Газета Спорт-Экспресс № 287 (2780) от 14 декабря 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 декабря 2001 | Остальные

15 мая этого года Московский городской спорткомитет возглавил человек, доселе мало известный в спортивных кругах. Минуло полгода - достаточный срок, чтобы Сергей Король и в курс дела вошел, и проявить себя успел. Самое время, решили мы, для того, чтобы пригласить его в редакцию и поинтересоваться: как обстоят дела с московским спортом?

Сергей КОРОЛЬ

ЛУЧШЕ РОЛИКИ, ЧЕМ ПИВО В ПОДЪЕЗДЕ

- Для меня самого это назначение было неожиданным, - с такого признания начал беседу гость "СЭ". - Я ведь последние 10 лет работал в территориальных органах исполнительной власти - главой управы, заместителем префекта Юго-Западного и Южного округов. Хотя к спорту всегда был неравнодушен.

Звонок от помощника Юрия Михайловича Лужкова застал меня в субботу на рабочем месте. Мэр назначил аудиенцию через полчаса на открытии нового объекта. Там он и объявил о моем назначении. Передо мной поставили несколько конкретных задач - создать в Москве полноценную самостоятельную спортивную отрасль со своими предприятиями, школами, инвестиционной деятельностью. И все это в интересах здоровья москвичей, развития детского спорта и в конечном счете повышения авторитета Москвы в отечественном спорте.

- Лужков не допускал, что вы можете отказаться, сославшись на то, что физкультура и спорт - не ваш профиль?

- Конечно, нет. Я же государственный служащий, работающий в команде мэра. Так что отказываться не имел права.

- После того как вошли в курс дела и поняли, что к чему, страшнее не стало?

- Чем информированнее человек, тем, конечно, становится страшнее от масштаба задач, которые стоят перед ним. Я был назначен 15 мая, незадолго до того, как в Москве открылась 112-я сессия МОК. С одной стороны, это здорово - сразу окунулся в работу, познакомился со многими людьми и успел поучаствовать в подготовке столь грандиозного мероприятия. Но не успели завершить одно дело, возникла не менее масштабная идея - провести на будущий год Международные юношеские игры. Игры мирового масштаба, как в 98-м, мы, наверное, сейчас не потянем, да и нет такой необходимости. А вот организовать юношеские Игры стран СНГ и Балтии нам по плечу.

- Вы упомянули о создании в Москве спортивной отрасли...

- Да, ведь при том, что российская столица - один из самых спортивных городов мира, у нас огромное число сооружений, школ, спортивной отрасли, как таковой, в Москве не существует. Хотя бы по такому формальному признаку, как строка в бюджете. Графа расходов на здравоохранение и физическую культуру есть, но отдельно на спорт деньги не выделяются. Отсутствует и собственная нормативная база. Вплоть до нормативов на здания и оборудование. А во многих спортшколах инвентарь не менялся с Олимпиады-80. Не случайно правительство Москвы приняло подготовленное нами постановление о неотложных мерах по развитию детских спортивных школ.

К сожалению, все еще бытует мнение, что для организации спортивной секции достаточно в подвале соорудить душ и туалет. Но в таких условиях олимпийского чемпиона не вырастишь! Жизнь изменилась, спорт тоже не стоит на месте. И с мерками 70-х годов прошлого века к подготовке высококлассных спортсменов подходить нельзя. Надо применять современные достижения науки, техники, здравоохранения, и нормативную базу создавать с учетом новых веяний. И свою задачу я вижу в том, чтобы создать в столице высокоэффективную спортивную отрасль на уровне, когда спорт - неотъемлемая часть государственной политики. Как когда-то в Советском Союзе.

Все это заставило вводить в Москомспорте новые подразделения. В частности, экономическое, какого прежде никогда не было. Появился зампредседателя по экономике, который отвечает за новое направление.

Не забывайте, что мэр публично объявил: Москва собирается приглашать Олимпийские игры 2012 года. Значит, надо проводить в столице как можно больше соревнований высокого международного уровня. Есть сдвиги и здесь. Недавно к нам приезжал президент Международного союза конькобежцев Оттавио Чинкванта, и мы договорились о проведении в Москве в 2005 году чемпионата мира по фигурному катанию. Последний турнир такого уровня проходил в Москве в позапрошлом веке - в 1896 году. В будущем году российская столица примет чемпионаты мира по греко-римской борьбе, по плаванию в короткой воде...

- Много лет идут разговоры о строительстве в Москве конькобежного стадиона. Создается впечатление, что ситуация в этом вопросе заморозилась и не сдвигается. Ваше личное отношение к этой проблеме?

- Вопрос о строительстве конькобежного стадиона тоже поднимался на встрече мэра с Чинквантой. Причем заговорил о строительстве катка итальянец, отметивший, что наш конькобежный спорт сдал свои позиции из-за отсутствия условий для тренировок и соревнований. Он просил рассмотреть возможность строительства в столице Дворца конькобежного спорта. Мэр сказал, что вопрос поднят совершенно справедливо и напомнил, что говорил об этом еще в 1998 году. Тогда же вышло постановление правительства Москвы о строительстве крытого катка с трибунами на 10 тысяч зрителей. Был создан проект, согласно которому в Крылатском должны быть сооружены стадион, гостиница и другие необходимые объекты. Таких конькобежных центров, думаю, нет в Европе.

- Пока их и у нас нет...

- Да, но деньги на строительство уже заложены в бюджет будущего года! А это главное. Приходилось слышать от кого-то из конькобежцев, будто мэр не выполняет свои обязательства. Это - поверхностное суждение. Дворец конькобежного спорта - сооружение, сложнейшее в любом отношении, прежде всего в инженерном. Очень трудно было найти достойное место. Теперь оно найдено, проектная документация разработана и со следующего года должно начаться строительство. Планируется, что к 2004 году стадион будет построен. И там даже может быть проведен чемпионат мира.

Еще один конькобежный центр - открытый, с полем для хоккея с мячом и трибунами на 2-3 тысячи человек, - появится в районе Водного стадиона. О сроках, правда, сказать ничего не могу: пока утверждена лишь концепция застройки, разработанная Москомархитектурой и ЦС "Динамо".

- Вы сами интересуетесь спортом только по долгу службы или в душе болельщик?

- Спортом интересуюсь, как все нормальные люди.

- А каким? На соревнования ходите?

- Конечно, хожу. На хоккей, который, считаю, надо смотреть живьем, а не по телевизору, на футбол. Очень люблю единоборства, которыми в свое время занимался.

- Спортсооружений в Москве немало, только они редко бывают переполнены. Придут ли 10 тысяч зрителей на крытый каток в Крылатском? Каким образом вы планируете вернуть публику на трибуны?

- Вы считаете, что это под силу одному нашему комитету? Речь надо вести о менталитете москвичей, о столичном образе жизни вообще. Раньше не нужно было никого агитировать - стадионы и так не пустовали. Наверное, стоит задуматься об уровне соревнований, о классе участников. Кроме того, надо пропагандировать здоровый образ жизни. Вам, например, нравится, что повсюду рекламируют пиво? Как бы мы ни любили этот напиток, известно, что он не безвреден. В Германии, например, где пиво - национальный продукт, алкоголизм - национальная трагедия. Мне об этом говорил обербургомистр Мюнхена.

- Почему же вместо пивных праздников Москомспорт не проявит инициативу и не проведет в городе День спорта? Свой, чисто московский?

- Мы смотрим на вопрос шире. Ведь если организовать просто шоу, то пойдут смотреть не столько на спортсменов, сколько на какую-нибудь поп-диву. А нам бы хотелось, чтобы для зрителя были привлекательны сами спортивные соревнования. Взять тот же "Кубок Кремля". Последний турнир получил от Ассоциации теннисистов-профессионалов приз за лучшую организацию среди всех соревнований "Мировой серии". Награда эта идет на пользу имиджу России. 10 - 12 лет назад, когда турнир только начинал проводиться, в Москве и кортов-то почти не было. А посмотрите, что происходит сейчас, как возросла популярность тенниса! И в конечном итоге заметно выросли наши результаты в теннисе профессиональном. То же самое можно сказать и о других видах спорта. О том же дзюдо.

- Да, сейчас ребенка спросите, кем он хочет быть, и в ответ услышите: топ-моделью. А если в стране какому-то виду спорта уделяется внимание, так обязательно "президентскому".

- Ну, быть топ-моделью не так уж плохо. А насчет президентского вида спорта не согласен. В Москве традиции дзюдо очень сильны, и Питеру в этом отношении до нас надо еще дорасти. Одна школа "Самбо-70" чего стоит! Тот же Михайлин, двукратный чемпион мира, - воспитанник этой школы, он на 100 процентов наш. Так при чем здесь президент?

- Почему модными становятся виды спорта, которые, скажем так, не имеют у нас корней?

- Сегодня мы интегрируемся в мировое сообщество, и чем быстрее эта интеграция произойдет, тем лучше будет всем. Существует молодежная мода: нравятся нам широкие штаны, ролики, скейты или нет, но они популярны в мире. Несмотря на это, огромное количество наших детей, покатавшись на роликах, идут заниматься дзюдо или греко-римской борьбой. В чем здесь противоречие? В любом случае, на чем бы парнишка ни катался - на роликах или маунтинбайке, это лучше, чем сидеть в подъезде, курить и пить пиво. Наша общая задача - пропагандировать спорт вообще, не только футбол и хоккей. И кто знает, может быть, через 30 лет какой-то вид спорта станет олимпийским, а другой, напротив, отойдет в тень.

На недавнем чемпионате мира по вольной борьбе сборная России завоевала четыре золотые медали. Одна из них плюс одна серебряная, - "московские". Когда такое было в последний раз? Наверное, лет 15 назад. Можно говорить о том, что модно, а что не модно. Но как занимались традиционными видами спорта, так и будут заниматься.

- Как вы относитесь к тому, что всероссийские соревнования постепенно уходят из Москвы на периферию?

- Разве? Можете привести примеры?

- Чемпионат страны по плаванию проходит в волгоградском бассейне, где нет даже нормальной системы хронометража. Чемпионат России по легкой атлетике дважды проводили в Туле, откуда журналистам даже результаты трудно передать.

- Назову такую цифру: на чемпионатах мира этого года по летним видам спорта без учета недавних турниров по вольной и греко-римской борьбе на счету москвичей 43 медали. Это приятная цифра. То есть по результатам Москва остается столицей. По спортивным сооружениям мы тоже лидируем. Другое дело что в отдельных видах спорта, например, коньках, легкой атлетике, существуют проблемы. В Москве нет ни одного легкоатлетического стадиона, который соответствовал бы международным требованиям.

- А Лужники, где два года назад проходил финал "Гран-при"?

- Там требуется дорогостоящая реконструкция дорожки. Хотя достижения московских спортсменов в легкой атлетике велики. Например, клуб "Луч" выиграл Кубок Европы в Испании. И вообще надо посмотреть, почему соревнования проводятся не в Москве. Если какой-то регион заинтересован в проведении того или иного турнира и там существуют для этого условия, почему бы не провести соревнования там? Сейчас пришла новая формация губернаторов - молодые, многие сами в прошлом спортсмены. И если кто-то построил спортсооружение мирового уровня, где можно проводить крупнейшие соревнования, что же тут плохого?! Проходит в Питере этап "Гран-при" по фигурному катанию - замечательно! Другое дело, что в условиях конкуренции нам в Москве следует задуматься, как улучшить работу в этом направлении.

Сейчас отличные дворцы спорта построены в Московской области - в Одинцове, в Подольске. В самом городе есть, скажем, стадион "Москвич", который сравнительно недавно из федеральной собственности был передан Москве. Там отличная школа фигурного катания, там базируется практически весь российский керлинг. На базе "Москвича" планируется построить и легкоатлетический стадион. Мало кто знает, что современный легкоатлетический стадион строится и недалеко от нового футбольного "Локомотива".

- Рынки около стадионов когда-нибудь прекратят существование?

- Однозначно - да. Мы с вами прошли суровую школу. Когда вступил в силу президентский указ о свободной торговле, по улице невозможно было пройти - вся Москва торговала. Приватизация коснулась многих спортивных объектов, в первую очередь ведомственных. Спорт ведь в Москве раньше развивался по территориально-отраслевому признаку. То есть одни спортивные сооружения принадлежали госкомитету, а другие - заводам, фабрикам, министерствам и так далее.

Мы ведем работу и с природоохранными организациями, которые зачастую ставят барьеры на пути наших планов реконструкции и строительства спортсооружений. Я считаю, что охранять природу надо обязательно, причем очень строго. Но и перегибать палку нельзя. В конце концов те же освещенные лыжные трассы - для москвичей.

- Насколько загружены наши спортивные объекты в сравнении с другими столицами - теми же Лондоном или Парижем?

- Статистики такой нет. Но, скажем, "Олимпийский", на мой взгляд, работает эффективно. На его базе успешно функционируют спортшколы, входные билеты в бассейн - едва ли не самые дешевые в городе. Но не всегда коммерчески эффективно занимать такой огромный спорткомплекс исключительно спортивными соревнованиями. Часто там выгоднее проводить и выставки, концерты. То же самое происходит во всем мире.

Евгений ФЕДЯКОВ