Газета Спорт-Экспресс № 16 (2808) от 23 января 2002 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 января 2002 | Шахматы

ШАХМАТЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА ФИДЕ. Финал

После 5-й партии, в которой львовский гроссмейстер Василий Иванчук в выигранной позиции допустил ряд грубых ошибок и потерпел поражение, счет в матче стал 3,5:1,5 в пользу Руслана Пономарева из Краматорска

КАТАСТРОФА ИВАНЧУКА, ТРИУМФ ПОНОМАРЕВА

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из "Метрополя"

ЦЕЙТНОТ БЕЗ КОНЦА И КРАЯ

Стон и плач на просторах шахматного Интернета... Иванчук, которого любит все шахматное сообщество, блестяще провел черными 5-ю партию, напрочь переиграл своего молодого оппонента и мог сравнять счет, но вместо этого уступил, грубо ошибившись в жестоком, просто изуверском цейтноте! Увы, матч, по существу, для Василия закончился, так как логика событий не позволяет надеяться на "львовский ренессанс" в условиях сурового "краматорского прессинга". В украинской сборной, выигравшей золото на последнем командном чемпионате мира, на первых двух досках произошла короткая рокировка. А в мировых шахматах взошла и засияла ярким светом новая звезда по имени и фамилии Руслан Пономарев.

Я уже писал в одном из предыдущих отчетов о "добавке от Фишера", которую получают игроки при новом контроле времени. Главный арбитр турнира гроссмейстер Юрий Авербах обратил мое внимание на небольшую неточность: оказывается, смесь 30- и 10-секундных "добавок", о которой я толковал в том репортаже, имела место на предварительном этапе чемпионата, а в финале после каждого хода добавляются только 30 секунд. Приношу извинения читателям, которых невольно ввел в заблуждение. Но замечу, что сути моих выводов эта неточность ни в коей мере не меняет. Да, за 30 секунд можно успеть сделать ход, даже ход хороший. И гроссмейстерам это удается. Однако вся штука в том, что цейтнот, который начинается, как правило, где-то в районе 38-го хода, продолжается... бесконечно! Если при старом контроле шахматисты мучились в пламени цейтнота ну, скажем, минут 5, а потом могли передохнуть, прийти в себя и снова играть в нормальные шахматы, то теперь эти муки становятся воистину адскими, потому что этот цейтнот не кончается никогда.

Так было в 5-й партии матча. Иванчук попал в цейтнотную зону на 37-м ходу. В этот момент на его электронном циферблате высветились цифры "02:44". То есть "на всю оставшуюся жизнь" в этой партии у Василия оставалось 2 минуты 44 секунды. Плюс 30-секундная "добавка от Фишера" за каждый сделанный ход. Позиция у Иванчука была, как говорят профи, "близкая к выигранной" и даже, как признал и Пономарев, "выигранной", но надо было делать ходы... Соперник ведь почему-то не сдавался. Может, ему было любопытно посмотреть, как Василий Михайлович (Пономарев именно так величает своего старшего товарища по сборной) справится, во-первых, с недостатком времени, во-вторых, с нервами, а в третьих, с его, Пономарева, задачками, которые Руслан подкидывал своему оппоненту. И правильно сделал! Ибо в этой триединой формуле "время, нервы, ходы" каждая составляющая важна. У Руслана каждая из них была "чуть-чуть получше", как любит говорить его 12-летний секундант Сережа Карякин.

Благодаря гениальному изобретению Фишера Василий к своему последнему 63-му ходу даже "наварил" почти минуту: когда Иванчук сдался, на его часах было "03:21". Но этот непрерывный 20-ходовый стресс львовянин не смог выдержать достойно. У его же молодого конкурента, напротив, на 37-м ходу было "15:07", а к последнему 64-му ходу - всего "01:33". Но чтобы в заключительной позиции поставить мат черному королю, белым хватило бы и сотой доли секунды.

Спору нет, новый контроль требует от игроков совершенно особой нервной выносливости, особой тренировки. Шахматы становятся гораздо жестче. И при этом страдает творческо-интеллектуальная сторона шахмат. От знаменитой формулы "Шахматы - наука, искусство и спорт", которую разделял наш патриарх Михаил Ботвинник, остается лишь третья составляющая - спорт. Что значительно обедняет древнюю игру. Я далек от мысли давать какие-то советы профессионалам. Пусть супергроссмейстеры и просто гроссмейстеры сами решают, как им относиться к этой проблеме. Экс-чемпион мира Александр Халифман считает, например, что как минимум 90 процентам игроков из первой сотни не нравится новый контроль времени. Некоторым же не только нравится, но они готовы и к тому, чтобы контроль еще больше сократился. Среди них и Руслан Пономарев.

"ИСПАНКА" - ПОКАЗАТЕЛЬ ИСТИННОГО КЛАССА

Но вернемся в зал 5-звездного суперотеля "Метрополь". Иванчук пришел на 5-ю партию в строгом костюме, в белой рубашке и в галстуке. По всему чувствовалось, что он намерен дать генеральное сражение черным цветом. Короткая дистанция матча не оставляла ему иного выбора: в запасе оставалось только две "белых" попытки, значит, надо пытаться играть на победу и черным цветом. С этой целью был выбран подходящий дебют - классическая "испанка". Если б начать матчевую жизнь сначала, Иванчук наверняка бы каждую "черную" партию начинал именно так. Странно, что в его тренерском лагере не нашлось никого, кто бы указал ему на необходимость играть с Пономаревым на "понимание", на "глубину", а не избирать стратегически рискованные дебюты типа французской, которая привела его к невероятному фиаско в первом поединке. Впрочем, мне, проведшему рядом с Иванчуком не один турнир в Линаресе, уже слышится его философское: "Дебют здесь ни при чем. Это судьба". Судьба - индейка, а жизнь... Нет, не копейка, конечно. И утешение в виде 250 тысяч долларов призовых впечатляет. К тому же через месяц в Линаресе, где пройдет очередной супертурнир - на этот раз 20-й категории, у Иванчука будет возможность вновь скрестить шпаги и с Пономаревым, и с Каспаровым, и с Анандом, и с Шировым, и с Адамсом. А играть там предстоит со старым добрым 7-часовым контролем... Но не будем отвлекаться.

Когда я спросил секунданта Пономарева - знаменитого болгарского тренера Сильвио Данаилова, явилась ли для него сюрпризом испанская партия, он улыбнулся:

- Могу теперь сказать, что ни один из выбранных дебютов, более того, ни один из выбранных Иванчуком дебютных вариантов не явился для нас сюрпризом - все это было предусмотрено во время подготовки к матчу.

Болгарский тренер, ставший к концу матча откровеннее, поведал мне еще одну тайну их подготовки:

- Главной задачей было разрушить в подсознании Пономарева "легенду об Иванчуке". Ведь на Украине, да и не только там, его имя окружено ореолом гениальности. Он - легендарная фигура в современных шахматах. Поэтому необходимо было убедить Руслана в том, что он может не только играть на равных с Иванчуком, но и побеждать его. И эта задача была успешно решена.

Эта задача могла бы остаться и нерешенной, если бы Иванчук играл всю партию так, как до 47-го хода, на котором он допустил первую грубую ошибку в "безразмерном" цейтноте. Пономарев позже сказал, что позиция белых к этому моменту была совершенно безнадежной, фигуры их оказались отброшенными на первую горизонталь и, по сути, запатованы. Но в цейтноте Иванчук сделал лишь один ход "на глазок" (как указал Пономарев, черным надо было играть "хотя бы 47... g5"). После очень ядовитого и, наверное, единственного ответа белых Иванчук разнервничался и "поплыл", а время неумолимо таяло на глазах... Что было дальше, вы уже знаете. Вы даже знаете больше меня, когда я пишу эти строки: о том, как закончилась 6-я партия матча, - на 1-й странице.