СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
2700 МИНУТ БЕЗ ЗАМЕНЫ
Капитан московского "Спартака" Егор ТИТОВ - единственный игрок чемпионата России в высшем дивизионе, кто провел все 30 матчей первенства-2001 с первой минуты до последней!
ПРОКОЛЫ В ПРОТОКОЛАХ
На протяжении всей истории отечественных чемпионатов протоколы футбольных матчей вступали в разного рода конфликты с публикуемыми в прессе техническими отчетами, что вызывало массу вопросов и головную боль как у считающих, так и у читающих. Не наступил мир между конфликтующими сторонами и в нынешнем году. Вновь приходится сопоставлять, уточнять, объяснять...
Уверен, и на сей раз годовой статистический отчет по итогам чемпионата России-2001, который вы найдете на 3 - 6-й страницах "СЭФ", породит бурный поток недоуменных вопросов. Если не предотвратить, то по крайней мере значительно ослабить его и призван данный комментарий.
ГОЛЫ
Протокол - официальный документ. Достоверность каждого слова, цифры, факта, в нем содержащихся, скреплена подписью представителей играющих команд, главного судьи и инспектора матча. Все они по не известной мне причине не заметили отсутствия гола "Черноморца" в игре с "Соколом" (1:3) и мяча, забитого ростовчанином Кириченко в матче "Ростсельмаш" - "Факел" (1:0). Поэтому формально лучший бомбардир ростовской команды забил в минувшем сезоне не 13, а 12 мячей. Во всем чемпионате забито согласно протоколу не 607, а 605 мячей. Информация для свято верующих печатному (в данном случае непечатному) слову. Кое с кем из них знаком лично.
Из вороха нестыковок с авторством забитых мячей изыму две. В матче последнего, пардон, 28-го тура, сыгранного в заключительный день чемпионата (формально все места в таблице определились за два тура до завершения первенства), "Сокол" - ЦСКА (0:2) гол Гогниева приписан Лысенко, а в майском матче "Торпедо" - "Сокол" (6:2) автогол Мусина - Вязьмикину.
Вязьмикин по воротам не бил. Войдя в штрафную площадь слева, он делал передачу вдоль ворот (даже чуть назад) на группу набегавших партнеров. И если бы кто-то из них коснулся мяча, вопросов бы не возникло. Но проворнее всех в этой группе оказался защитник "Сокола" Мусин, после соприкосновения с которым мяч и пересек линию ворот. Сомнений никаких - чистейшей воды автогол. Записи в протоколе, сделанной представителем "Торпедо" (своя рубашка ближе к телу) и подтвержденной подписью главного арбитра, журналистская братия не поверила. И правильно сделала.
СМУТНОЕ ВРЕМЯ
В футболе в отличие от хоккея или баскетбола всегда фиксировалось "грязное" время. Все события умещались в 90 отведенных правилами минут, хотя мяч находился непосредственно в деле примерно на треть времени меньше. Любители потянуть его извлекали из этого обстоятельства максимальную пользу. Чтобы как-то противостоять безобразиям, арбитрам позволили во время инсценировок, или действительных травм, или пауз по другим причинам секундомер останавливать. Таким образом, был сделан шаг от "грязного" к чистому времени. В результате пришло мутное, точнее смутное, время.
До наступления так называемого компенсированного времени мы по-прежнему руководствуемся показаниями табло или часов на телеэкране. А все происходящее в прибавленное арбитром время (иногда до семи минут) относим к одной-единственной 90-й минуте, даже если в этом промежутке забили пару мячей.
Из желания помочь вконец запутавшимся читателям, журналисты используют такую форму: 90+2 или 90+5. Но в официальных документах и гроссбухах статистиков подобная запись неприемлема - матч-то длится 90 минут.
ЗАМЕНЫ
Здесь совсем худо. Я уже не говорю о тех случаях, когда в протоколе при трех заменах не отмечена ни одна (у "Черноморца" в игре с "Аланией" и "Ростсельмаша" - с "Факелом"). И все это, повторюсь, при попустительстве проверяющих.
Что касается минут произведенных замен, отмеченных в протоколах (опять же представителями команд) и опубликованных в газетных отчетах, они, как правило, не совпадают, иногда значительно. Я как законопослушный гражданин (в тех случаях, когда проверить невозможно) ориентировался на протокол, хотя уверенности в правильности выбора не было. Таким образом, минуты главных событий, произошедших в игре, остаются для всех нас кантовской вещью в себе. Истину знает только один человек - главный судья. Но его мнением никто не интересуется. На судейских часах в отличие от наших матч длится ровно 90 минут, как и предусмотрено правилами. Кстати, арбитр ничего не прибавляет, а только останавливает время от времени свой секундомер. И все достойное внимания фиксируется им в записной книжечке с абсолютной точностью. Если бы у нас, как в остальном мире, все записи в протоколе (не только по карточкам) делали судьи, ясности и порядка стало бы намного больше. Но мы привыкли идти другим путем.
Господа чиновники, когда им это выгодно, ссылаются на западный опыт. Отчего бы и в этом нехитром деле не уподобиться цивилизованным странам?
Рассказал я эту печальную историю, чтобы читатель был снисходителен к изображенным в таблицах цифрам - показаниям в разделе "Минуты". Какой смысл его публиковать? Чтобы избавить читателей от оптического обмана. Не всегда футболист, сыгравший больше матчей, провел на поле больше времени. Взгляните на показатели Иванова и Кавазовича из "Анжи". По матчам - 7:3 в пользу Иванова, по минутам (222:156) "выиграл" Кавазович. При желании вы найдете и более яркие примеры.
Перед входом в галерею цифр обратите внимание на двойную арифметику у зиловского вратаря Новосадова, единственного футболиста, который не только пропускал, но и забивал, в том числе и с пенальти.
Аксель ВАРТАНЯН