Газета Спорт-Экспресс № 16 (2808) от 23 января 2002 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 января 2002 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. 39-й тур

ДЕНЬГИ В ХОККЕЕ

КТО ЗАРАБАТЫВАЕТ БОЛЬШЕ -
Егор ТИТОВ ИЛИ Андрей РАЗИН?

Есть ли в отечественном спорте тема, более закрытая от чужих глаз, чем финансовая? Мы знаем, сколько зарабатывают наши звезды в НХЛ. Знаем, какова зарплата наших тренеров в иностранных клубах и за сколько эти клубы покупают наших футболистов и хоккеистов. А вот на те же вопросы внутри страны ответа нет. Тут все покрыто тайной.

ЗАТРАТЫ В ХОККЕЕ И ФУТБОЛЕ (в условных единицах)

ХОККЕЙ

ФУТБОЛ*

мин.

макс.

мин.

макс.

Бюджет клуба

700 тыс.

15 млн.

3 млн.

20 млн.

Зарплата игрока (за сезон)

6 тыс.

1 млн.

10 тыс.

500 тыс.

Стоимость игрока, уехавшего за границу

150 тыс.

291,5 тыс.

150 тыс.

8 млн.

Стоимость трансфера за игрока, у которого закончился контракт

0

25 тыс.

50 тыс.

300 тыс.

Стоимость трансфера за игрока, у которого не закончился контракт

0

100 тыс.

50 тыс.

2 млн.

Стоимость экипировки одного игрока

2 тыс.

4 тыс.

-

0,5 тыс.

Стоимость поездки на выездной матч

0,5 тыс.

75 тыс.

0,5 тыс.

45 тыс.

Оплата главного арбитра (за матч)

0,2 тыс.

0,3 тыс.

Премиальные игрокам (за матч)

1 тыс.

3 тыс.

1 тыс.

12 тыс.

* - без учета сезона-2002

В СССР засекречивали любые данные - от статистики детской смертности до уровня преступности. Профессиональные спортсмены числились кем угодно, только не спортсменами, и официально получали оклады токарей и фрезеровщиков, инструкторов физкультуры и преподавателей, милиционеров и военнослужащих. Прежней страны нет уже десять лет, но тема финансов в спорте так и осталась закрытой. Ее стараются тщательно обходить, хотя свою стоимость имеет все - спортсмены, тренеры, победы и поражения.

Почему это происходит - понятно: многие спортивные руководители боятся попасть под карающую десницу налоговых органов. Теперь - скорее по привычке, поскольку с недавних времен налог на доходы в нашей стране всего-то 13 процентов. Значит, есть шанс, что постепенно секретов в этой области станет меньше.

БЮДЖЕТ

Первым, кто отважился назвать бюджет профессионального хоккейного клуба, стал губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын. Перед началом нынешнего чемпионата страны он побывал в редакции "СЭ" и на встрече с журналистами сообщил, что в сезоне-2001/02 хоккейный клуб "Локомотив" будет оперировать суммой в 15 миллионов долларов.

Много это или мало? Судя по тому, что железнодорожники занимают первое место в турнирной таблице, вполне достаточно. При этом руководители клуба не считают свою команду самой богатой. Президент "Локомотива" Юрий Яковлев полагает, что в финансовом плане она, "дай Бог, находится в первой половине списка". Не исключено, что Яковлев лукавит: вряд ли ярославцы уступают "Ак Барсу", "Северстали", "Авангарду" или московскому "Динамо".

Куда хуже обстоят дела у столичных спартаковцев. Игорь Шабдурасулов, председатель фонда поддержки "Спартака" (иными словами, главный добытчик денег для команды), в интервью корреспонденту "СЭ" заметил: "Таким вот 15-миллионным клубам мы уступаем в несколько раз". Но конкретную сумму не назвал - для этого Шабдурасулову, по его словам, было необходимо проконсультироваться со всеми инвесторами.

В конце таблицы - турнирной и финансовой - расположились клубы, способные разве что выживать. Это "Торпедо", СКА, "Мечел", "Молот-Прикамье". Так, прошлогодний спонсор волжан - "ГАЗ" - планировал израсходовать на команду чуть больше 700 тысяч долларов за сезон. Остальное ей было предложено искать на стороне.

В отечественном футболе ситуация иная. Три года назад Профессиональная футбольная лига приняла решение требовать от владельцев клубов финансовых гарантий при прохождении ими ежегодного предсезонного лицензирования. Минимальная сумма для команд высшего дивизиона была определена в три миллиона долларов. И сразу после этого появилось первое должностное лицо, озвучившее - пусть косвенно - бюджет своего клуба. "Какие три миллиона, вы что? - всплеснул руками президент и главный тренер нижегородского "Локомотива" Валерий Овчинников. - В лучшие-то годы, при любящем спонсоре укладывались в миллион, максимум - в полтора!.." На следующий год не нашлось и миллиона, и "Локомотив" начал свое падение в пропасть низших лиг.

Самым богатым футбольным клубом в России считается "Спартак" (но при этом он так до сих пор и не построил собственный стадион). Спартаковский бюджет по различным источникам составляет те же 15 миллионов долларов в год. Чуть меньше - у "Локомотива", зато железнодорожники уже в ближайшее время станут полновластными хозяевами культурно-спортивного центра в Черкизове, чья проектная стоимость превышает 100 миллионов долларов. Судя по кадровой политике, проводимой отдельными командами в период нынешнего межсезонья, можно сделать вывод, что у нас появляются клубы, чей бюджет в этом году превысит и 20 миллионов.

Тот же Овчинников восклицал: "Как сезон ни начинай, а в конце его команды все равно выстроятся согласно табели о рангах. Финансовой табели. Исключения бывают, но очень редко..."

ЗАРПЛАТА

Для хоккейных клубов это наиболее затратная часть бюджета. Существуют непосредственно заработная плата (так называемый твердый оклад) и премиальные выплаты.

В одних командах платят солидную зарплату и относительно невысокие премиальные (так, кстати, происходит в хоккее большинства стран Европы - даже если выиграешь все матчи месяца, общая сумма премиальных едва ли превысит оклад). В других отдают предпочтение "советскому" варианту: свою контрактную зарплату сами хоккеисты называют "смешной" (иногда она меньше 10 тысяч рублей в месяц), зато за каждую победу назначается солидная премия (бывает - до 3 тысяч долларов). Оказаться за бортом основной команды или провести матч на скамейке запасных в этом случае означает сесть на голодный паек. Обычно к такому способу расчетов с игроками прибегают руководители клубов, вынужденные ближе к концу сезона набирать "спасателей", чтобы не вылететь в низшую лигу. Кроме того, по этой же схеме платят молодым хоккеистам, дебютирующим в основной команде.

Есть в контракте и пункт под названием "Снижение спортивного мастерства": при переводе игрока во вторую команду (понятно, не от выдающихся результатов) его оклад многократно снижается. "Пусть побегает за копейки, может поумнеет", - заметил совсем недавно наставник "Спартака" Николай Соловьев в адрес своего форварда Павла Агаркова, отправленного во вторую команду.

Премиальная система изменяется при выходе в плей-офф. Суммы увеличиваются - за выигранную серию подчас можно заработать свыше 10 тысяч долларов. Существует и так называемая итоговая премия, назначаемая за конечный результат. Игроки "Спартака" получат ее, если выйдут в плей-офф, игроки "Локомотива" - за победу в чемпионате.

По имеющимся у "СЭ" данным, в число самых высокооплачиваемых хоккеистов в России входят Максим Сушинский ("Авангард"), Андрей Разин ("Динамо"), Евгений Корешков ("Металлург" Мг), Андрей Коваленко ("Локомотив") - зарплата каждого из них составляет более полумиллиона долларов за сезон.

Для сравнения: по неофициальным сведениям, капитан футбольного "Спартака" Егор Титов с учетом матчей Лиги чемпионов заработал в прошлом году от 350 до 450 тысяч долларов.

ОТЪЕЗД В НХЛ

Для любого футбольного клуба продажа даже одного своего игрока в богатую европейскую команду - праздник. Такая сделка, бывает, позволяет безбедно существовать весь сезон, а то и два. Так, например, было во владикавказской "Алании", продавшей поочередно Тетрадзе в "Рому", Яновского в "ПСЖ" и Деметрадзе в киевское "Динамо". 8 миллионов долларов, вырученные "Спартаком" в 1998 году за отъезд в "Рому" полузащитника Дмитрия Аленичева, выглядят более чем весомыми даже на фоне 15-миллионного бюджета.

Совсем иначе обстоят дела в хоккее. До недавнего времени любой задрафтованный клубом НХЛ российский хоккеист уезжал за океан за минимальную компенсацию в 50 тысяч долларов. (Кстати, Андрей Кириленко, радующий теперь своей игрой болельщиков "Юты", своим переходом и вовсе не принес воспитавшему его баскетбольному ЦСКА ни цента.) Но в прошлом году с лигой был подписан договор о денежной компенсации за хоккеистов, перешедших из европейских клубов в заокеанские. Теперь НХЛ в среднем платит за европейца 150 тысяч долларов.

За юную российскую звезду Илью Ковальчука "Спартак" получит в общей сложности меньше 300 тысяч - два транша по 95 745 долларов плюс 100 тысяч за то, что контракт хоккеиста с "Атлантой" был подписан после 15 июля - последнего дня, установленного в НХЛ для заключения соглашений с новичками. Когда заокеанский регулярный чемпионат только стартовал, президент "Спартака" Борис Майоров утверждал, что реальная трансферная стоимость Ковальчука превышает миллион долларов. А сейчас она наверняка еще больше, ведь экс-спартаковец стал лидером "Атланты" и исправно забивает голы.

В общем, на продаже игроков в НХЛ много не заработаешь. На самом-то деле и слово "продажа" не очень к месту. Самое подходящее - "отъезд".

ПЕРЕХОДЫ В РОССИИ

У нас не принято платить за хоккеистов большие деньги. Речь об этом может вестись лишь в том случае, если игрок имеет с клубом действующий контракт. Но зная это, большинство хоккеистов предпочитают заключать краткосрочные соглашения - на один-два сезона, а руководители клубов готовы подождать, когда у необходимого им игрока завершатся обязательства перед предыдущей командой. В регламенте чемпионата России записано, что в этом случае новый клуб должен перечислить старому сумму, не превышающую 15 тысяч долларов. Если хоккеист входит в состав национальной сборной - 25 тысяч.

Даже весьма обеспеченные клубы не желают платить за хоккеистов большие деньги. Корреспонденты "СЭ" интересовались у президентов, какую максимальную сумму они готовы выложить за крайне необходимого им и очень квалифицированного игрока? Пусть даже мирового уровня. Ответ был прост: "А зачем? Если он мирового уровня, значит, все равно уедет в НХЛ, а если нашего - какой смысл платить большие деньги, если можно обойтись небольшими?"

Лишь в редких случаях сумма выплат за хоккеиста может приблизиться к 100 тысячам.

Футболисты - товар куда более дорогостоящий. Особенно суперзвезды. Например, в иностранных футбольных чемпионатах в контракте любого игрока указывается цена, за которую любой клуб может его перекупить (мадридский "Реал" купил у "Барселоны" связанного с ней контрактом португальца Луиша Фигу за 70 миллионов долларов!). В России такого пункта в футбольных контрактах нет, поэтому президенты клубов запрашивают столько, сколько сочтут нужным.

Но даже после завершения контракта отношения футболиста с его бывшим клубом не завершаются. Новая команда должна заплатить прежней сумму заработной платы спортсмена за последний сезон, умноженную на коэффициент. Чем старше игрок, тем коэффициент ниже. Самый большой - 10 (футболисты до 21 года), с 32 лет этот коэффициент равен 1, с 35 - игрок не стоит ни копейки. Наиболее громкий переход нынешнего межсезонья - полузащитника сборной России Ролана Гусева из "Динамо" в ЦСКА - обошелся армейцам, по неофициальным данным, в два с лишним миллиона долларов.

ПЕРЕЕЗДЫ И ПЕРЕЛЕТЫ

Клубы нашей футбольной элиты базируются в европейской части России. География хоккейной суперлиги куда шире - от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Несколько лет назад, когда "Амур" принимали в РХЛ, была договоренность о том, что в Хабаровск и обратно гости станут летать за счет принимающей стороны. Однако продолжалось это недолго. Сейчас спонсором многих клубов, в том числе и "Амура", является "Аэрофлот", поэтому деньги на авиаперелеты эти команды не тратят. Другие покупают билеты по безналичному расчету. По словам администратора одного из немосковских клубов суперлиги, в среднем один выездной матч "съедает" около 180-200 тысяч рублей. Сюда входят дорога, проживание в гостинице и питание.

Только самые обеспеченные клубы могут позволить себе чартер, да и то не всегда. "Спартак" недавно летал в Хабаровск обычным рейсом - чартер на Дальний Восток и обратно обошелся бы примерно в 75 тысяч долларов. Почти все уральские и сибирские команды предпочитают летать в Москву регулярными рейсами.

Сложнее всего приходится небогатым командам с периферии. Например, авиарейс из Нижнего Новгорода в Хабаровск в расписании отсутствует, а на чартер денег нет. Поэтому волжане сначала едут на клубном автобусе в Москву (а это, напомним, 400 км), чтобы из столицы вылететь в гости к "Амуру".

Футбольные клубы высшего дивизиона (и большинство первого) используют чартеры. Но ни одна российская команда не может позволить себе роскошь иметь собственный самолет, что неудивительно, - даже в сверхобеспеченной НХЛ клубы предпочитают покупать такой самолет в складчину с коллегами из НБА, американского футбола или бейсбола, расположенными в том же городе, и пользоваться им по очереди.

ЭКИПИРОВКА

На экипировку хоккейные клубы, по самым скромным подсчетам, тратят денег в 7 раз больше, чем футбольные. Форма для одного хоккеиста в течение сезона обойдется примерно в 2500 долларов. Не забудем и о клюшках: каждая стоит до 200 долларов, а их игроку нужно 20-30. Всего на экипировку, а также на фирменные костюмы, кроссовки, куртки и т.д. клуб тратит до 250 тысяч долларов в год.

Большинство футбольных команд одевают и обувают спонсоры, в клубной ведомости это проходит в графе "реклама". Но даже у тех, кто не имеет спонсоров, сумма на экипировку редко превышает 25 - 30 тысяч долларов в год, при этом основные расходы - покупка мячей и тренировочных бутс. Играть футболисты предпочитают в собственных, сделанных индивидуально.

БИЛЕТЫ

В НХЛ официальная минимальная стоимость билета на матч - 17 долларов. На самые плохие места и только в регулярном чемпионате. Минимальная стоимость хоккейного билета в Москве - 10 рублей (Дворец спорта "Сокольники"), в провинции - 3 рубля (льготный билет в Казани). Все руководители хоккейных клубов сходятся во мнении, что цены на входные билеты повышать нельзя. В качестве неудачного примера приводят недавнюю попытку футбольного "Спартака" заработать на зрителях: после пятикратного повышения цен на матч Лиги чемпионов пришло чуть больше 4 тысяч болельщиков.

ЛЕД В АРЕНДУ

Хоккеисты играют на родном льду один-два раза в неделю. В ходе чемпионата они проводят ежедневную тренировку. Рядом с главной командой живет и тренируется вторая - ближайший резерв. На том же льду занимаются команды детско-юношеской хоккейной школы - без нее клуб не может существовать.

Для того чтобы худо-бедно существовать, руководители наших хоккейных клубов сдают катки бизнесменам - в аренду. Те берут в руки клюшки и выходят на площадку после того, как заканчивается последняя тренировка в детской школе, а происходит это обычно ближе к полуночи. Любители тем самым улучшают благосостояние клуба - к примеру, в Москве аренда льда составляет в среднем около 100 долларов за час.

Во многих Дворцах спорта организуют вещевые рынки. Так, в Уфе за счет ярмарки, проводимой 3 - 4 раза в месяц (по 2 - 3 дня), клуб получает доход в размере 15 - 20 тысяч долларов.

Как известно, ярославская "Арена" - это "Универсальный спортивно-концертный комплекс". Даже когда "Локомотив" проводит два домашних матча через день, руководство комплекса иной раз успевает в промежутке между играми провести культурно-массовое мероприятие - для пополнения клубной кассы. Именно за такими многопрофильными сооружениями будущее, именно такие планируется строить в Омске и Москве.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Почти все клубы суперлиги сотрудничают с телевизионными каналами. Если говорить о московских командах, то у "Динамо" контракт с ТВЦ, у "Спартака" - с ТВ-6 и 7ТВ. Собственно, только эти каналы и показывают хоккей.

По интересному пути пошли в Ярославле. Областная администрация организует для своих болельщиков трансляции (часто - прямые) выездных матчей футбольного "Шинника" и хоккейного "Локомотива" (чаще всего в обмен на "картинку" ответной встречи из Ярославля). При этом домашние игры транслируют исключительно ночью. Пусть зрители ходят на матчи!

Похожая ситуация до недавнего времени была в российском футболе: каждый клуб самостоятельно реализовывал свои телевизионные права, и только одна команда в нашей стране зарабатывала на этом деньги - "Спартак". Однако созданная в межсезонье премьер-лига сумела решить вопрос о продаже прав на трансляцию всего чемпионата единым пулом: за это телевидение перечислит премьер-лиге более миллиона долларов за несколько сезонов.

Максим ЛЕБЕДЕВ, Александр ШАПИРО