Газета Спорт-Экспресс № 244 (2737) от 23 октября 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 октября 2001 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Ален ПРОСТ

ДУШУ ПРОДАМ ЗА РЕЦЕПТ УСПЕХА!

4 очка и предпоследнее место в Кубке конструкторов - таков итог чемпионата "Формулы-1" для команды Алена Проста - человека, которого болельщики, увы, все больше воспринимают не как четырехкратного чемпиона мира, а как менеджера-неудачника...

Готовя по ходу чемпионата серию интервью с главными действующими лицами "Формулы-1", я постарался охватить все команды, где-то встречаясь с пилотами, где-то с менеджерами или инженерами. Так сложилось, что "Прост" оказался припасенным на конец сезона. Тем интереснее: результат команды известен, и результат, к сожалению, плачевный. Самое время выслушать того, чье имя она носит.

ХУЖЕ НЕ БУДЕТ

- Может быть, я заблуждаюсь, но складывается впечатление, что из всей череды проблем и неурядиц, преследовавших вашу команду, самой тяжелой была история с уходом в "Джордан" Жана Алези.

- И да, и нет. Да - потому что такого я от Жана не ожидал. Нет - потому что в итоге это лучшее, что могло с нами произойти. Теперь я совершенно успокоился и понимаю, что отныне ситуация может идти только на поправку: хуже, как говорится, уже не будет. В конце концов рано или поздно это должно было произойти.

- Значит, вы переварили случившееся безболезненно?

- Не совсем. Мне было больно читать некоторые комментарии, которых ни я, ни команда совершенно не заслуживали. Так что в профессиональном плане это прошло действительно безболезненно, а вот в личном - не совсем.

- На ваше с Алези сотрудничество возлагались огромные надежды, а закончилось все скандалом. Неужели союз Прост - Алези заранее был обречен на неудачу?

- Я бы так не сказал. С другой стороны, нельзя и утверждать, что были собраны воедино все предпосылки к тому, чтобы сотрудничество оказалось успешным, - будь человеческий, технический или финансовый фактор. У нас вообще уже давно нет, да, пожалуй, никогда и не было полного арсенала, необходимого для успеха. Были деньги - не было хорошего мотора. Сегодня есть мотор - денег не хватает.

БЕДНЫЙ ВСЕГДА НЕ ПРАВ

- Но не обошлось ведь и без ошибок - в принятии решений, в выборе людей, в делегировании им полномочий?

- Конечно, и я отнюдь не снимаю с себя ответственности. Более того, именно я как руководитель автоматически оказываюсь главным виновником всех этих бед. Нашел ты нужных людей, оказал им все возможное доверие - кажется, теперь-то уж все должно функционировать прекрасно... ан нет - оказывается, ты просчитался. Но машина-то запущена, а она тяжела и мгновенно изменить направление ее движения уже не удается - инерция слишком велика. К тому же мало выявить элемент, где была допущена ошибка: надо быстро ее исправить, заменить слабое звено. А это тоже получается далеко не всегда: те, кто отправлялся с тобой в плавание, потеряли терпение и сбежали с корабля... Да я бы душу отдал за рецепт того, как быстро и безболезненно построить команду "Ф-1", укомплектованную правильными людьми! И не только я, уверяю. Тот же Петер Заубер потратил долгие годы, чтобы добиться нынешнего успеха (напомню, "Заубер" в Кубке конструкторов-2001 занял четвертое место. - Прим. А.П.) . Да и Жан Тодт тоже, причем, замечу, располагая средствами совсем иного уровня. Джордан начал неплохо, но потом едва не скатился на дно. Так что это в теории все просто: надо найти нужные элементы и правильно их соединить. На практике - куда сложнее.

- Тогда давайте разбирать по кирпичикам: что у вас на сегодняшний день есть для успеха, а чего не хватает?

- У нас неплохая, правильно структурированная организация. Завод, где производить машину "Ф-1" можно от начала до конца, включая самые сложные детали. Компетентные и заряженные на борьбу люди. И прекрасные партнерские отношения с "Феррари"... А чего не хватает? Финансовой поддержки и уверенности в ближайшем будущем. В "Формуле-1" ты не имеешь права быть слабым. А ведь достаточно одного слабого звена, чтобы негодной оказалась вся цепь. Возьмите "Уильямс". Когда его бросил моторист, команде при всех ее деньгах, при всем техническом совершенстве пришлось долго "скитаться по пустыне". И только обзаведясь новым официальным мотористом, она смогла вернуться наверх. А еще "Формула" - это спорт, где ты не имеешь права быть бедным. Бедный здесь не прав по определению. Его даже слушать никто не захочет.

- Неужели вы обнаружили это только теперь?

- Конечно, нет! Я это знал, еще когда сам пилотировал. Задача гонщика, который хочет побеждать, - попасть в наиболее сильную команду, потому что это единственная возможность достичь желаемого. При всем своем таланте Фернандо Алонсо, например, сможет раскрыться, только когда окажется в сильной команде, на которую сможет положиться. А еще я давно понял, что объективностью оценок в "Ф-1" никогда и не пахло. Развернуло на трассе пилота из команды-середнячка - и он уже записан в "слабаки". Развернуло Шумахера или Хаккинена - и это воспринимают как доказательство того, что он-то атакует, что он молодец, вот только машина оказалась плохо настроена... Мы сейчас слабые, а значит, подставляемся под нескончаемый огонь критики. В большей степени несправедливой. А если мы когда-нибудь поднимем голову, то те же, кто нас сейчас поливает, скажут, что всегда в нас верили и что все сработало, как они и предполагали!

ЗАГЛЯНИТЕ В БУХГАЛТЕРИЮ

- Но вы же сами признаете свою ответственность за поражение. В той же истории с Алези что-то явно не сработало, не правда ли?

- Опыт приобретается благодаря осечкам, а не победам. В истории же с Алези... Да это не поражение, а успех! Я выиграл Френтцена, я сохранил стабильность на заводе и в боксах, технический персонал команды встретил известие о смене пилотов с радостью, с облегчением! К тому же мы на этом еще и заработали. Теперь, конечно, можно говорить, что надо было любой ценой уцепиться за Жана. Но зачем?

- Контракт позволял его удержать?

- Конечно - я мог бы запретить ему переход. Но конфликт неизбежно выплеснулся бы на страницы прессы, причем с неизбежным креном симпатий в пользу пилота. Стоила ли игра свеч? Если пилоту захотелось уйти, ни к чему его удерживать, ибо он уже вряд ли сможет быть полезным команде.

- А правда ли, что ему не заплатили?

- Я вообще не понимаю, откуда взялась эта информация. Уже потом, складывая воедино части головоломки, начал догадываться, что именно и как произошло. Но то, что писалось об этом в прессе, приводило меня в бешенство: абсолютная ложь, к тому же использованная для подрыва интересов команды. Читая, что мы не заплатили за моторы "Феррари" или что Алези не получал зарплату шесть месяцев, я был в шоке! Моя бухгалтерия открыта, и журналисты имели все возможности проверить информацию вместо того, чтобы собирать слухи. Тогда бы они убедились, что за моторы заплачено еще в прошлом году, а у Жана зарплата была задержана всего-навсего две недели в июле.

- Он еще говорил, что ему обещали мотор "Мерседес", но так и не дали. Это так?

- В 99-м, приглашая Алези с Ником Хайдфельдом, я договорился с Роном Деннисом о том, что могу получить в 2000-м мотор "Мерседес", если окажусь в тупике. Но я никогда не обещал этого Алези, и в его контракте такого пункта не было. Кстати, когда я брал его в свою команду, у него не было больше ни одного предложения. "Заубер" от Алези устал, брать его никто не хотел, и он вообще подумывал о том, чтобы перейти в КАРТ. А я его взял и положил зарплату в три раза большую, чем он получал в "Заубере"! Так что, если говорить о невыполненных обещаниях, ему стоит напрячь как следует память. И помолчать.

РОКОВОЕ ПИСЬМО

- Ну а это злополучное письмо, которое команда послала Алези? (Как уже сообщал "СЭ", поводом для разрыва пилот назвал письмо, полученное им после "Гран-при Франции" от адвоката Проста. В нем Алези якобы уведомлялся о вычетах из его жалованья в связи с нарушением ряда пунктов контракта. - Прим.ред.)

- Мне не хочется обсуждать это публично, но это письмо назревало. И послано было не случайно. Жан, правда, тут же вытащил эту историю на свет и постарался предстать невинной жертвой. Я поступил в интересах команды. Главное, что в итоге мы только выиграли. С точки зрения отношений в команде и подхода приобретение Френтцена поистине бесценно.

- Ваша "война" с Алези продемонстрировала соотношение сил пилот - менеджер: имидж действующего гонщика всегда возьмет верх. Даже против четырехкратного чемпиона мира. Согласны?

- Начальник всегда уступает в симпатиях подчиненному. Даже если речь идет о Просте. О чем больше говорят - о Кубке конструкторов или о титуле чемпиона мира? Мне жаль только, что Алези не только сделал эту историю достоянием общественности, хотя мы договаривались, что все останется между нами, но и перевел ее в личный конфликт! С самого начала работы в этой команде я всегда разделял дружбу и работу. И прежде чем отправить Жану упомянутое письмо, позвонил ему, чтобы объяснить причины и попросить не придавать этому документу чрезмерного внимания. Я за карьеру такие письма получал не раз, да и он наверняка тоже. В "Ф-1" подобное не редкость: обязанность руководителя - указывать на то, что его не устраивает, и персоналу, и пилотам. Даже таким, как Жан Алези. Пусть у тебя прекрасная зарплата и куча прав, но не надо забывать и об обязанностях. При этом партнеры и акционеры требуют отчета, и руководитель не должен отвечать в одиночку. Успех команды зависит от всех.

ШТОПОР

- И вы уверены, что на дальнейшей ситуации в команде этот конфликт не скажется?

- Абсолютно. Мы уже думаем о будущем, работаем над новым проектом. И этот удар, пусть даже ставший достоянием гласности, в итоге останется в нашей истории лишь незначительным эпизодом. Моя задача сейчас - сохранить Френтцена, создав ему наилучшие условия. Мы должны доказать, на что способны.

- И на что же? Ведь ходят слухи о ваших огромных долгах, о том, что команда на грани банкротства, о том, что она может быть продана каким-то арабам или полностью перейти в собственность вашего совладельца Педро Паулу Диница...

- Пока на этот счет сказать ничего не могу. Отныне я решил говорить о "Просте" лишь тогда, когда смогу дать точную, ясную, полную и окончательную информацию. Но это сложно - потому что не хватает денег, потому что не все спонсоры вовремя выполнили свои обязательства, потому что многие "с лучшими намерениями" пытаются усугубить наши проблемы.

- Но вы остаетесь оптимистом?

- Да!

Это слово Прост не произнес, а буквально выстрелил. Будем надеяться, что его уверенность имеет под собой основания и что бывшая команда "Лижье", крепкий середняк, вошедший при нем в штопор, сумеет из него выбраться. И не исчезнет со сцены, повторив судьбу "Брэбхема", "Лотуса" или "Тиррелла"... Будем надеяться, что Прост найдет тот самый рецепт успеха, за который предлагает душу.

Алексей ПОПОВ

Монте-Карло