Газета Спорт-Экспресс № 237 (2730) от 15 октября 2001 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 октября 2001 | Футбол

Йозеф БЛАТТЕР: "ЧИТАТЕЛИ "СЭ" ДАЛИ МНЕ
БОГАТУЮ ПИЩУ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ"

Окончание. Начало - стр. 1

- До очередного чемпионата мира остались считанные месяцы. Как идет подготовка к первому на территории Азии чемпионату? - первый вопрос президенту ФИФА.

- Нынешнее руководство ФИФА не новичок в этом деле. Например, лично я начиная с 1978 года постоянно занимаюсь организацией турнира лучших сборных мира. Но у ЧМ-2002 есть, безусловно, специфические особенности, которые следует учитывать. Проблема прежде всего в том, что матчи пройдут на 20 стадионах, а это, естественно, увеличивает трудозатраты. Конечно, было бы оптимально иметь на обслуживании, как обычно, 10-12 арен. Тем не менее мы счастливы. Во-первых, построено столько новых стадионов. Во-вторых, футбол становится еще более популярным. Но вам, журналистам, все-таки, боюсь, придется много поколесить.

- А президенту ФИФА самому удалось побывать во всех уголках этого гигантского хозяйства?

- Пока произвел инспекцию всего лишь пяти стадионов. Но, думаю, за оставшееся время все же успею осмотреть места всех предстоящих матчей.

- Азиатские стадионы, на ваш взгляд, уступают лучшим европейским образцам?

- Ни в коем случае. Конечно, можно спорить, хороши ли они или нет в плане архитектуры, но с точки зрения технического оснащения, безопасности и комфорта претензий к ним быть не может. Среди корейских и японских спортсооружений, правда, нет такого роскошного, как в Гельзенкирхене, с выдвижным полем, но, с другой стороны, в Саппоро, как и в Германии, построен стадион с закрывающейся крышей. В Корее восемь из десяти стадионов чисто футбольные, в Японии таких меньше, но все десять находятся в прекрасном состоянии. Чемпионат мира, учитывая то, что на Востоке, как известно, умеют устраивать людям праздники, по моему мнению, обещает получиться чрезвычайно красочным.

- Говорят, что тем сборным и их болельщикам, которые по жребию попадут в Корею, будет проще, так как там жизнь дешевле.

- Должен с этим не согласиться. Так было раньше, теперь стоимость услуг и товаров в обеих странах практически одинаковая. Впрочем, сейчас во всем мире все дорого, особенно в больших городах. В том числе и в Москве.

- Есть ли у вас намерения и дальше проводить ЧМ в двух странах?

- Мне часто задают подобный вопрос, но пока, к сожалению, однозначно на него ответить не могу. Дело в том, что надо сначала дождаться итогов ближайшего первенства, понять его плюсы и минусы, а уже потом говорить о планах на будущее. С другой стороны, африканцы, которые должны будут принимать ЧМ-2010, по моим сведениям, подумывают провести турнир аж в трех странах.

- В свое время вы активно проповедовали идею проведения чемпионатов мира каждые два года. Не хотели бы к ней вернуться?

- С 1 января 2002 года вступает в силу скоординированный календарь всех футбольных мероприятий, так что до 2010 года мы что-либо менять не сможем. А после этого возможно все. Не исключено, например, что мы остановимся на системе проведения турниров раз в три года.

- Итак, чемпионат мира в Африке, насколько я понимаю, дело решенное. Между тем известно, что в этом регионе на стадионах то и дело происходят всевозможные трагедии. Как быть с этим?

- Африканцам просто нужна элементарная помощь. Если они ее получат, тогда смогут наладить безопасность на стадионах, которые далеки еще от современных требований. На них слишком много стоячих мест, да и решетки, ставшие причиной гибели людей, надо будет ликвидировать.

- Россиян беспокоит, что из-за подорожания телетрансляций они не смогут увидеть многие матчи в Корее и Японии.

- Времена, когда чемпионаты мира можно было смотреть бесплатно - а так было четыре или восемь лет назад, уходят в прошлое. Но с другой стороны, учитывая то, что сборная России попала в финальный турнир, ваши болельщики в любом случае должны получить следующий пакет телетрансляций: матч открытия, все матчи с участием сборной России плюс полуфиналы. Чемпионат мира - высококачественный продукт, позволяющий нам требовать за него соответствующую цену. Футбол же в России находится на подъеме, поэтому, думаю, за спонсорами дело не станет. Вместе с тем я убежден, что нам удастся прийти с Россией к соглашению, чтобы вашему народу все же показали все 64 матча, в чем мы чрезвычайно заинтересованы. Правда, не надо и забывать, что деньги, которые мы выручаем за трансляции, идут на благие цели. Скажем, регулярно оказываем финансовую помощь - по миллиону долларов в четыре года - каждой национальной федерации из 204 членов ФИФА. У нас еще есть сотни других интересных проектов, на каждый из которых тратим до 400 тысяч долларов. И потом каждая конфедерация, в том числе и УЕФА, получает от нас по 10 миллионов долларов.

- У ФИФА то и дело возникают конфликты с УЕФА. Пресса даже пишет о возникшей холодной войне между родственными организациями. Когда наступит долгожданный мир?

- Думаю, что он близок. Я намерен встретиться с президентом УЕФА Леннартом Юханссоном. Думаю, мы найдем общий язык, и, уверен, скоро произойдет единение.

- Смотрели ли вы матч Россия - Швейцария в прямом эфире?

- Я был в этот момент в Тунисе, где проходила одна из игр африканской Лиги чемпионов. Всегда стараюсь в ходе поездок посмотреть какой-нибудь матч. Кстати, я обычно не могу усидеть на трибуне, а спускаюсь вниз, знакомлюсь в раздевалках с игроками. А какое испытываю блаженство, когда слышу стук бутс футболистов, идущих по коридору. Еще моя слабость: запах массажного масла. Когда же возвращаюсь на трибуну, то начинаю остервенело болеть. На первый взгляд, это незаметно, так как я не имею морального права демонстрировать свои эмоции на людях, но вы бы видели, что творится в это момент с моими ногами. Как только пол выдерживает?

Впрочем, рядом в Тунисе постоянно находился мой соотечественник, который на сей раз не давал мне наслаждаться происходящим вокруг. Он постоянно куда-то звонил и узнавал последние новости о том, что происходило в Москве. Получилось что-то вроде прямого эфира. Неудачу своих земляков я воспринял спокойно, для меня это не проблема, а вот успех вашей команды, признаюсь, порадовал. Похоже, бывшие республики СССР начинают постепенно выходить из кризиса в футболе. Позитивные сдвиги в первую очередь заметны среди команд России и Украины.

- Не в ваших ли руках судьба сборной России? Не вы ли будете проводить жеребьевку чемпионата мира?

- Прежде я регулярно вытаскивал шары, но теперь хотел бы отдохнуть. Это право автоматически перешло к нынешнему Генеральному секретарю.

- Одно время ходили слухи, что ФИФА собирается построить свой стадион в Цюрихе. Теперь же пришло сообщение, что эта идея в связи с финансовыми трудностями отпала.

- Нет, не отпала. Мы ни в коем случае не отказываемся от своих обязательств. Мы лишь говорим о других сроках. На этот стадион, который будет носить имя ФИФА, мы собираемся впоследствии переселиться. Дело в том, что сейчас наши сотрудники разбросаны по пяти домам. Раньше, во времена бывшего президента ФИФА Жоао Авеланжа, нас было значительно меньше, теперь же назрела необходимость увеличить рабочую площадь. Между прочим, Авеланж продолжает регулярно навещать своих бывших соратников. Как правило, четыре раза в год он бывает в Цюрихе.

- Авеланжа, помнится, всегда величали диктатором. А как вы себя называете в глубине души?

- Я уж точно не диктатор, скорее даже тотальный демократ. Всегда стараюсь обговорить свои решения с исполнительным комитетом. Короче, руковожу ФИФА в духе консенсуса, а не коммандос. Бывают, правда, и исключения из правила, как, скажем, недавно с матчем Израиль - Австрия. Мне, как того требовала чрезвычайная ситуация, пришлось самостоятельно принимать решение. Да и то я предупредил об этом членов соответствующего комитета. Так что, поверьте, я совсем даже не диктатор.

- Господин Блаттер, я приехал к вам в гости не с пустыми руками, а привез много вопросов от читателей нашей газеты. Один из них пришел, кстати, из Израиля. Сергей Быховцев пишет: "Вы решили перенести поединок Израиль - Австрия и тем самым, на мой взгляд, поддержали террористов в их стремлении нарушить нормальную жизнь моей страны".

- События развивались так. Сроки матча и место его проведения, несмотря на просьбы австрийской стороны, были оставлены без изменения. Затем, когда пришло сообщение о взрыве российского самолета, вылетевшего из Тель-Авива, мне пришлось своей властью отложить матч. Я руководствовался тем, что аэропорт в Израиле был в тот момент закрыт. Возможно, австрийская команда долетела бы до Израиля, но не было гарантий, что она сможет вернуться обратно. Как только возникла ясность, мы назначили новую дату.

- Константин Бузмаков из Нижнего Новгорода спрашивает: "Возможно ли какое-либо введение дисциплинарных наказаний или ужесточение контроля за работой арбитров? Ведь, как показали последние матчи, очень многое зависит от судей, а их ошибки сильно вредят престижу футбола".

- Я считаю, что в идеале надо придерживаться следующих принципов. Для начала мы должны дать судьям хорошее образование, так как люди в черном действительно очень важны в футболе. Во-вторых, в профессиональном футболе должны быть и профессиональные судьи. В-третьих, если арбитры действительно допускают грубые ошибки, то их необходимо незамедлительно отстранять от работы, как это делают с футболистами, если они приносят плохие результаты.

Вместе с президентом РФС Вячеславом Колосковым я просмотрел видеозапись матча Словения - Россия. Должен признаться, что пенальти там не было. Если же судья что-то заметил до этого, то он должен был свистеть раньше, а не с таким опозданием. Да и словенцы, судя по всему, были удивлены странным решением судьи. А знаете, кто пострадал в итоге? Югославы. Ведь иначе они бы заняли в группе второе место. Отвечая же на вопрос, скажу, что в настоящий момент тот удививший всех арбитр не обслуживает матчи ФИФА, но у нас, увы, нет пока дисциплинарных законов, позволяющих за такие проступки уволить судью. Их разработкой надо будет заняться.

- "После каких судейских ошибок, - интересуется Сергей Фролов, - можно рассчитывать на переигровку матча? Любую ли ошибку судьи можно рассматривать, как ошибку, повлиявшую на результат матча?"

- Протест может быть удовлетворен только в случае, если произошла техническая ошибка. Нам пришлось как-то разбирать случай, когда один судья в Германии засчитал гол, хотя мяч вообще пролетел мимо ворот. Тем не менее пришлось рекомендовать немцам, чтобы они этот курьезный гол оставили в силе, так как это было решением судьи. Комментировать же случай с московским "Локомотивом", право, не берусь, так как забывчивость судьи можно трактовать по-разному, а по футбольным законам только соответствующая инстанция может дать заключение по этому противоречивому делу. Я вам даже не могу сказать, как бы сам поступил на месте КДК. Просто не знаю всех тонкостей разбирательства.

- Есть у наших читателей, как, например, у Викторова из Москвы, и вопрос-предложение. Он просит объяснить, почему в футболе до сих пор не применяются видеоповторы для урегулирования спорных моментов? С его точки зрения, "ссылки на то, что их введение существенно увеличит время игры, несостоятельны по следующим причинам: 1) право требовать видеоповтора спорных моментов должно быть предоставлено только капитанам играющих команд; 2) надо четко определить перечень случаев, когда капитаны вправе требовать видеоповтора".

- Если мы будем уж слишком по-научному, как здесь предлагается, подходить к футболу, если собираемся при помощи камер наблюдения разлагать на составные части все действия судьи, футболистов и тренеров, которые, естественно, допускают ошибки, то наша с вами любимая игра потеряет человеческое лицо. Да, уверен, что при постоянных перепроверках об эмоциях можно будет забыть. Футбол живет ошибками людей. Это, между прочим, игра людей, а не роботов. Так что, пока я являюсь президентом ФИФА, технические средства в качестве контроля за судейскими ошибками применяться не будут.

- Но позвольте! Вспомним хотя бы все тот же злополучный матч "Локомотива" с "Тиролем". Если бы, скажем, у четвертого судьи была возможность связаться с арбитром в поле, он бы ему указал на ошибку, и до скандала дело бы не дошло.

- Если у линейных арбитров имеются приборы для экстренной связи, почему бы не оснастить подобной аппаратурой и резервного судью! - осенило вдруг Блаттера. - Над этим стоит подумать.

- А что вы скажете об идее одного нашего читателя, выступившего под псевдонимом tuetry? Приведу ее полностью. "Несколько лет назад ФИФА заявила о своих намерениях провести крупные изменения в футбольных правилах. Действительно, вслед за этим появилось правило "Золотого гола", регламентировалось компенсированное время, проведен эксперимент с двумя полевыми судьями и др. Однако проблема определения офсайда оказалась несправедливо обойденной, хотя она, по моему мнению, одна из наиболее важных. Непонятно, почему ФИФА не предпринимает шагов в этом направлении? Может, стоит по примеру крупных теннисных турниров ввести электронную систему определения хотя бы на крупных соревнованиях, таких как ЧМ, ЧЕ (как инженер знаю, что технически это не очень сложно)? Еще большая неразбериха с понятием "пассивный офсайд", разные судьи по-разному трактуют его, то фиксируя нарушение, то нет, что неоднократно влияло на результат матча".

- С первым предложением я, как вы понимаете, не могу согласиться. И не только из-за того, что оно снова техническое. Просто для его реализации потребуется иметь через каждый метр видеокамеру, а я это себе плохо представляю. А вот с наболевшей проблемой пассивного офсайда действительно надо что-то делать. Как ни посмотришь на лайнсменов, они стоят с поднятым флажком.

- "В последнее время, - продолжает тему Александр Долгушин из Краснодара, - очень часто результаты игр зависят от ошибок арбитров. Почему невозможно увеличить количество судей на поле?" (Вопрос оказался слишком объемный, чтобы приводить его полностью, но Блаттера с его содержанием я ознакомил. - Прим. Б.Т.)

- Увеличить количество судей на поле на самом деле мы уже пытались. Например, во время кубкового матча в Италии. Аналогичные пробы прошли и в Малайзии, где целый сезон во время чемпионата мы испытывали эту новинку. Использовали ее также в одном из бразильских первенств. Но эксперименты пришлось прекратить, так как у двух судей в поле мнения регулярно не совпадали. И это понятно: один человек видит эпизод так, другой иначе. Но можно пойти иным путем - думаю, неплохо было бы привлекать больше ассистентов.

В Европе же судьи хотят выглядеть большими людьми, им хочется делать все самим, быть, можно сказать, и боссом, и секретарем в одном лице, поэтому они слишком мало используют помощников. В Африке, как я знаю, все иначе. Лайнсменам, сам видел, там доверяют отмерять девять метров, а шеф в этот момент может немного перевести дух. У нас есть еще и четвертое официальное лицо. Почему он не может, скажем, взять на себя хронометраж? Да, у меня нет сомнений, что с судьями необходимо что-то делать.

В последнее время я порой замечаю, что не засчитываются мячи, хотя они явно пересекают линию ворот. Вот свежий пример: я отчетливо видел, как мяч в матче Хорватия - Бельгия вот на столько (Блаттер показал руками отрезок сантиметров в 40) оказался за линией ворот, но ассистент, в отличие от меня, не сумел этого разглядеть. Можно будет, наверное, поставить за воротами специальных людей, с которыми главный судья в случае необходимости мог бы проконсультироваться, и таким образом решим наболевшую проблему.

- Господин Долгушин также спрашивает вас: "Не думаете ли вы уменьшить расстояние между воротами? Слишком много лишней игры в центре поля. Зритель приходит на футбол посмотреть на забитые мячи, а не на подкаты. Очень часто игры заканчиваются с минимальным счетом. И вся беда в том, что игроки бегают по полю зачастую вхолостую. К концу сезона они уже просто ползают".

- Считаю, что футболисты потому ползают к концу сезона, что устают из-за гигантского количества матчей. Но это дело поправимое. В ближайшее время, как я уже говорил, начнет действовать единый международный календарь. Благодаря ему хозяевам клубов, выжимающим ради денег из своих подопечных все соки, придется сократить количество матчей. Мало голов? Тут, на мой взгляд, вина только тренера. Именно он определяет, что надо делать на поле. Для наглядности приведу прошлый тур чемпионата Швейцарии, когда команды забили рекордное количество голов. А все почему? Да потому, что многие наставники вдруг осознали, что им пора набирать очки, и бросили мощные силы вперед. А до последнего момента только и занимались тем, что строили оборонительные редуты.

- Сергей Якупов из Перми обращается к вам, господин Блаттер, со следующим вопросом: "Не кажется ли вам, что формула отборочного турнира к ЧМ несовершенна? Сильные команды из Европы и Америки зачастую не попадают на ЧМ. В то время как откровенно слабые сборные из Азии, Африки и других регионов проходят в финальную часть напрямую. Может быть, имеет смысл стыковые матчи проводить не между командами одного региона? Например, отправить Словению играть не с румынами, а с Ямайкой, Сенегалом или другими сборными из азиатских, африканских групп. Может быть, это будет честнее?"

- Идея не нова. И не исключено, что когда-нибудь мы к ней вернемся. С другой стороны, существует квота для маленьких футбольных стран, чтобы они хотя бы один раз в четыре года могли сыграть с большими. Как же можно отнимать у таких сборных единственную возможность встретиться с корифеями? Между тем, разница в уровне между Африкой и Европой не так уж и велика, о чем наглядно свидетельствуют итоги последнего олимпийского футбольного турнира.

- Много вопросов на одну тему: "Если Россия выдвинет свою кандидатуру на проведение чемпионата мира 2010 года, будет ли она иметь шанс?"

- Шансу нее, несомненно, будет, но только после 2010 года, так как до этого времени уже все расписано. Не следует только забывать о том, что Россия, как я знаю, намерена стать хозяйкой чемпионата Европы 2008 года.

- Закончить нашу беседу я бы хотел вопросом от нашего баскетбольного обозревателя. Лев Тигай обращается к вам с просьбой вспомнить далекий 1972 год: "Насколько я знаю, на Олимпиаде в Мюнхене вы были главным секундометристом баскетбольного турнира, который завершился финалом СССР - США с легендарными тремя секундами, "золотым" пасом Ивана Едешко и "золотым" броском Александра Белова. Находились ли вы во время матча у судейского столика и что вы можете рассказать о финальном эпизоде той игры?"

- Мне очень приятно, что ваша газета помнит о моем скромном участии в знаменитом матче. Правда, у судейского столика я тогда не находился, а сидел в зале, но моя подпись под протоколом стоит, где я подтверждаю, что табло было в полном порядке. Помнится, нашей группе пришлось работать тогда до утра, чтобы грамотно обосновать справедливость победы вашей сборной. И сегодня не сомневаюсь, что мы действовали согласно букве закона. А вот американцы, похоже, так не думали. Они были взбешены упущенной победой и не явились на церемонию награждения.

P.S.Когда мы прощались, Блаттер, показывая на стопку лежащих на столе распечатанных вопросов наших читателей, дал понять, что ему было приятно отвечать столь компетентным в футбольных проблемах людям. Да и в ходе нашей беседы он не скрывал, что получил от читателей газеты "СПОРТ-ЭКСПРЕСС" богатую пищу для своих президентских размышлений.