Газета Спорт-Экспресс № 258 (2751) от 9 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 ноября 2001 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

СБОРНЫЕ СССР/РОССИИ

1962. ЧИЛИ

Валентин ИВАНОВ

О таких, как Иванов, говорят: родился в рубашке. Да и время появления на свет он "рассчитал" с филигранной точностью. Талант блистательного во всех отношениях форварда расцвел пышным цветом в конце 50-х - начале 60-х годов, а ведь не было, пожалуй, в истории советского футбола периода более яркого и плодовитого. Да и восхождение грозного нападающего к высотам сначала признания, а потом и громкой славы, по словам выдающегося тренера Виктора Маслова, "не знало зигзагов и отступлений". Он шел не сворачивая: от дебюта в команде мастеров в 18 лет к приглашению тремя годами позже в сборную страны, званиям олимпийского чемпиона в 22, заслуженного мастера спорта в 23 и, наконец, завоеванию Кубка Европы в 26.

Спортивная карьера, словом, у Иванова сложилась на зависть. Манера игры его - эффектная и воздушная - создавала впечатление, что не только по полю, но и по жизни форвард, образно выражаясь, порхает. Однако на деле все было далеко не так. Еще семилетним Валентин узнал, что такое война, а в 15 пошел работать, чтобы помочь матери, двум братьям и сестре. Трудолюбие помогло ему потом и в футболе.

Болельщики, которым посчастливилось видеть Иванова в деле, рассказывают о его творчестве не иначе как в превосходных тонах. Великолепный дриблер, с коварным ударом и замешанной на хитрости манерой перемещаться по газону, на первый взгляд он не отвечал существовавшим тогда представлениям об истинном голеадоре - массивном, пробивном, таранном. И только результативность футболиста утверждала во мнении: один из лидеров столичного "Торпедо" свое дело знает твердо. Шутка ли, только в чемпионатах страны с 52-го по 66-й бомбардир наколотил за свой клуб 124 мяча! А ведь к ним следует приплюсовать еще и 26 голов за сборную страны, где он бессменно представительствовал ровно десять лет - с 55-го по 65-й. Высокая стартовая скорость, широкий диапазон действий, прекрасное видение поля заставляли считаться с ним даже самых именитых защитников. Но все их старания, как правило, пропадали даром. Так было и во время чемпионата мира 1962 года в Чили, где Иванова опекали очень старательно, но так и не помешали ему войти в число лучших бомбардиров.

Тем не менее вспоминает ветеран о том звездном для себя турнире весьма неохотно. И есть отчего. Команда наша, как и на предыдущем первенстве планеты, дошла лишь до четвертьфинала, победив по дороге югославов (2:0), сыграв вничью с Колумбией (4:4) и повергнув команду Уругвая (2:1). После чего споткнулась на хозяевах - чилийцах (1:2). В каждом матче Иванов отличался результативными ударами (всего их было четыре), колумбийцам провел даже два мяча, но именно этот матч Валентин Козьмич до сих пор считает роковым. А и впрямь: вести к началу второго тайма со счетом 4:1 и с треском провалить концовку - на подобное развитие событий ни он, ни его партнеры (а сборная наша выставила звездный состав - Яшин, Чохели, Масленкин, Островский, Воронин, Нетто, Численко, Иванов, Понедельник, Мамыкин, Месхи), естественно, не рассчитывали.

Вот как сам голеадор описывает происходившее на поле стадиона имени К.Диттборна города Арика: "Кто первый поддался панике - этого никто никогда не узнает. Но, подобно куче сухого хвороста, в который брошена горящая спичка, ею тут же была охвачена вся команда. Умом каждый из нас понимал, не мог не понимать, в чем наше спасение: надо постараться вернуть игру в прежнее русло, взвинтить темп, заставить противника вновь обороняться, попробовать забить еще гол. Умом мы понимали и это, и то, что подобное нам по силам - ведь команде противостоял далеко не первоклассный соперник. Но какая-то неведомая сила вдруг обрушилась на нас и стала гнать к своим воротам. Защитники кричали: "Идите вперед, атакуйте!" А нас несло назад, будто в нашей штрафной был упрятан магнит".

Матч тот, по мнению Иванова, психологически надломил советскую команду, и, кто знает, быть может, именно затраченной на борьбу с самими собой энергии нашим футболистам не хватило во встрече с чилийцами.

Так или иначе, но по возвращении домой все списали на плохую игру Льва Яшина. Ошибки его футбольные чиновники подсчитали с завидной скрупулезностью и вынесли вердикт - виновен! С легкой руки ангажированной прессы даже болельщики принялись регулярно устраивать вратарю обструкцию.

Уход Иванова из большого футбола в 66-м во многом тоже спровоцировали болельщики. Хотя приложило к этому руку и торпедовское руководство. Но главное все же сделали трибуны, с которых чуть ли не на каждой игре бывшему кумиру кричали: "Пора на пенсию!", "Балерина!" и прочее, прочее, что творчеству на поле отнюдь не способствовало. И Иванов повесил бутсы на гвоздь. Повесил, чтобы стать тренером и уже на новом поприще доказать: футбол для Мастера в любом его проявлении - открытая книга.

Юрий ИВАНОВ