СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ЧМ-2002 |
БОЕВАЯ СВИНЬЯ СРЕДИ ГОРНЯКОВ
И КРАСНЫХ ДЬЯВОЛОВ
Марк ВИЛЬМОТС |
Бельгия и раньше была ему обязана многим. А в решающем стыковом матче с чехами именно он забил гол, который и сделал бельгийцев соперниками россиян на ЧМ-2002. А ведь в случае неудачи полузащитник, по его собственному признанию, собирался уходить на покой.
ИЗ ДОСЬЕ "СЭФ"
Марк ВИЛЬМОТС |
Родился 22 февраля 1969 года.
Полузащитник "Шальке" и сборной Бельгии. Выступал за клубы "Стандард" (Бельгия), "Шальке" (Германия), "Бордо" (Франция). Участник ЧМ-94, 98 и Евро-2000.
НА СЛУЖБЕ У"ШАЛЬКЕ"
В 1996 году Марк Вильмотс, который обычно не задерживался ни в одном клубе более четырех лет, перебрался из льежского "Стандарда" в гельзенкирхенский "Шальке". Купили его за весьма скромную для такого мастера сумму - полтора миллиона марок. Переездом он был обязан прежде всего коренной перестройке, начавшейся в "Шальке". Из клуба с позором изгнали прежнего президента, оставившего в наследство лишь многомиллионные долги, и призвали на помощь жесткого менеджера Руди Ассауэра.
Ассауэр энергично взялся за дело. И прежде всего стал искать футболиста, способного биться за каждую пядь газона. Таким приобретением и стал Вильмотс. Боец с мощной шеей и развитой грудной клеткой быстро снискал у болельщиков прозвища Боевая Свинья Вилли и Геркулес. Вскоре во многом благодаря ему "Шальке" стал обладателем Кубка УЕФА.
- До некоторых пор я в команде горняков (так называют "Шальке". - Прим.Б.Т.) был некоронованным королем, - вспоминает Вильмотс, - но два года назад из дортмундской "Боруссии" зачем-то взяли Андреаса Меллера, что несколько уменьшило мое влияние. Не скрою, в первый момент я был возмущен - решил, что начальство собралось от меня избавиться. И заявил, что готов к борьбе за место под солнцем.
"Приход Меллера, бывшего символа дортмундской "Боруссии", а значит, врага номер один "Шальке", гарантирует конфликты", - пророчила немецкая пресса. Дошло до того, что самые верные фанаты гельзенкирхенского клуба заявили, что им плюнули в душу, и перестали ходить на стадион. На чемоданах сидел и разочарованный Вильмотс. Ассауэр, как мог, успокаивал публику и ее бельгийского любимца: "Не понимаю, Марк, откуда у тебя такие упаднические настроения. Я еще ни разу не видел, чтобы хорошие футболисты не могли играть вместе. Вы с Анди - игроки разноплановые, почему же оба не можете приносить пользу команде? Про Уве Зеелера и Герда Мюллера в 1970 году тоже говорили, что они не пара, но у них все отлично получалось".
По совету Ассауэра бельгиец пересмотрел свою позицию и обещал играть так, словно ничего не произошло. Продлевая контракт до 2003 года, Вильмотс, забивший к тому времени 21 гол в 104 матчах бундеслиги, предупредил: "Если не сработаемся, оставляю за собой право через год уйти. У меня никогда не было проблем с Меллером. Надеюсь, и не возникнет".
"Это позитивный сигнал перед стартом нового сезона, - радовался Ассауэр. - Боевая Свинья Вилли - один из ключевых игроков в нашей команде. Он всегда играет с душой и стал у нас своим в доску". Успокаивал оппозицию и тренер Хууб Стевенс: он даже пообещал отказаться от своей любимой схемы 4-4-2, при которой Вильмотс становился ненужным. И сдержал слово.
ВИНО БЕЗ АДРЕНАЛИНА
Но по большому счету настроение у Вильмотса все же испортилось. "Нет, отношения с ребятами у меня по-прежнему были отличные, - вспоминает он, - но вот Ассауэр стал действовать мне на нервы". Бельгиец все же рассудил, что лучше не горячиться, а сменить обстановку. И принялся подыскивать новый клуб.
В Италию или Испанию Вильмотса не тянуло по причине жаркого климата. В итоге он выбрал "Бордо". Не только потому, что это один из ведущих клубов Франции, и не только потому, что ему хотелось поиграть в стране чемпионов мира, чтобы было о чем вспомнить на старости лет. По признанию бельгийца, не последнюю роль сыграла и его давняя любовь к красным винам.
Надо отдать должное Вильмотсу: он постарался отблагодарить немецкий клуб, которому был многим обязан, и с новыми работодателями договаривался таким образом, чтобы те не обидели старых в финансовом плане. Более того, он и сам принял посильное участие в сборе пожертвований, прибавив к официальному выкупу часть своих сбережений. Между прочим, точно так же он уходил и из "Стандарда". Стоит отметить, что Вильмотс был и одним из немногих бельгийских футболистов, которые в трудную минуту отдали своему соотечественнику Жану-Марку Босману часть собственных гонораров.
Ассауэра поведение Вильмотса заставило расчувствоваться: "Это большая потеря для нас. Но из уважения к заслугам нашего ветерана мы отпустили его всего за шесть миллионов марок". Вслед за земляком засобирался было и Эмиль Мпенза, не представлявший, как будет обходиться без Вильмотса, которого считал своим духовным наставником. Но тот уговорил Мпензу остаться: "Без меня ты хоть наконец выучишь немецкий язык и привыкнешь к самостоятельной жизни".
За год, что Вильмотс отсутствовал в "Шальке", он забил за сборную и "Бордо" 17 голов. И все было бы ничего, но в "Бордо" ему пришлось действовать не в привычном центре, а на флангах. "К тому же, - жаловался бельгиец, - после бундеслиги во Франции мне явно не хватало адреналина в крови. Вот и загрустил..."
И ВНОВЬ "ШАЛЬКЕ"
В общем, как ни крути, выходило, что "Шальке" - как раз то, что нужно, и Вильмотс решил, что от него не убудет, если он поговорит с Ассауэром, который как раз стал усиленно искать встречи с блудным сыном. Они встретились - и договорились за считанные минуты.
- Повторная интеграция в команду прошла успешно, - рассказывает Вильмотс. - У меня никогда не было проблем с ребятами, уходил я только из-за того, что перестал доверять руководству.
Бельгийцу вновь пришлось выслушивать старые вопросы: как вы будете ладить с Меллером? Ведь это из-за него вы поменяли клуб, да? Он терпеливо объяснял: "Вовсе не из-за него. Проблема была в других людях. На сегодняшний день на 70 процентов моя задача - помогать обороне, а оставшееся время проводить в нападении. У Меллера функции более наступательные. Мы с ним разные. Он быстрее, я же сильнее в единоборствах. Я бы советовал ему не вторгаться на мою территорию, тогда все будет в полном порядке. Кстати, готов делать за него всю грязную работу. А вообще, скажу я вам, лучше играть в центре в "Шальке", чем на правом фланге в "Бордо".
КРЕПКИ ЛИ КОСТИ У ГЕРКУЛЕСА?
Надежды Вильмотса на триумфальное возвращение не оправдались. Первым делом он оказался в центре скандала: его "подшефный" Мпенза, не предупредив начальство, сбежал в Бельгию делать операцию на травмированной ноге. Вильмотс узнал об этом случайно и, не подозревая, что в "Шальке" об этом не в курсе, проболтался в раздевалке. Взбешенный Ассауэр назвал его "добровольным адвокатом" беглеца. На этом злоключения бельгийца не кончились. Крестьянский дом, который он присмотрел для своей семьи, увели из-под носа. А тут еще очередная травма...
Журналисты, предвкушавшие второе пришествие в "Шальке" легендарной Боевой Свиньи, щелкали блицами и задавали ехидные вопросы: "Марк, вам уже 32. Как вы себя чувствуете? Сколько раз вы уже ложились под нож хирурга?" Это был особенно больной вопрос: на протяжении карьеры травмы преследовали Вильмотса - половину жизни он, можно сказать, провел в медицинских кабинетах.
Я, кстати, не поленился и составил своего рода историю болезни бельгийца только за первый период выступлений за "Шальке". Вот она:
4.5.97.Пациент жалуется на боли в спине.
18.5.97.Назревает необходимость хирургического вмешательства в области плеча.
28.5.97.Операция проведена успешно.
30.6.97.Вильмотс принимает участие в первой после каникул тренировке, правда, в единоборствах не участвует.
21.7.97.Изъявляет желание размяться в товарищеском матче, но врачи рекомендуют воздержаться.
13.11.97.Потянув мышцу бедра, вынужден отказаться от участия в отборочном матче ЧМ-98 против сборной Ирландии.
24.7.98.Вильмотс снова травмирован. На сей раз возникают проблемы с левым коленом: видимо, мениск. Врачи считают, что вынужденная пауза продлится две недели.
15.8.98.Вильмотс продолжает болеть, но операция, судя по всему, ему не грозит.
11.9.98.Хорошие новости от врачей: мотор "Шальке" на пути к выздоровлению.
16.9.98.Вновь левое колено, но на сей раз речь идет лишь о глубоком порезе.
29.9.98.В инвалидной коляске Вильмотса доставляют в аэропорт и отправляют на операцию в Бельгию. На сей раз - перелом правой голени.
28.12.98.Произведено хирургическое вмешательство. Пациенту прописан абсолютный покой до 12 января.
5.02.99.Вильмотса мучают боли на прооперированной ноге.
8.02.99.Снова вынужденный перерыв: из раны приходится то и дело выкачивать жидкость.
10.03.99.Вильмотсу разрешают небольшие нагрузки.
11.03.99.Геркулеса сваливает желудочный грипп.
16.03.99.После трехмесячного перерыва Вильмотс появляется на поле и даже забивает гол.
31.03.99.Принимает участие в товарищеском матче сборной против Египта, но на 61-й минуте уходит с поля. "На ногах - словно гири", - объясняет свое состояние Вильмотс.
03.04.99.Нога опять в гипсе. Отдых минимум на две недели.
5.12.99.Сильный ушиб правой ноги.
23.1.2000.Проблемы с мускулами в области живота.
25.2.2000.Похоже, повреждена капсула левого колена, но исследования этого не под тверждают. Рекомендовано, однако, уменьшить тренировочные нагрузки.
После возвращения в "Шальке", по той же официальной клубной информации, все начинается заново: очередная операция на ноге приводит к длительной паузе, и Вильмотс выпадает из основного состава. Сейчас, как признается футболист, его в основном беспокоит левая нога, над которой хирурги поработали больше всего. "Будь у меня не такие крепкие кости, все было бы значительно печальнее", - признается капитан сборной Бельгии.
ПРОБЛЕМЫ В "БЕЛЬГИИ 04"
Сборную Бельгии за то, что в ее рядах много бывших и действующих игроков "Шальке", прозвали "Бельгией 04". В один из ведущих германских клубов немало бельгийцев попало по рекомендациям все того же Марка Вильмотса. На родине, уверяет он, живется несладко. И в подтверждение приводит собственную судьбу.
Вильмотс вырос в Льеже, он валлон, но первые восемь лет профессиональной карьеры играл за "Сент-Труйден" и "Мехелен", поэтому фламандцы держали его за своего. Когда Геркулес решил обосноваться в "Стандарде", один журналист с удивлением спросил его: он что, действительно собирается пойти на предательство? "Мой ответ - мол, Льеж, между прочим, тоже Бельгия - его нисколько не смутил", - рассказывает Вильмотс. Пять лет, проведенные в "Стандарде", стали сущим адом, и вспоминает он о них с горьким вздохом. Местная пресса не давала ему житья, постоянно придиралась и только тогда, когда он перебрался в "Шальке", оставила в покое.
- Наши газеты, - сетует Вильмотс, - кого угодно могут вывести из себя. У журналистов-валлонов свое представление о том, как должна выглядеть сборная, у фламандских газетчиков - свое. Наш бывший тренер был из числа неудачников. Помнится, он воевал и с теми, и с другими, но критики общими силами его все же добили. К сожалению, мои соотечественники любят топить друг друга, а единство, по-моему, проявили только однажды: когда умер наш король.
- Без желания в сборной играть не стоит, - продолжает капитан, обращаясь к молодым партнерам. - Я сам в 1994-м имел трудности такого рода, поэтому на время ушел в подполье. После чемпионата мира 1998 года проблем в сборной стало меньше. Долгое время нас никто не воспринимал всерьез, но с приходом Робера Васежа все изменилось. Он обладает многолетним опытом работы в бельгийских лигах, знает все проблемы и не дает в обиду представителей разных народов. Последние результаты говорят, что мы на правильном пути. В то время как прежний наставник хотел только одного - не получить в свои ворота гол, - нынешний говорит так: я буду играть по схеме 4-4-2, потому что я доверяю своей команде. А как будет играть соперник, мне все равно".
Вильмотс намекает, что только ради Васежа остался в сборной вместо того, чтобы давно устроить себе прощальный матч. "Дело в том, - поясняет он, - что команду покинули сразу несколько опытных игроков. Я не мог бросить тренера на произвол судьбы и поддался на его уговоры. Но после Кореи и Японии буду служить только "Шальке".
Борис ТОСУНЯН |
Гельзенкирхен - Вена |