ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Суперлига. 28-й тур |
ДИНАМО - СПАРТАК - 1:1 |
СИМЧУК ПЕРЕХИТРИЛ ВСЕХ, КРОМЕ АРБИТРА
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ |
из Лужников |
"Все на лед - поздравлять именинника!" - с этими словами легендарный тренер Анатолий Тарасов выталкивал на площадку полевых хоккеистов ЦСКА, находившихся на скамейке, в следующее мгновение после того, как Альметов, Фирсов, Харламов или кто-то из их партнеров посылал шайбу в ворота соперника. И не важно, какая это была шайба по счету - первая, пятая или десятая... И как вы уже догадались, насколько велик был перевес армейцев в счете - тоже не имело абсолютно никакого значения. Разница заключалась лишь в том, что автор десятого гола, в отличие от первого, столь же неохотно принимал поздравления, сколь лениво перелезали через борт игроки, чтобы похлопать по плечу товарища по оружию и медленно, с чувством выполненного долга вернуться обратно.
Когда на 41-й минуте воскресного матча в сумасшедшей сутолоке у ворот динамовцев 29-летний капитан "Спартака" Дмитрий Гоголев оказался проворнее всех тех, кто сгрудился на пятачке, завладел шайбой и в двенадцатый раз в нынешнем чемпионате отправил ее в сетку, продемонстрировав природное голевое чутье, главному тренеру "Спартака" Николаю Соловьеву не нужно было призывать своих подопечных устраивать именины на льду. Не успели цифры на электронном табло застыть на отметке "40:23", как все спартаковцы в едином эмоциональном порыве ринулись на площадку, чтобы от души обнять Гоголева и при неимоверном восторженном гуле трибун попытаться сказать хотя бы пару добрых слов. Разве что запасной вратарь Владимир Тихомиров, так и проведший на ногах все 65 минут чистого времени, не нырнул в коробку, но при этом все-таки пытался докричаться до своего капитана, ловкости и везению которого могли бы позавидовать едва ли не все игроки "Динамо". Ведь в течение двух предыдущих периодов бело-голубые бросали, били, добивали, проталкивали шайбу в ворота красно-белых, но она упрямо не хотела пересечь прямую линию, которая пролегает, как пограничная полоса, между боковыми стойками.
Динамовцы выстреливали сериями и поодиночке, они посылали шайбу, которая при желании и умении может достичь скорости до двухсот километров в час, по ледяной глади и по воздуху, но для 27-летнего голкипера "Спартака" Константина Симчука это, как виделось с трибуны, вообще не имело никакого значения. Он одновременно демонстрировал чудеса реакции, хладнокровия, координации и мог бы вполне конкурировать с самой популярной игрушкой моего детства "ванькой-встанькой", которая, как ее ни укладывай, в считанные доли секунды принимала исходное положение.
В любой, даже весьма нестандартной ситуации, вратарь "Спартака" принимал оптимальное решение: как сделать так, чтобы шайба не оказалась в сетке за его спиной. Он в одинаковой степени мастерски орудовал и клюшкой, и блином, и ловушкой, и щитками, а иной раз шайба врезалась ему в грудь - благо, "бронежилет" спасал в подобных случаях от ушибов и "смертельных ран".
Симчук оставался на линии, если того требовала обстановка, выкатывался навстречу бросающему, заезжал за ворота или спешил в угол площадки, когда чувствовал, что братья-защитники не поспеют туда раньше настырных и быстрых нападающих "Динамо". Порой вратарь "Спартака" словно играл с соперниками в кошки-мышки: он отбивал шайбу перед собой и накрывал ее в то самое мгновение, когда динамовец вроде бы был готов повторным броском зажечь красный огонь бедствия за воротами красно-белых. Ну а пока арбитр Сергей Карабанов производил вбрасывание в зоне "Спартака", всякий раз его вратарь, лишенный возможности снять варежку с блином, успевал ею перекреститься, естественно, не выпуская клюшку из рук.
Ну хватит лирики! Перейдем к фактам. 5-я минута. Симчук выигрывает две дуэли подряд у Терещенко. 6-я минута. Степанов, имитируя бросок в дальний угол, отправляет шайбу в ближний, но там у Симчука и крошечная серая мышка не проскочит, а уж шайба тем более. 8-я минута. Вышедкевич в упор расстреливает вратаря, но попадает ему в живот. 10-я минута. Тот же Вышедкевич предпринимает еще одну попытку распечатать заколдованные ворота "Спартака", но снова Симчук, только теперь уже при помощи клюшки-лопаты, спокойно, без излишней суеты отводит угрозу. 16-я минута. Кувалдин в падении делает бросок в створ ворот - и опять безрезультатно.
"Спартак", будто в матче с "Северсталью", в первой 20-минутке игры с "Динамо" позволил "размять" своего вратаря, а во второй, окончательно притупив бдительность соперника, наверняка возьмется за дело, засучив рукава, - размышлял я перед началом второго периода. И действительно, на 21-й минуте Решетников, а на 24-й Зиновьев могли наказать динамовцев, растранжиривших до этого столько голевых моментов, сколько иная команда не создает за два матча. Но потом Решетников оплошал уже у собственных ворот, и Симчук взялся за свою привычную работу - выручать спартаковцев и обескураживать динамовцев. К примеру, на 10-й минуте бело-голубые разыграли молниеносную трехходовку, которую мощно завершал Якубов. И опять Симчук! В который раз...
Похоже, бело-голубые настолько были уверены в безопасности собственных ворот, что, играя в большинстве, на 15-й минуте упустили из виду Гоголева, и тот, правда, преследуемый Вышедкевичем, рванулся с шайбой к воротам Еремеева. Нападающий вратаря не обыграл, но сам по себе фрагмент был симптоматичен, ибо стоило после второго перерыва спартаковцам перевести дух и навалиться на динамовскую оборону, как она дала роковую осечку.
А вскоре Кудашов и Гоголев устроили кулачный бой. "Какой кошмар!" - возмущались представительницы слабого пола, которые не ведали, что хоккей без потасовки все равно что свадьба без баяна. А на 55-й минуте на скамейку штрафников отправился Ткачук, поскольку Симчук умышленно сдвинул ворота. И представьте себе: за две секунды до возвращения спартаковца Андрей Разин выложил шайбу Александру Савченкову настолько расчетливо, что тому лишь оставалось подставить клюшку. Для того чтобы оба динамовца оказались в жарких объятиях партнеров, дополнительной команды их главного тренера Владимира Семенова, естественно, не потребовалось.
***
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ
Нет, что ни говорите, а вратарь фигура особая. Ведь все дороги на площадке сходятся у ворот. А маска голкипера для нас - не просто охрана вратарского труда. Мы неизменно угадываем за ней образ человека, близкого нам по духу, по взглядам, импонирующего чертами характера. Мы сопереживаем с ним и в ходе матча нам кажется: все, что происходит с вратарем, происходит и с нами. И потому мы становимся лучше и смелее.
Я видел в воротах героического Николая Пучкова. Несокрушимо земного Виктора Коноваленко. Реактивного Виктора Зингера. Великого, непревзойденного Владислава Третьяка. Какой образ создает сегодня у нас на глазах Константин Симчук?
Впрочем, способные голкиперы играют нынче во многих российских клубных командах. А значит, советская вратарская школа не умерла. Однако Симчук в нашем чемпионате - голкипер номер один, которому я не вижу равных, что и подтвердил лишний раз матч с "Динамо".
Не грозит ли это ему снижением класса?
Нет. У Симчука есть опаснейший конкурент - собственная заработанная трудом, заслуженная талантом репутация. Он теперь не может сыграть ниже требований, им же установленных.
В хоккей играют круглый год. Играют во Дворцах спорта с постоянным климатом, но молодецкая удаль Симчука, его веселость и отвага радующегося своему умению и везению победителя напоминают мне всегда одно время года - морозную и одновременно жаркую зиму непроходящей в человеке молодости.