороны, благодаря нашим победам в 2000-м мы знали, что обладаем вполне конкурентоспособным материалом. Но с другой - понятия не имели, что нам подготовили соперники. Машина у нас была даже чуть быстрее, чем в прошлом году, да и с надежностью проблем не возникало: в начале сезона Михаэль сошел только один раз - в Имоле. Так что результаты мы показывали вполне стабильные. Вместе с тем Баррикелло оказался не настолько в ударе, как в прошлом году. Но по ходу чемпионата груз давил на нас все слабее - достигнутые результаты снимали с нас обязанность выигрывать все гонки подряд. А наших соперников, наоборот, заставляли. Так что груз постепенно перешел на их плечи...
ШАГ ЗА ШАГОМ
- Резиной довольны?
- Вернувшись в "Ф-1", Michelin поработал неплохо, в чем, правда, никто особо и не сомневался. Но замечу, что шинникам помогла и наша прекрасная машина, и ее агрессивные пилоты. Не могу не поблагодарить и Bridgestone - они тоже выглядели молодцами. Несколько раз нам пришлось использовать уже в ходе гоночных уик-эндов совершенно новую резину, ни разу не испытанную на трассах. И проблем никогда не возникало. Это придавало нам уверенности.
- Какую из гонок можно назвать решающей? И была ли таковая вообще в этом году?
- Каждая гонка по-своему решающая. Но на этот раз мы все же выстраивали свое преимущество потихоньку, шаг за шагом, а потом сумели не упустить его и развить в победу.
- Так что же, никакого секрета в вашем успехе нет?
- Даже если бы и был, мы бы его не выдали! (Впервые с начала беседы Тодт улыбнулся.) Единственный секрет - это сплоченность команды, где каждый четко знает свое место работы и трудится спокойно, не оглядываясь на интриги и не испытывая ненужного напряжения. Каждый получает прекрасную возможность раскрыться именно в том, в чем он наиболее компетентен. Может, это прозвучит нескромно, но я считаю, что наш персонал достиг совершенства. А ведь добиться мира и согласия в команде, состоящей из семисот человек, отнюдь не просто!
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
- Как строится работа с персоналом?
- Каждую победу, вернувшись с очередного "Гран-при" на завод, мы обязательно празднуем все вместе. Постоянно встречаемся, а после каждых четырех гонок проводим общее собрание всего персонала и подробнейшим образом обсуждаем ситуацию во всех секторах. Наша сила - в скромности, в том, что мы прочно стоим на ногах, а не витаем в облаках. В том, что мы готовы к самокритике, готовы признать поражение. Но лишь для того, чтобы понять, в чем его причины, и не повторить те же ошибки через две недели. И, наконец, я никогда не думаю о победе, пока машина не пересечет финишную черту, и о титуле, пока мы действительно не стали недостижимыми для соперников.
- Хорошо, секрета нет. А может, он в кадровой стабильности, которой отличается нынешняя "Феррари"? Ведь обладатели всех ключевых постов в команде продлили контракты до конца 2004 года, не так ли?
- Да, стабильность - действительно один из залогов нашего успеха. В прошлом в "Феррари" постоянно менялись руководители, инженеры, пилоты, а дело от этого только страдало. Каждая новая метла начинала мести по-новому. Причем, заметьте, я вовсе не утверждаю, что мои методы лучше. Может, любой из моих предшественников и сумел бы добиться результатов, но никому из них не давали времени. Люди в команде не знали, кто завтра будет их начальником, не знали, что и как делать. В итоге все делали, что хотели. А построить большое здание без крепкого фундамента невозможно.
ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ
- Баррикелло как часть этого фундамента не рассматривается? Ведь у него-то контракт продлен лишь на будущий год...
- У Рубенса был трехлетний контракт по принципу "2+1", то есть два года изначально и опция на третий. Мы воспользовались этой опцией и подтвердили его контракт на 2002 год. Так что речь шла не о новом договоре, а лишь об уже существующем.
- Многие считают нежелание включить Баррикелло в "группу-2004" своеобразным наказанием за то, что он вздумал покритиковать собственную команду в Австрии, где его заставили перед финишем пропустить на второе место Шумахера. Второму номеру живется непросто, согласны?
- А первому - тем более! Когда мы брали Рубенса, никто не говорил ему: "Ты будешь помогать Шумахеру, прикрывать его тылы, пропускать вперед и отдавать ему очки". Это было бы несерьезно для команды, которая борется за победы и титулы. Такой команде нужны два пилота, способные побеждать. Но, с другой стороны, на протяжении нескольких сезонов первые этапы из года в год больше удавались Михаэлю. (Спорное утверждение: в 99-м вплоть до аварии немца в Сильверстоуне Эдди Ирвин шел с ним ноздря в ноздрю, но поддержки от Тодта не получил, даже когда продолжил бороться за титул в одиночку. - Прим. А.П.) И когда Шумахер оказывался в лучшем положении в общем зачете, мы, естественно, начинали прибегать к тактическим приемам. Я понимаю, что Рубенс иногда страдал от этой ситуации и часто об этом говорил, но каждый раз мне достаточно было поговорить с ним несколько минут с цифрами в руках, чтобы он понял и принял нашу логику. Баррикелло очень горячий и амбициозный молодой человек, он тоже хочет побеждать. Но он служащий "Феррари" и, как все сотрудники команды, должен поступать в ее интересах.
"ЭРА "ФЕРРАРИ"? ДАВАЙТЕ ПОДОЖДЕМ
- Как вы относитесь к разговорам о наступлении "эры "Феррари" - по аналогии с теми периодами, когда на первых ролях были "Макларен" и "Уильямc"?
- Я вам лучше отвечу в конце следующего года. Или еще через годик. Никогда не знаешь, что впереди. У наших соперников в этом году были проблемы, но потенциал у них имеется, и они вполне могут реализовать его в следующем году. Прогрессировать они будут наверняка. И вообще в наше время, когда и машины, и поддержка производителей у многих примерно одинаковые, трудно говорить о чьей-либо "эре". Но те результаты, которых мы добились, - гарантия на будущее. Мы уже давно работаем на сезон-2002, у нас прекрасные пилоты, а техническая команда останется прежней. Так что мы наверняка будем сражаться за победы. Но это не означает, что мы автоматически все выиграем.
- Чемпионом мира Шумахер стал в Венгрии, но на этом не остановился: в Спа он опять выиграл гонку. Михаэль что, никогда не расслабляется?
- Победа в Бельгии была для нас отнюдь не проходной. В последние годы мы не были избалованы успехами в Арденнах. На этот раз обстоятельства, напротив, сыграли на нас. И мы продемонстрировали, что жажда побед у "Феррари" не иссякла на Хунгароринге.
- А насколько была важна 52-я победа для самого Шумахера?
- Важна, конечно: всего за две недели он сначала повторил, а потом и превзошел казавшийся недосягаемым рекорд Проста. Мне же особенно приятны другие цифры: для Михаэля эта победа - 33-я в "Феррари", а для самой команды - 40-я за время моего руководства.
- В сознании болельщиков Шумахер подчас предстает сверхчеловеком. В прессе тоже. А каким он видится вам?
- Сверхлюдей не существует. Михаэль - просто очень профессиональный, очень умный и очень быстрый пилот. И человек большой души, не имеющий ничего общего с тем холодным имиджем, который ему создали.
- Он изменился за последние годы?
- Да нет, основные черты его характера остались теми же. Он просто чуть "отшлифовался", стал спокойнее и отрешеннее. Наверняка и потому, что мы больше не подгоняем его, повторяя, что "Феррари" ждет титула вот уже 21 год!
НАРКОТИК - НЕ САМА РАБОТА,
А ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ
- Вы упомянули о своей сороковой победе в "Феррари". Позади восемь лет в "Скудерии" - рекорд для менеджера. Как бы вы коротко охарактеризовали этот период?
- Это были восемь лет работы и радости. Ведь главное в жизни - получать удовлетворение от работы. Если это удается, работа перестает быть работой, ибо радость от нее позволяет забыть об усталости и напряжении. Некоторые говорят, что работа - это наркотик. Но наркотик - не она сама, а то удовлетворение, что получаешь, если потрудился на славу и добился результата. Так что я счастлив, потому что выполнил то, ради чего меня в свое время сюда приглашали. Опустошен, но счастлив!
- Опустошен?
- Да, но не настолько, чтобы все бросить. Команда так великолепна, что я рассчитываю привести ее к новым свершениям.
- А моменты, когда хотелось все бросить, случались?
- Да. Иногда, когда все складывалось не так, как я планировал, казалось, что мы никогда не достигнем поставленной цели. Но я упорный: сопротивлялся и работал, не уповая на чудеса. В прошлом году, когда мы взяли два титула, хотелось отдышаться. Но я не позволил себе бросить команду, не подготовив наследника. "Феррари" дала мне столько, что я просто обязан оставить ее столь же сильной, как и сегодня. Поэтому и заручился поддержкой всей ведущей группы инженеров и Михаэля Шумахера до конца 2004 года.
- А жалеть о чем-нибудь в эти годы приходилось?
- Конечно, как и всем. Упущенный за несколько минут до финиша последнего "Гран-при" 97-го чемпионский титул - помните, когда Шумахер столкнулся с Вильневом? Аварии Михаэля в Сильверстоуне-99 или Спа-98, где он обгонял Култхарда на круг... Но это неизбежные сюрпризы, что готовит нам спорт.
- Каким вам видится 2002 год?
- "Макларен" станет быстрее, "Уильямс" - стабильнее и быстрее. Значит - два опасных соперника. Плюс новый виток войны шинников.
- Напоследок - вопрос не о работе. Как вы обычно проводите выходные?
- Что-что? (Улыбается.) А, это такие особые дни, когда не связанные с "Ф-1" люди могут не ходить на работу? Да, что-то я об этом слышал...
Алексей ПОПОВ |
Монте-Карло |