Газета Спорт-Экспресс № 14 (2806) от 21 января 2002 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 21 января 2002 | Футбол - Украина

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ УКРАИНЫ

В ОЖИДАНИИ БИТВЫ ГИГАНТОВ:
СКАЛА - ЛОБАНОВСКИЙ

Сегодня футболистам донецкого "Шахтера" будет представлен новый главный тренер - 54-летний итальянец Невио Скала, о назначении которого "СЭ" уже сообщал

Юрий ЮРИС

из Донецка

Украинское межсезонье продлится еще почти два месяца, но вряд ли за это время произойдет событие, способное затмить громоподобный эффект от появления у руля постсоветского клуба столь именитого иностранного специалиста.

Правда, хронологически первым серьезным зарубежным футбольным тренером считается Бернд Штанге, поработавший один сезон в середине 90-х годов с днепропетровским "Днепром". Однако, при всем уважении к немецкому специалисту, вряд ли будет корректно ставить его имя рядом с именем Скалы. Поскольку Штанге сформировался и как личность, и как тренер в границах "первого немецкого государства рабочих и крестьян", по менталитету он все-таки больше "восточный" тренер, нежели "западный". Да и его работа со сборной ГДР, не отмеченная большими успехами, не идет в сравнение с тренерскими достижениями итальянца: Кубок кубков, Кубок УЕФА и Суперкубок Европы - с "Пармой", Межконтинентальный кубок - с дортмундской "Боруссией".

Все 98 дней, которые "Шахтер" оставался без рулевого, были наполнены слухами, то угасавшими, то воспламенявшимися вновь. Интрига сохранялась до последнего дня. Теперь, например, точно известно, что в разработке у скаутов донецкого клуба, колесивших по странам и континентам, были такие именитые тренеры, как румын Луческу, немец Даум, югослав Антич, бразильцы Паррейра и Лушембургу, хорват Блажевич, англичанин Ходжсон...

- К сожалению, Украина в сознании зарубежного обывателя не входит в число благополучных стран, и именно это обстоятельство становилось главным препятствием на переговорах, - говорит вице-президент "Шахтера" Виктор Прокопенко, объехавший за короткое время пол-Европы. - Кто-то об этом деликатно умалчивал, хотя природа опасений была очевидна. Кто-то, согласившись на гостевой визит в Украину, убеждался, что не так страшен черт, как его малюют, и вступал в предметные переговоры. Ни один клуб на постсоветском пространстве еще не решал задачу, подобную нашей. И эта задача поворачивалась разными, порой неожиданными гранями - как прагматическими, так и этическими. С партнерами мы старались вести себя предельно честно: ни от кого не скрывали, что остановимся на лучшем из многих вариантов. Помню, как Кристоф Даум, когда мы встречались в Германии, сказал по этому поводу: "Вы все правильно делаете. В казино на одну фишку не ставят. Не обижусь, если "Шахтер" отдаст предпочтение не мне, а кому-то другому".

Наверное, есть некая высшая справедливость в том, что этим другим в итоге оказался Скала. Именно итальянец был первым, кто еще в октябре прошлого года откликнулся на приглашение президента "Шахтера" Рината Ахметова побывать в Донецке и даже был здесь замечен болельщиками на двух матчах первенства. С тех пор Скала успел походить в претендентах на посты главного тренера сборной Шотландии, совсем не чужой ему "Пармы", одного греческого и одного польского клубов. В конце концов круг замкнулся, и итальянец снова оказался в Донецке. Но теперь уже не как залетный гость.

Незадолго до того, как "Шахтер" благополучно закрыл наконец вопрос о главном тренере, Прокопенко в разговоре со мной заметил, что появление у штурвала донецкой команды авторитетного западного специалиста станет для игроков прекрасным шансом уйти от игровых и поведенческих стереотипов, которые скорее всего и тормозят их прогресс. С моей точки зрения, наиболее важным является то, что подразумевается под стереотипами поведения. Разрушить их действительно под силу только человеку с отличной от нашей ментальностью, с иной, как выразился сам Скала на своей первой пресс-конференции в Донецке, "футбольной философией".

Единственной проблемой для себя на новом месте работы Скала считает языковой барьер, который, впрочем, надеется со временем преодолеть - выучить русский. Однако наивно будет думать, что только по этой причине он решил выписать из Италии трех помощников, которые станут отвечать за различные аспекты тренировочной работы.

Скала наверняка отдает себе отчет в том, что попытка внедрить в одиночку собственную футбольную философию, свое толкование принципов игры - даже при самом благоприятном отношении со стороны президента клуба - будет почти обречена на неудачу. Именно на этом, как мне представляется, обжегся в 99-м Анатолий Бышовец, чья тренерская карьера в "Шахтере" продолжалась всего полгода. Российский тренер проявил известную самонадеянность: он приехал в Донецк один, без своей команды, и не только не обнаружил в близкой к "Шахтеру" среде специалистов-единомышленников, а, скорее напротив, лишь умножил число своих недоброжелателей.

Для футболистов "Шахтера" Скала хочет стать тренером-демократом. "Однако я знаю пределы демократии, переходить которые игрокам не стоит, - предупреждает итальянец. - Футболисты должны понимать, чего я от них хочу, и вести себя в соответствии с моими требованиями. Если они будут поступать именно так, я стану для них больше, чем тренером, - другом. Но если они попытаются выйти за очерченные мною рамки, очень быстро убедятся, что я умею быть жестким".

Ни Ахметов, ни Скала не скрывают, что им обоим контракт дался нелегко. Доподлинно известно, что документ обрел окончательный вид в прошлую пятницу буквально за четверть часа до обнародования! Президент украинского клуба называет принятое решение "выстраданным", итальянский тренер - "трудным".

Поскольку не только финансовый аспект, но и прочие нюансы соглашения (кроме срока действия - полтора года) стороны договорились не разглашать, нам остается строить собственные предположения о том, в каких нюансах контракта дорога к компромиссу могла оказаться наиболее извилистой.

Принципиальные финансовые разногласия, если они были, то утрясались скорее всего еще на начальной стадии: логично предположить, что бедные за стол переговоров с таким тренером, как Скала, никогда не сядут. Срок контракта - полтора года - тоже вроде бы не должен вызывать подозрений. Второй круг текущего чемпионата Украины, в котором "Шахтер" лидирует на пару с киевским "Динамо", - как возможность для тренера адаптироваться к новым реалиям, плюс следующий "полнометражный" турнир. В сумме получается вполне достаточная временная дистанция, чтобы вывести донецкую команду на качественно новый уровень игры.

На то, что могло оказаться камнем преткновения при обсуждении условий соглашения, косвенно намекнул на своей презентации сам Скала: "Наша цель - победить. Однако нельзя в контракте написать "победить". Футбол - не математика, в нем много вопросительных знаков".

Впрочем, предполагаемое отсутствие в контракте отдельной строки насчет золота чемпионата Украины, на которой, возможно, настаивал президент "Шахтера", по большому счету ничего не меняет. "Мы должны сделать все, чтобы добиться результата", - подчеркивает Скала. Он наверняка прекрасно понимает, что ради серебра или бронзы украинской футбольной пробы его в Донецк никто не позвал бы. Да и поставить под удар свое тренерское реноме - совсем не в интересах итальянца, собирающегося привить "Шахтеру" собственный стиль игры: "Мы должны играть, не подстраиваясь под соперников, - таково мое тренерское кредо".

Скала не скрывает, что пока имеет самые поверхностные знания и об украинском футболе, и о стране, в которой ему теперь предстоит жить и работать. Но это его не смущает, а роль первопроходца, похоже, даже слегка тешит самолюбие. "Я оказался первым тренером с Запада на Украине и надеюсь сделать свою работу на высоком уровне, - говорит он. - Конечно, я видел, как выступали в Лиге чемпионов киевское "Динамо" и "Шахтер", однако целостное представление об украинском футболе может дать только близкое знакомство с чемпионатом страны".

Зато о чем хорошо наслышан итальянский наставник, так это о непримиримом противостоянии "Динамо" - "Шахтер", исход которого теперь будет зависеть и от него. Тут уместно, наверное, напомнить, что Валерий Лобановский, который с недавних пор опять целиком сосредоточился на работе в клубе, тоже, как и Скала, имеет в своем победном реестре три европейских клубных трофея: два Кубка кубков и Суперкубок Европы. Однако сходство регалий двух знаменитых наставников отныне будет иметь гораздо меньшее значение, нежели различия в тренерских концепциях, которые им совсем скоро предстоит предъявить друг другу. А это значит, что в украинском футболе созрел новый сюжет битвы гигантов: Скала - Лобановский.