Газета Спорт-Экспресс № 258 (2751) от 9 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 10 ноября 2001 | Футбол - Чемпионат мира

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЧМ-2002

В ГНЕЗДЕ У "ОРЛОВ КАРФАГЕНА"

СБОРНАЯ ТУНИСА

Команда небольшой страны с Севера Африки второй раз подряд и третий в своей истории вышла в финальный турнир чемпионатов мира.

Трудно сейчас представить мировое первенство без "Неукротимых львов" из Камеруна, нигерийских "Суперорлов" или "Бафана-Бафана" из Южной Африки. Эти сборные, как и ганские "Черные звезды" и египетских "Фараонов", по праву относят к элите африканского футбола. Тунисскую команду которую болельщики прозвали "Орлами Карфагена", в этот ряд поставить трудно, хотя в рейтинге ФИФА она сейчас разместилась выше любой другой африканской команды - на 25-м месте, лишь чуть-чуть уступая россиянам.

Но рейтинг - понятие условное. И сами тунисцы весьма сдержанно относятся к высокому полету своих "орлов", которые до сих пор ничего не выиграли даже на континентальном уровне. В этом я убедился во время недавней поездки по Тунису, куда был приглашен министерством туризма этой страны и где в начале января будущего года, возможно, пройдет 6-й Международный фестиваль футбола, который проводят "Комсомольская правда" и фирма "Футбол-Маркет". Правда, собеседники неизменно переполнялись гордостью, когда речь заходила о выступлении команды на чемпионате мира-78 в Аргентине.

ПОДАРОК ВСЕЙ АФРИКЕ

Формально окно в мир для африканского футбола прорубали Марокко в 1970 году и Заир четыре года спустя, пробившиеся в финальные турниры чемпионатов мира. Но своей игрой и те, и другие это окно едва тут же не заколотили. Особенно неудачно сыграли заирцы - три поражения в трех матчах (при разности мячей 0 - 14), в том числе разгром от югославов со счетом 0:9. Марокканцы же одну встречу свели вничью.

Так что в 78-м именно Тунису пришлось доказывать всему миру, что африканцы не будут мальчиками для битья на мировых фестивалях футбола. И сделано это было с блеском.

"Тогда мы преподнесли всей Африке огромный подарок", убеждал меня и коллег с НТВ+ вице-президент Федерации футбола Туниса Отман Дженайа, с которым мы беседовали в его офисе в городе Сусе (он одновременно является президентом местного клуба "Этуаль дю Сахель" и руководит 4-звездочным отелем "Теж Мархаба"). Но с ним никто и не спорил. В Аргентине Тунис в первом же поединке добыл первую для Африки победу (3:1 над Мексикой), а затем почетно сыграл вничью (0:0) с самими чемпионами мира - футболистами ФРГ. Все это убедило руководство ФИФА в том, что континент в дальнейшем достоин быть представлен в финальных турнирах тремя командами...

С тех пор "Орлы Карфагена" болельщиков особо не радовали, если не считать выхода в финал Кубка Африки-96. Потому-то очень трудно словами описать восторг тунисцев в связи с победой их "молодежки" на проходивших недавно у них дома Средиземноморских играх. Ведь ко всему прочему то была первая победа Туниса на международной арене в каком бы то ни было командном виде спорта! Но, может быть, она и первая ласточка, вестник грядущих успехов главной футбольной команды Туниса? Ответ на этот вопрос я и попытался найти, побывав в гнезде "Орлов Карфагена".

А ПУСТЫРИ ПУСТУЮТ

"Футбол у нас - спорт номер один". Фразу эту я не раз слышал в каждой из десятка стран Африки, где довелось побывать. И только в Тунисе на первых порах закрались сомнения. За неделю в середине сентября проехал по ее средиземноморскому побережью более 1 000 000 метров (так уж принято там обозначать расстояния на дорогах - "До ближайшей заправки 8 000 метров"). И за все это время ни разу, как ни напрягал зрение и ни протирал очки, не увидел стаек мальчишек, гоняющих мяч на каком-либо пятачке между домами или на пустыре...

Возможно, мне не повезло, и ездил я не по тем дорогам и улицам. Но ведь в тех же Нигерии, Камеруне или Гане юные футболисты мозолят вам глаза, превращают в поле любой пригодный клочок земли, от рассвета до заката с упоением босиком гоняют мяч, поднимая при этом в небо столбы красной пыли. Так в Африке и появляются на свет Божий футбольные технари-самородки, которых опытным специалистам-тренерам остается лишь "огранить" - обучить тактике и командной игре.

Футбольные площадки в поле зрения время от времени все же попадались. И какие! Ровные, как бильярдный стол. С воротами, разметкой и огражденные сеткой, а некоторые даже с освещением. Но пустые... А ведь школьники в то время еще были на каникулах.

"Здесь принято играть в футбол рано утром или под вечер, когда не так жарко, - пояснили мне потом. - Да и пустыри использовать не обязательно, ведь удобные поля есть при каждой школе или колледже". Что же, логично. Но в сознании все же как-то не уживаются заявленная народная страсть к футболу и это стремление к порядку и комфорту. Тем более когда есть возможность сравнить Тунис с другими африканскими странами.

Юных футболистов я все же увидел. В Сусе, в школе "Этуали". На расположенном рядом с великолепным стадионом тренировочном поле две команды облаченных в опрятную форму и бутсы мальчишек 8 - 12 лет катали мяч под руководством тренера - бывшего игрока клуба. А еще несколько десятков малышей жадно за ними следили, ожидая указания выйти на поле. Их с детства приучают к организованности и порядку. Но, убежден, новым Джорджам Веа, Нванкво Кану или Патрикам Мбома заявить о себе в таких условиях ой как трудно.

ТУНИСЦА ТРУДНО СДВИНУТЬ С МЕСТА

Из нынешних игроков сборной Туниса ни один, пожалуй, не может похвастаться тем, что его имя на слуху у любителей футбола далеко за пределами страны. А ведь они в большинстве очень опытные футболисты - в основе играют шесть человек, которым уже за тридцать. Но, пожалуй, только узкий специалист назовет клубы, за которые выступают 30-летний левый защитник Тарик Табе (41 матч за сборную) или играющий в центре обороны 33-летний Сами Трабелси (61).

Относительно известен нынешний лидер команды 30-летний полузащитник Зубер Бейя, который сейчас защищает цвета турецкого "Бешикташа". Еще недавно плеймейкер "Орлов Карфагена" играл за середняка бундеслиги "Фрайбург", за который продолжают выступать его соотечественники Адель Селлими и Мехди Бен Слиман. Правда, в национальную команду из этой немецкой пары вызывали только Селлими, да и то не каждый раз - он принял участие в трех из десяти матчей в отборочном цикле ЧМ-2002. Даже в чемпионате Франции, где многие клубы чуть ли не на четверть состоят из футболистов-африканцев, тунисцев - кот наплакал.

Почему же футболисты Туниса не пользуются спросом на мировом рынке, как их коллеги из Марокко или Алжира, не говоря уже о Нигерии или Камеруне? Может быть, федерация ставит на пути отъезда игроков за рубеж какие-то препоны? - Все очень просто: хорошие футболисты прекрасно живут в Тунисе, зарабатывают значительно больше, чем их коллеги в марокканских или алжирских клубах, - объясняет Дженайа. (Среднемесячная зарплата по стране составляет около 350 долларов в месяц, а футболисты, очевидно, получают на порядок больше. - Прим. Г.П.). - И куда попало они не поедут. Это ведь не футболисты из Черной Африки, которые дома ютятся с братьями и сестрами по пять человек в одной комнате.

Хотя следует признать, что сложилось мнение, будто тунисцы испытывают трудности с адаптацией к жизни во Франции и других европейских странах. Мы - не кочевники, и смена мест действительно дается нам не так легко, как алжирцам или марокканцам. И надо предложить тунисцу гораздо больше денег, чем он получает, чтобы сдвинуть его с места. Но и при этом сейчас довольно много наших футболистов оказалось на карандаше у европейских селекционеров. За "Дженоа" Франческо Скольо в итальянской серии В уже выступают, и очень удачно, четыре тунисских игрока. Это понятно, ведь бывший тренер сборной Туниса лучше других знает их потенциал. Легионеров могло быть и больше. Беда в том, что тунисские клубы не получают заманчивых предложений - наших лучших игроков хотят приобрести за гроши...

В словах президента клуба, очевидно, есть большая доля истины. Тунисцы в среднем живут очень неплохо. На улицах их городов я не видел нищих и попрошаек, буквально заполонивших Лагос, Яунде, Аккру... Хотя, возможно, крупнейшие центры в Тунисе в канун Средиземноморских игр очистили от "нежелательных элементов", как это сделали в 80-м в Москве в период Олимпиады. Но очень не хочется верить, что и здесь меня ловко провели, как это сделал торговец в Сусе, продавший "козинкаки из миндалая". Под тонким слоем миндаля оказался... арахис.

Но дело не только и не столько в высоком уровне жизни. Как на спрос, так и на стоимость тунисских игроков негативно влияет отсутствие весомых успехов у национальной команды. Из Франции с ЧМ-98 "Орлы Карфагена" уехали едва ли не с пустыми руками: ничья и два поражения в трех матчах и только один забитый мяч. Не было ни яркой игры, ни результата. А ведь известно, что камерунцы вошли в моду после впечатляющего выступления на чемпионате мира-90 в Италии, а нигерийцы резко подскочили в цене после победы на Олимпиаде-96 в Атланте...

"ОРЛЫ" СИЛЬНЫ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИГРЫ...

Чем же сильна сборная Туниса, в которой по большому счету сейчас нет ни одной яркой звезды даже континентального масштаба? Ее костяк составляют добротные, физически крепкие игроки столичных "Эсперанс" и "Клуб Африкэн", а также команд из Суса и Сфакса. Она отлично организована и дисциплинированна, каждый игрок в меру способностей выполняет указание тренера. На фоне соперников по отборочной группе этого вполне хватило. Но даже после разгромных побед на своем поле над сборными обоих Конго (два раза по 6:0) тунисцы не произвели на экспертов сильного впечатления своей игрой с ярко выраженным акцентом на оборону.

Их действия на поле порой даже сравнивают с метрономом: выверенные четкие движения без ярких всплесков и очевидных провалов. Такая игра приносит очки, но вряд ли может увлечь и вдохновить... Да и сборной она громких побед пока не принесла. В ключевых поединках с ивуарийцами - главными конкурентами в борьбе за путевку в Японию и Корею - Тунис довольствовался ничьими. В гостях вел 2:0, но позволил сборной Кот-д'Ивуара отыграться, а дома отыгрался уже сам.

В отличие от национальной команды на счету тунисских клубов немало достижений. Та же "Этуаль" за последние десять лет выиграла четыре континентальных трофея и еще один раз играла в финале. У "Эсперанс" - пять кубков и два финала. И все это благодаря хорошей организации игры и футбольного дела.

У ведущих клубов страны - отличная инфраструктура. Я бы сказал, европейская, а совсем не африканская. И такое же отношение к делу. Видели бы вы, как замахал руками тренер "Этуали", увидев идущего к полю во время тренировки команды оператора НТВ+ с видеокамерой на плече. "Никаких съемок", - категорически заявил он, полагая, что мы - "шпионы кейптаунского "Аякса".

ПРЕЗИДЕНТ ЛЮБИТ ФУТБОЛ

- Успехи наших клубов и сборной прямо связаны с поддержкой, которую лично президент страны Бен Али и государство оказывают в Тунисе спорту в целом и, в частности, футболу, - растолковывал нам вице-президент федерации. - Клубы полностью освобождены от уплаты налогов. Не надо тратить средства и на аренду стадионов, строительство которых ведется за счет бюджетных средств. К Средиземноморским играм, например, в столице был возведен новый красавец стадион на 60 000 зрителей, где теперь будет играть сборная. Все знают, какими накладными бывают порой выезды за рубеж на матчи континентальных кубков. Так вот, министерство спорта компенсирует клубам 50 процентов связанных с этим расходов.

Регулярное участие в африканских кубковых турнирах позволило нашим игрокам набраться опыта. Поездки в Мозамбик, на Занзибар, в Кот-д'Ивуар научили их играть и в 40-градусную жару, и на полях-пашнях, где два точных паса подряд - уже чудо. Привыкли они и к неприятным сюрпризам, которые могут поджидать команды в гостиницах незнакомых городов. И, самое главное, избавились от комплекса чужого поля.

КОМПЛЕКС ЧУЖОГО ПОЛЯ

Последняя реплика Отмана Дженайа упала на хорошо подготовленную почву. Перед встречей с ним я побывал в Тунисе на двух матчах в столице с участием молодежной сборной в рамках Средиземноморских игр, а также в Сусе на первом поединке "Этуали" с кейптаунским "Аяксом" в 1/4 финала Кубка Конфедерации африканского футбола.

Нельзя сказать, что гостей "убивали". Все вроде было по делу. Но в итоге в каждом из этих матчей тунисцы пробили по пенальти (забили только один). И две встречи из трех их соперники завершали вдесятером. Именно удаление юного итальянца (команда с Апеннин была составлена из 17-летних игроков) уже на 7-й минуте первого тайма финального матча и реализованный пенальти позволили "молодежке" Туниса выиграть футбольный турнир Средиземноморских игр.

Но вот с самими тунисцами этот номер не проходит. В пяти матчах на выезде в этом отборочном цикле они одержали четыре победы при одной ничьей, пропустили только четыре мяча, сами забив одиннадцать.

СКОЛЬО, КРАУЦЕН, МИШЕЛЬ...

К выходу "Орлов Карфагена" в финальный турнир приложили руки два иностранных специалиста - итальянец Франческо Скольо и немец Экхард Крауцен. Скольо отправили в отставку в марте этого года, а Крауцена - после завершения отборочного цикла, когда путевка в Корею и Японию уже была в кармане.

Понятно, когда федерации расстаются с тренерами, которые не сумели обеспечить результат. Здесь же отказались от услуг победителя. А тунисские газеты к тому же облили его грязью, поставив под сомнение компетентность и утверждая, что успехи команды - "результат благоприятного стечения обстоятельств и плод работы предшественников". Закралась подленькая мысль: вот сейчас назначат нового тренера из своих. Как же - национальная гордость!

- В отставке тренера не надо искать политику, - настаивает вице-президент федерации футбола Туниса. - С Крауценом мы разошлись по нескольким важным вопросам. В первую очередь камнем преткновения стал молодой Слим Бен Ашур, выступающий за французский "ПСЖ". Он имел право играть за сборную Франции, и его активно склоняли к этому. Руководство федерации, министр спорта убедили отца футболиста повлиять на перспективного парня с тем, чтобы тот защищал цвета Туниса. Слим согласился. Его вызвали в сборную на последний матч отборочного турнира с ДР Конго. Президент федерации попросил тренера выпустить его на поле хотя бы на пару минут, чтобы "заиграть" за сборную. Но Крауцен твердил, что это - чисто технический вопрос, и требовал, чтобы никто не вмешивался в его работу. В итоге он не включил парня даже в заявку, и тот наблюдал за игрой с трибуны.

Были у нас веские основания отказаться и от услуг предшественника Крауцена Скольо. Тот вдруг попросил разрешить ему совмещать работу в сборной Туниса с руководством... итальянским клубом "Дженоа". Как вы себе это представляете? Естественно, пойти на это мы не могли.

Смена тренера именно сейчас не создаст никаких проблем. (Уже после нашей беседы тунисская федерация подписала контракт с известным французским специалистом Анри Мишелем. - Прим. Г.П.) . Как раз наоборот. Не испытывая никакого давления, он до мая сможет спокойно следить за игроками в национальном чемпионате, проверит их в серии товарищеских матчей. В этой связи перед командой не ставится задача победить на предстоящем в январе в Мали чемпионате Африки. Федерация рассматривает этот турнир лишь как этап подготовки к чемпионату мира. А вот в Японии и Корее ей установлена планка - выйти из группы.

ФАНАТЫ ОБХОДЯТСЯ БЕЗ БУХИ

Очень сомневаюсь, что болельщики в Тунисе поддержат такую программу федерации. Как бы важно и престижно ни было участие в чемпионате мира, они заждались трофеев. В Японии и Корее "Орлы Карфагена" вряд ли вспорхнут высоко и скорее всего окажутся среди тех, о ком потом скажут: "А также участвовали..."На полях Мали в январе у них больше шансов проявить себя.

Надо видеть, как любят и поддерживают в Тунисе свои команды. На Средиземноморских играх во время гандбольного матча Тунис - Марокко забитые до отказа трибуны зала спортивных игр так дружно топали ногами, что казалось, массивное здание скачет на месте. А расслышать что-то в ни на секунду не стихавшем гуле было невозможно. И при этом никого нельзя было назвать бухим - от названия популярной местной инжирной водки бухи (37 градусов). Утверждают, что рецептуру этого напитка когда-то завезли в Тунис наши моряки.

На матче "Этуали" с кейптаунским "Аяксом" пестрый фанатский сектор дружно пел гимны клубу все 90 минут игры. Правда, при этом стадион был заполнен едва ли на четверть. Как мне объяснили, болельщики в Сусе обиделись на команду за то, что она ранее уступила в финале Кубка страны...

УЧЕНИК ПАРАМОНОВА

- Я - ученик Алексея Парамонова, - с гордостью заявил президент "Этуали". - Вот на стене снимок. Мне, тогда капитану команды, вручают Кубок страны 1966 года. В тот год мы сделали дубль, выиграв и первенство страны. А работал с командой как раз Парамонов.

Россияне оставили заметный след в тунисском футболе. Очевидно, у Парамонова в этой африканской стране было много учеников. Он дважды работал с "Этуалью" - в 1965 - 1967 годах и в 1976 - 1977. Позднее тренировали клуб из Суса наши Евгений Кучеревский и Борис Игнатьев.

Да и на поле россияне кое-что показали. Футболки "Этуали" в свое время надевали спартаковец Олег Кужлев, московские железнодорожник Дмитрий Горьков и торпедовец Иван Паземов.

Паземов в "Этуали" не задержался. Сопровождавший нас в поездке по стране сотрудник посольства Туниса в Москве Амед Маджюф намекнул, что у торпедовца не все было в порядке с соблюдением режима.

Возможно, итак. Но, как мне рассказали очевидцы, начал Иван свою карьеру в клубе здорово. В дебютном матче вышел на замену в конце второго тайма и тут же забил. В следующей игре выпустили после перерыва - и снова гол. А когда поставили в основу, он вдруг стал для партнеров "человеком-невидимкой" - его перестали замечать на поле. А ведь говорить о засилье легионеров, лишающих тунисских футболистов рабочих мест, не приходится. До прошлого сезона в стране действовала квота - не более двух легионеров в команде. И лишь с сезона2001/02 ее увеличили до трех. Но ожидать появления новых игроков из России в Тунисе пока не приходится.

- Нам очень нужны полузащитники-созидатели, и мы готовы поискать их в российских клубах, - признается президент "Этуали". - Но ведь даже за игрока, находящегося на дальних подступах к основе своей российской команды, у нас просят 800 000 долларов...

Что ж. Российских футболистов за гроши теперь тоже не продают.

Григорий ПОТАПОВ

Тунис - Москва