СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ЛИЧНЫЙ АРХИВ |
Владимир АСТАПОВСКИЙ
В сочинении "кричалок" армейские болельщики, не в обиду им будь сказано, от спартаковских отставали всегда. Возможно, потому, что успехов у красно-синих в последние десятилетия было меньше - а значит, и героев, достойных того, чтобы о них слагали стихи и песни. Но клич "Лучший вратарь московский - это Вова Астаповский!" в 70-е над трибунами разносился часто. Потому что даже в худшие для ЦСКА времена, когда команда не играла, а мучилась, уныло возя мяч по полю, ее вратарь был единственным, кто не заслуживал упрека. Единственным, кто бился изо всех сил, исправляя, насколько мог, ляпы защиты и пытаясь - чаще всего безуспешно - завести партнеров.
В 76-м он стал лучшим вратарем не московским - всего Советского Союза. И лучшим футболистом страны. Тогда же попал на Олимпиаду в Монреаль - первым номером советской сборной, и это при здравствующем обладателе Кубка кубков и Суперкубка Евгении Рудакове!
Но Астаповский самым счастливым своим сезоном считает не 76-й, а 75-й, когда работал под руководством Анатолия Тарасова. Великий хоккейный тренер начал знакомство с оскорбительного: "Ты - не вратарь!" А в конце чемпионата попросил прощения: "Не отстоял я тебя, Володя, не дали тебе "лучшего вратаря". А ты ведь лучший..."
И самым удачным своим матчем он - вратарь! - называет игру 75-го в Киеве, в которой "Динамо" (за две недели до победного финала Кубка кубков) разгромило ЦСКА 3:0. Могло забить и шесть, и восемь, не будь в воротах Астаповского. После матча сами киевляне в восторге вынесли его с поля на руках, а Валерий Лобановский призвал в олимпийскую сборную.
Вот такой неожиданный взгляд на собственное прошлое. Свой взгляд, который он вовсе не считает нужным сверять с общепринятым. И, может, оттого и ушел из футбола не так, как должно игроку такого уровня, и послеспортивную жизнь строил с трудом. Но все возвращается на круги своя - и теперь Владимир Астаповский, наконец, занимается тем, о чем всегда мечтал: в родном ЦСКА учит мальчишек играть в воротах. Ему есть чему их научить, хотя (вот вам еще одно неожиданное и совсем уж несправедливое к себе высказывание) сам он говорит: "Никогда не считал себя большим вратарем. Вот Леня Шмуц - это был вратарь. От Бога..."
Борис БОГДАНОВ
ФОТОГРАФИИ ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА Владимира АСТАПОВСКОГОСМОТРИТЕ В ФОРМАТЕPDF |