ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Премьер-лига. МЕЖСЕЗОНЬЕ |
ЕСЛИ В "ЛОКО" ВЕРНЕТСЯ ПРЕЖНИЙ БОСС,
ОБ ОТЪЕЗДЕ НИГМАТУЛЛИНА МОЖНО НЕ ГРУСТИТЬ
"Король умер - да здравствует король!" Так болельщики "Локомотива", предпочитающие старинные мудрости, наверняка встретят известие о вероятном возвращении в клуб Сергея Овчинникова. С Русланом Нигматуллиным, слава Богу, все в порядке - но эмоции от смены одного замечательного российского вратаря другим не выразить лучше, чем с помощью этого средневекового французского изречения.
Впрочем, у меня известие о возвращении Босса удивления не вызвало. Потому что в августе 98-го у нас с тогдашним вратарем "Бенфики" состоялся разговор, в котором он был по обыкновению откровенен. Во времена, когда слово и дело у игроков чаще всего расходятся (вспомнить хотя бы знаменитое "письмо 14-ти" в 93-м на фоне прежних "откровений" Шалимова и Кирьякова, как им чудесно работается с Павлом Садыриным), Овчинников слов на ветер бросать не привык.
- Контракт с "Бенфикой" заканчивается через три года, а потом я действительно намерен вернуться в "Локо" - если, конечно, пригласят, - сказал тогда вратарь.
- А когда перестану выступать, хочу работать только в этом клубе. Вопрос будет стоять так: или работать в "Локомотиве", или вообще вне футбола.
Когда голкипер произносил эти слова, он не знал, что в Португалии сыграет еще и за "Алверку", и за "Порту". Но срок возвращения - если "Локо" с "Порту", разумеется, договорятся об аренде, - был назван поразительно точно. Невзирая на то, что игрок предполагает, а клуб располагает.
Для того чтобы юный болельщик, отдавший свое сердце "Локомотиву" времен Нигматуллина, понял, кто такой Овчинников, достаточно привести один-единственный факт. Пять лет подряд - с 93-го по 97-й - он становился первым вратарем страны в списке "33 лучших". Более выдающиеся серии за всю историю удавались лишь Льву Яшину и Ринату Дасаеву. Овчинников, воцарившийся в воротах "Локо" в далеком 91-м, стал тем самым краеугольным камнем, без которого железнодорожники никогда бы не превратились из клуба, балансировавшего между высшей и первой союзными лигами, в одного из стабильных лидеров российского футбола.
"Харизма" - это модное слово словно создано для характеристики Овчинникова. Кто его видел хоть раз, не забудет никогда. Массивный и грозный страж ворот, громовым рыком железно дисциплинирующий свою защиту и наводящий ужас на чужих форвардов, - таким и должен быть человек, которого назвали Боссом еще в школьные годы. Легендарный немец Тони Шумахер в своей книге "Свисток" рассуждал о том, что вратарю желательно иметь внушительную "фактуру", да и вести себя на поле сурово: тогда форварда, собирающегося с таковым побороться, обязательно посетит предательская мыслишка не идти до конца. Не знаю, читал ли Овчинников "Свисток". Но его боялись как огня.
Судьба Овчинникова, переплетенная с "Локомотивом", - один из убедительнейших ответов на вопрос о причинах глубочайшего кризиса московского "Динамо". Не имеет права клуб терять таких воспитанников! Все 90-е, пропуская через себя вереницу средних голкиперов - Сметанина, Клейменова, Тяпушкина, Крамаренко, Плотникова, Тумиловича, Хомутовского, - динамовские руководители могли только локти кусать, вспоминая о своем головотяпстве.
Тем более что "Динамо" Босс тоже никогда не забывал, свидетельством чему - еще одна цитата из интервью 1998 года.
- Думаю, в "Спартаке" я не смог бы играть. Многих привлекает само имя - "Спартак", а я с семи лет начал болеть за московское "Динамо", воспитывался там и "Спартаку" никогда не симпатизировал.
Во времена, когда футболисты с легкостью меняют "Барселону" на "Реал", такие "старообрядческие" слова - тоже штрих к портрету Сергея Овчинникова.
Как и тот факт, что своего рода гамбургским счетом для любого вратаря, играющего за "Локомотив", стала "мерка Овчинникова". "Босс бы не пропустил", - на первых порах ворчали игроки "Локо" после голов в ворота Нигматуллина. И, может быть, Руслану бы никогда не удалось стать первым вратарем сборной России, если бы в свое время ему не пришлось преодолевать эту высоченную сравнительную планку.
В зарубежной карьере ему несколько раз не везло. С Прюдоммом, который никак не хотел уходить из "Бенфики" и из футбола. С тренером Хайнкесом, который привел в ту же "Бенфику" своего соотечественника Энке. Наконец, с выздоровевшим "португальским Яшиным" Витором Байей, которого при любых обстоятельствах нужно наигрывать к чемпионату мира.
Пусть Овчинникову повезет с возвращением в "Локо". Уверен: как бы он, судя по телекартинке, ни изменился внешне (похудел, отрастил "хвост") - Сергей остался тем же Боссом. И еще - возвращение в "Локомотив" может стать для него первым шагом к возвращению в сборную.
Игорь РАБИНЕР
***
Вернется ли Сергей Овчинников в "Локомотив", не знаю. Не уверен. Хотя бы потому, что вспоминаю, как серьезно штаб "Локо" подходил к проблеме вызволения Босса из португальской ссылки несколько лет назад, когда и урегулировать-то оставалось, казалось, какие-то мелочи. Но все сорвалось. "Локомотив" принялся искать толковых вратарей по российским просторам, а Овчинников продолжал смотреть игры национального чемпионата далекой пиренейской страны из-за спины старика Прюдомма...
Может, сейчас все и сладится. Может, действительно вернется Овчинников - вопреки всему. И мы еще раз - уже без вопросительного знака - напишем: это - самое громкое вратарское возвращение после прихода Черчесова в "Спартак" накануне Лиги чемпионов-95.
И если так случится, крайне интересно, что будет дальше. Как отразится возможное второе пришествие в "Локомотив" Овчинникова на, что называется, заинтересованных лицах? На Зауре Хапове, например? Вратаря не так давно зазывали в московское "Динамо", и он начал было паковать вещи, да передумал, услышав от Юрия Семина, что после отъезда Нигматуллина перспективы стать вратарем номер один у него просто замечательные. А ведь есть еще Платон Захарчук - вратарь великолепный. Он мог на скамейке дожидаться отъезда Нигматуллина, но едва ли окажется готов и после этого самого отъезда куковать в запасе.
Конкуренция! Хоть и нет в "Локомотиве" Прюдомма, Овчинникову, быть может, придется несладко. Да и кто скажет сегодня, что возвращается тот самый вратарь, которого мы провожали когда-то? Не враги же самим себе тренеры "Порту", чтоб сажать на скамейку вратаря, который выручает?
Овчинников был лидером в "Локомотиве" - что на поле, что за его пределами. Лидером - и капитаном - приблизительно в ту же пору был у красно-зеленых Алексей Косолапов. Вернулся капитан год назад, попытался снова закрепиться в "Локомотиве" - и что из этого вышло? Ничего. К новому сезону Косолапов готовится в "Соколе". Старые заслуги, выходит, у Семина не в счет - и Овчинникову придется доказывать все в воротах. Никаких авансов, никаких поблажек.
Получится у Сергея? Нет? Пока вопросов больше. И это тоже логично...
Но как бы то ни было, игра Овчинникова до отъезда в Португалию вспоминается с удовольствием. Есть что вспомнить.
Можно вспомнить, как перебирался он из московского "Динамо" в Сухуми, а уж оттуда обратно в столицу России. В "Локомотив". К Семину. Почему именно к нему? Тогда Сергей отвечал просто: "Доверял Юрию Палычу..."
Доверие оказалось взаимным - недаром Семин и годы спустя не оставляет идею вернуть Овчинникова в "Локомотив". Как бы классно ни смотрелись на тренировках "вторые номера" - Овчинников есть Овчинников. Для "Локомотива" фигура почти культовая.
Можно вспомнить, как не торопился с отъездом за границу. Рассказывал, как после пары недель заграничных сборов тянет домой. Как еще не все себе доказал в России. Именно "себе"...
Можно вспомнить, как не любил Овчинников оценивать собственную игру - но стоило прочесть в газете, что в пропущенном мяче виноват вратарь "Локомотива" Сергей Овчинников, приходил в ярость. Между прочим, именно он защищал ворота сборной в домашнем матче с французами - проиграли тогда наши 2:3, и отзывы о вратарской игре были, как принято писать, "различные". При том, что французы наши ворота расстреливали с убойных точек. Овчинников, читая "различное", сердился...
А на графике оценок в "Локомотиве" он тем временем проходил за лучшего игрока. В команде.
Можно вспомнить, как блестяще сыграл против "Бенфики", - но все вратарские подвиги "Локомотиву" не помогли. Зато помогли персонально Овчинникову заключить выгодный, как тогда казалось, контракт с португальцами.
Тогда, кстати, Сергей говорил в интервью "СЭ": "Нынешняя "Бенфика", конечно, слабее "Баварии" и "Ювентуса". Вы удивитесь, но даже "Вартекс" мне понравился больше. Что касается моей игры - я просто выполнял свою работу..."
Можно вспомнить совершенно фантастическую игру Босса против "Спартака" в 92-м году. Или прочитать первые строки отчета о том матче в нашей газете: "Англичане говорят: о классе вратаря следует судить не по тому, какие мячи он берет, а какие пропускает. В матче со "Спартаком" голкипер "Локомотива" вступал в противоборство со многими игроками соперника. Представьте себе мощного Ледяхова, наносящего удар чуть ли не с 11-метровой отметки. Гол? Нет, Овчинников перевел мяч к дальней штанге. Между прочим, Ледяхов не один раз в такой позиции оказывался. А еще - Пятницкий и Онопко. А еще... Овчинникову, видимо, было все равно, с кем иметь дело".
Можно вспомнить, как выигрывал в 95-м "Локомотив" во Владикавказе у мощной "Алании" - там тоже Овчинников творил чудеса.
Есть что вспомнить.
То, что иногда к героям вчерашних дней приходит вторая молодость - тоже факт. И если возвращается в "Локомотив" прежний Босс - этой команде можно не грустить об отъезде Нигматуллина. Наверняка.
Юрий ГОЛЫШАК