Газета Спорт-Экспресс № 24 (2816) от 1 февраля 2002 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 1 февраля 2002 | Футбол - РПЛ

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Владислав РАДИМОВ

Тогда он только что вернулся в Москву. Говорил, как хочется все изменить, как надоела Испания, как надеется, что российские болельщики его снова полюбят - а там, глядишь, и в сборную дорога откроется. Тогда, три года назад, Радимов приехал играть в "Динамо". Сегодня при напоминании морщится: "Не надо про "Динамо"! Лучше о Самаре поговорим. Или о ЦСКА..."

С ЧИСТОГО ЛИСТА

ЧЕРНАЯ РЕЧКА

Начиная разговор, напомнил Радимову о принципе, который, как он сам когда-то говорил, у него был до отъезда в "Сарагосу": говорить только правду. Ничего не изменилось?

- Ничего. Хотя не раз обжигался. В Испании как-то журналистам сказал про тренера - не понимаю, дескать, чего он от меня хочет. На том мои игры закончились. Слава Богу, тренера через два месяца из клуба выперли...

- Вы как-то сказали, будто три книжки за жизнь прочитали.

- Чуть! Когда из школы домой "тройку" приносил - праздник был, это да, но читал всегда много. В последнее время особенно. Недавно подарили собрание Акунина - увлекся...

- В Испании тоже за книгами свободное время проводили?

- С семьей старался отдыхать. С ребенком гулял, с друзьями. Там все спокойно, размеренно.

- Не лучший вариант в 26 лет, когда "все размеренно".

- Вот-вот. Я тяжело перестраивался. Но к испанскому спокойствию привык. Все получилось, как родители хотели: занимаюсь любимым делом и не шляюсь по улице. Хоть мама до моего отъезда из Питера в ЦСКА не верила, что футбол может быть профессией.

- Трудно маме футбол любить, когда у сына ноги в синяках.

- А я ей объяснял, что в футболе без синяков не обходится. Переживала... Особенно, когда в Москву перебирался. Питер есть Питер - все родное. Последние годы мне больно туда приезжать - смотрю, сравниваю... Такую красоту в Москве навели, а о Питере будто забыли. Самое интересное - по-настоящему понимаешь, что это за город, только когда от него оторван. Уехал и понял: нет ничего прекраснее... Жили возле Черной речки. Из окна видно место, где Пушкин стрелялся. Папа с мамой и сейчас там живут. На стене у меня висел портрет Добровольского - из журнала вырезал. Потом мы с ним в одной команде встретились - великий, конечно, футболист. Но настоящим кумиром для меня Олег Сергеев был. И в газетах, и по телевизору: "Сергеев! Брошин!" И с ними тоже в одной команде оказался. Это было счастье, каждый день - как сон. У Брошина, когда он с "Зенитом" в 84-м чемпионом стал, я автограф брал. В 94-м, десять лет спустя, ЦСКА поехал в Испанию, нас с ним в одну комнату поселили. Еще до сих пор не могу забыть слова Юрия Желудкова на выпускном вечере. Все тогда стандартными фразами отделались, и он выходит: "Если хотите зарабатывать нормальные деньги и красиво жить, надо много работать". Я жить красиво хотел. Потому и запомнил.

- Вы и в первой команде, "Смене-Сатурне", считались особо одаренным?

- Там одаренными считались многие. В нынешнем "Зените" ребят из "Смены" много. А я в "Смене-Сатурне" сыграл всего ничего.

- Но у прекрасного тренера, Марка Рубина...

- Удивительной порядочности человек. От этого, наверное, все его проблемы: про взятки, договорные игры слышать не мог. Без него я мог и не состояться.

- Но уходил он из "Смены-Сатурна" со скандалом.

- Я в детали не вникал, но, кажется, он не хотел играть договорные матчи. А руководство настаивало... Рубин ушел. Я - за ним.

- Принципиально?

- Интуитивно. И уезжал не в дыру какую-нибудь, а в ЦСКА.

- Пробиться в "Зенит" шанса не было?

- Не приглашали.

ЦСКА

- И кто вас в Питере для ЦСКА отыскал?

- Костылев Геннадий Иваныч. Я играл в юношеской сборной у Кузнецова, и нас с Димкой Хохловым пригласили.

- А Кузнецов чуть раньше вас из сборной восвояси отправил: "Не подходит Радимов..."

- Нас из Питера шестеро приехало на сбор. Четверых Кузнецов взял, а нас с Сашкой Пановым отправил. Смешно, правда? Мы-то в конечном счете заиграли, а из той четверки - никто. Потом с Кузнецовым съездил на юношеский чемпионат мира в Катаре. Проиграли испанцам в четвертьфинале - у них были де ла Пенья, Рауль, Морьентес, Сальгадо, Эчеверрия...

- После Катара Кузнецов прошелся в газетах по вашему "моральному облику".

- До сих пор понять не могу, что я сделал неправильно. Обвинили и Димку Хохлова. Мы решили - смысла нет отвечать. Просто тренер "отмывался" за поражение от Испании. И выигрывает, и проигрывает команда, 11 человек. Но я катарскую историю забыл давно, а с Кузнецовым после не общались.

- Зато вскоре вас "Спартак" пригласил...

- 95-й год - тогда они шесть игр в Лиге чемпионов выиграли. "Хотим видеть у себя, проблемы с Тархановым решим..." Отвечаю - нет, останусь в ЦСКА. Меня болельщики очень любили, и я этим дорожил. Эта команда для меня навсегда родная. Если "Крылья" в этом сезоне чемпионом не станут, пусть им будет ЦСКА.

- Кстати, сейчас, годы спустя, какое мнение о Костылеве? С одной стороны, в ЦСКА взял, с другой - в дубле передержал в "воспитательных" целях...

- Как раз годы спустя я и понял: должен быть ему благодарен. Тогда в основном составе играли люди, прошедшие с ним же, Костылевым, молодежную сборную. А он меня к основе подпускал, и первый гол я забил в 17 лет, выйдя на замену против "Алании". Даже на Лиге чемпионов однажды был в запасе, против "Брюгге", - мне было 16.

- Как наутро после дебюта газеты открывали?

- Абсолютно не интересовался, что про меня напишут. Мама позвонила: про тебя малюсенькая заметка вышла...

- При переходе в ЦСКА, кажется, вам предложили три тысячи долларов "подъемных"?

- Но вместо денег дали машину, "шестерку". Мне ее разбил брат Андрюхи Новосадова - он на базе ЦСКА солдатом служил, с ним мы и перевернулись. Потом я из Германии пригнал "Хонду" - мне ее Сашка Беркетов разбил. А в последней моей машине, уже в Испании, Серега Гуренко перевернулся... Приключений хватало. Сам как-то в Таиланде на мотоцикле кувыркался - чуть с горы не свалился. Потом в Москве на автобусной остановке попал под перестрелку - подъехал джип, выпрыгнули мужики с автоматами и начали палить без разбору. Как-то укрылся...

- Контракт с ЦСКА вы подписали на четыре года с крошечной зарплатой.

- О деньгах тогда не думал. Просто играл - это было главное. Жили в пансионате на Песчаной, возле стадиона. Если за дубль матч выиграл - тебя кормят, проиграли - дня три можешь голодать. Мы же военнослужащие, слово поперек скажешь - в роту отправят. .. Пришел Тарханов - деньги поднял, квартиру обещал однокомнатную, а дал даже "двушку". В Испании с Хохловым вспоминали то время с удовольствием. Тогда казалось, позовет хоть "Милан", хоть "Барселона" - откажусь. Делили кусок хлеба на пятерых, украинцы сало доставали, Хохол пироги бабушкины из Краснодара привозил...

- Запомнили, как появился Тарханов?

- На Песчаной перед тренировкой кто-то его представил. Ребята тогда "ха-ха" себе позволяли на разминке, но Александр Федорович смешки эти моментально прикрыл. Кто-то после свистка по мячу пробил - так Тарханов чуть с тренировки его не выгнал. И до всех дошло: начинается работа. А когда он Мишку Куприянова отчислил, поняли - любой может следом отправиться, незаменимых нет. Но при этом Тарханов - единственный тренер в моей жизни, от которого матерного слова не слышал...

- Когда ЦСКА неудачи преследовали, вы с Машкариным, говорят, в церковь отправились, свечку поставили...

- И следующие семь матчей ЦСКА выиграл. Как после этого не верить?

- Тарханов - "ваш" тренер?

- Наверное. Стиль его нравится. Нравится то, чего от меня требует, на какую позицию ставит - опорным полузащитником. Сейчас он предложил новую схему игры в обороне. А я с возрастом понял, что можно отбирать мяч, и от этого получать удовольствие... Загнать человека в угол, чисто отобрать мяч - тоже красота.

- Хоть один тренер вас понимал, как Тарханов?

- Наверное, нет. В Испании не принято, чтобы тренер игроку в душу заглядывал. Там футболист - марионетка. Не получается? Иди работай на тренировке. Игру смотри со скамейки. Даже разбора игр нет.

- Тяжелая работа футбол?

- Да никакая это не работа! Я так не думал, даже когда в 19 лет в ЦИТО оказался. Работой он для меня был только тогда, когда в "Сарагосе" лавку полировал. Вот это была работа - пахать, зная, что нет шанса. Любишь футбол, мечтаешь играть - и получаешь такое... Сейчас все изменилось. Я в свои 26 как заново родился, каждой тренировки жду.

- Когда вы поняли, что сборная - это реально?

- Я о ней и не мечтал, а тут Тарханов подходит после какой-то игры: "Завтра поедешь в сборную..." А я только что за "молодежку" играл с немцами. Кечинов, помните, шесть человек накрутил и забил? Я еще смеялся: на меня, мол, голевую передачу запишите - я же в центре поля Валерке мяч отдал. Только вернулся - и Тарханов такое говорит. "Мы же с немцами уже сыграли, - говорю, - какая сборная?" - "Национальная!" Первый матч - против сборной мира в Питере. Даже гол забил... А первый официальный, кажется, с Австрией в гостях. Обыграли их 3:0. Приехал на первый сбор - одни звезды! Но приняли тепло. Андрюха Канчельскис все подбадривал. В Шотландии играли, на разминке Кирьяков сломался, и меня экстренно вместо него выпускают. После игры Шалимов, слышу, кого-то спрашивает: "Как его зовут?" Потом подходит, руку пожимает: "Будешь играть!"

"САРАГОСА"

- У меня было несколько вариантов, но "Сарагоса" только-только Кубок кубков выиграла, потому ее и выбрал. Ни с кем не советовался. Интересовался только тем, как в Испании себя вести. Валерка Карпин рекомендовал на испанский налечь с первого же дня, с прессой аккуратно общаться.

- Тогдашний ваш агент, кажется, одновременно и делами Фабио Капелло занимался?

- Он не агентом был, а посредником. Серьезный человек. Своего агента у меня отродясь не было. Да и многие в Испании без агента живут и неплохо себя чувствуют. Контракт с "Сарагосой" мне сделали в клубе. Тарханов сам занимался. Вот он помог здорово - я был очень доволен. Кажется, миллиона за три меня продали... По тем временам неплохо. В ЦСКА сказали просто: "Есть команда "Сарагоса". Предлагает деньги, которые нас устраивают. Согласен ехать?" - "Согласен".

- "Сарагоса" действительно смотрелась великой командой?

- Большое было впечатление. Морьентес играл, Пойет, Дани, Бельсуэ, Найим, который в финале Кубка кубков "Арсеналу" с центра поля забил... Но творилось что-то странное - в чемпионате стартовали ужасно. Играли неплохо, но то удаление какое-то, то гол сумасшедший залетит... Фернандеса, который Кубок кубков в Сарагосу привез, убрали. Поставили Эспарраго, уругвайца. Загадочный человек.

- Чем же?

- Уставил поле какими-то стойками, мяч заставлял выбивать с одной половины поля так, чтобы он за пределы стадиона улетал, - такие вот тренировки. Я высказался: "В толк не возьму, чем мы здесь занимаемся..." И сразу перестал для него существовать как игрок. В запас даже не попадал. Ты, говорит, испанского не знаешь, рановато тебе играть. Решил, что все беды "Сарагосы" от того, что пропускаем много - стал по восемь защитников на игру выставлять. Все равно нам гол запихивали - а как с одними защитниками отыгрываться? Слава Богу, убрали его, а то уж над нами вся Испания хохотала.

- Как в Испании увольняют тренеров?

- Да очень просто. Команда приходит на тренировку - и видит нового человека. Еще помню, одного нашего парня, поигравшего в "Депортиво", спросил: как же это они с "Тенерифе" не договорились последний тур "расписать"? "Тенерифе" ничего не нужно было, а "Депортиво" чемпионом стал бы. Но - проиграл. Спрашиваю, а парень этот никак понять не может, о чем речь... Но сейчас есть у меня серьезное подозрение, что Испания тоже "договорные" дела освоила. Не хочу вдаваться в детали - по внутренним ощущениям говорю.

- Чему вас научила Испания?

- Проще стал ко многому относиться. Раскованнее. Поражения сдержаннее воспринимаю - если раньше ходил да мучился, то теперь такого нет. Хотя русский человек всегда русским остается, никогда ничего сразу выбросить из головы не можем. Но жестче я не стал.

- Странная она, эта Испания. Человек в состав не проходит, а продавать его не хотят. Где логика?

- Мне бы кто объяснил! Несколько клубов готовы были выложить за меня "Сарагосе" деньги - и получали ответ: "Радимов самим нужен!" А через полгода я расторг контракт и ушел бесплатно. Так и не понял их политику..

- А почему не играли последний год за "Сарагосу", поняли?

- Были у меня проблемы с деньгами. Изменился закон, появились вопросы, кто должен выплачивать налоги - я или клуб. Единственный вариант, к которому пришли: я из команды ухожу на правах свободного агента. Если бы пришлось подавать в суд - дело затянулось бы лет на пять. Не было смысла ни мне, ни клубу. Да и неизвестно, кто бы выиграл... Только непонятно, почему "Сарагоса" не могла отпустить меня на полгода раньше?

- Напрасно потрачены испанские годы?

- Да нет, они в памяти останутся. И друзей море, и болельщики меня любили... Сыграл больше семидесяти игр. Шесть мячей забил.

- Что так мало?

- Так я и в России забивал не больше пяти за сезон. Мало? Для меня - много... Да, не стал я для них великим, как Карпин с Мостовым. Просто мне в России настолько грандиозное будущее обещали, что всем кажется - в Испании не сложилось. А на самом деле - сложилось.

"ДИНАМО"

- Помните, как впервые вышли против ЦСКА?

- Помню. 1:4 "Динамо" проиграло. Мне было очень тяжело. Это, наверное, от болельщиков зависит. Если любят - летаешь.

- Динамовские Радимова не любили?

- Ох, "Динамо"... Долгий разговор. Не хочу за всех болельщиков говорить, но помню случай: начали мы год очень здорово. Четыре победы. Вышли в финал Кубка. Потом пару матчей проиграли, приезжаем на стадион, выхожу, как обычно, поле пощупать за час до игры - а на трибуне уже кто-то сидит. И кричит: "Зачем ты сюда приехал? На х... ты "Динамо" нужен?" Это был шок. Про всех болельщиков говорить не хочу, но тот эпизод меня морально убил. Вообще в этом клубе играть тяжело - мнение не только мое, но и многих, в нем побывавших.

- Сезон в "Динамо" - страница в вашей жизни не белая и не черная. Серая. Угадал?

- Белая. Неисписанная. Забытая, к счастью. Вообще не хочу вспоминать. При Петрушине мы полгода устраивали бесконечные забеги через все поле... Нудно, бестолково. Установки у Петрушина любопытные были: хорошо бы, говорит, забить быстрый гол... И молчит. Олег Терехин шутил: "А еще лучше - два сразу воткнуть и доигрывать..." Вот у Тарханова постоянно идеи новые! Взять хотя бы тренировки спущенными мячами...

- Чем-чем?!

- Спущенными мячами. Тихонов рассказывал: как только пришел, дают ему на тренировке такой мяч, он понять ничего не может: "Что не накачали?" Сейчас, отвечают, будет "квадрат" спущенным мячом. Тарханов считает, что это полезно. Мне сложно судить, но у Александра Федоровича все команды "играющие". Поэтому и веришь...

- Вы о Петрушине упомянули. Он, помнится, вами тоже не сильно доволен был.

- Ему надо было правдами и неправдами остаться в "Динамо". Пятое место заняли, но игры не было в помине - вся Москва видела. Доехали до конца года на том, что заложил Ярцев. И началось: "Если б не Радимов, мы бы заняли место выше..." Надо же было на кого-то свалить вину.

- Зато с Толстых вы расстались по-доброму.

- А что нам делить? Закончился контракт - уехал. А разговоры, что, мол, все динамовские беды из-за Толстых - несерьезно... Не он на поле выходил, не он установки давал. Он своеобразный человек. Непростой.

- Это ведь его была инициатива - пригласить вас в "Динамо"?

- Его. А Ярцев был не против. На прощание пожелали друг другу удачи, поздравили с Новым годом - и все.

- Тяжело уезжали?

- Легко. Побыстрее бы уехать, забыть эту команду. Приехал в "Сарагосу", сразу попал в основной состав, команда лидировала, у меня все получалось...

- Это ошибка была - "Динамо"?

- Да. Исключительно моя личная. Я ожидал другого, но быстро ушел Ярцев, проиграли финал Кубка, все наложилось...

- В ЦСКА, кстати, обиделись, что не к ним вы вернулись.

- А меня в ЦСКА кто-то приглашал?

"ЛЕВСКИ"

- После испанского чемпионата оказаться в болгарском, наверное, как страшный сон?

- Абсолютно нормально. Пробыл я там два месяца, сыграл четыре матча. Еще до Болгарии был разговор с Ткаченко о переходе в "Крылья", и я знал, что окажусь в Самаре. Просто в России срок дозаявок прошел, а контракт с "Сарагосой" уже был расторгнут. Нужно было где-то играть - вот и поехал в "Левски".

- Оттуда все наши уезжали со скандалом.

- Скажу за себя: я уходил из команды сам, а в Болгарии это не принято. "Левски" там "народная команда", вроде нашего "Спартака". Уходит? Как?! Надо сделать так, будто это мы его выгоняем! Вот и сделали... Написали в газетах, что на швейцарском сборе мы с Головским чудили, избили весь персонал, у каждого из нас было по пять проституток в комнате, перепились... Ахинея! Мне-то ладно, а Головскому тяжело пришлось - у него девушка в Болгарии, она, наверное, все это читала. Как объясняться?

САМАРА

- Очень важный, наверное, вопрос: удастся вам поехать на чемпионат мира?

- Нет человека, который не хотел бы там играть. Могу отделаться общими словами: "все зависит от меня". Мне 26, даже если туда не попаду, жизнь не закончится. И сборную после чемпионата мира не распустят.

- Реально за полгода что-то доказать тренерам сборной?

- Для меня сейчас куда актуальнее доказать "Крыльям", что я им нужен. Тарханову. Городу. Болельщикам. Они, кстати, здорово меня приняли...

- Вы вернулись к Тарханову. Он сильно изменился?

- По-моему, каким был, таким и остался... Хотя, знаю, он за последние годы многое пережил. Очень сильный человек. Смотрите, как его судьба испытывала, а он через все прошел...

- Самара - удивительный город, согласны?

- Удивительный. И город, и набережная, и люди. Вот это все для меня нынче главное. Но, может, пройдет время, задумаюсь и о сборной.

- Переходя в "Крылья", вы сказали: "Если и здесь ничего не получится, завяжу с футболом..."

- Сказал, не отрекаюсь. Серьезно говорю - завязал бы. Но, во-первых, у меня сейчас все получается, а во-вторых, кажется, "Крылья" - в самом деле "моя" команда. Чувствую.

- Это славно, но неужели мысли "завязать" всерьез могут приходить в 26 лет?

- Файзулин же остался в Испании насовсем и с футболом, насколько знаю, завязал - а ему до тридцати далеко. Вы не представляете, насколько тяжелый период в жизни у меня позади. Настроение было - в самом деле, хоть футбол бросай... Спасибо Ткаченко - помог.

- Как и в ЦСКА, "Сарагосе", "Динамо" - на Радимова в Самаре громадные надежды. Не давит?

- Не давит. У нас есть лидеры в команде. Тот же Тихонов. Я всегда говорил: одно присутствие этого человека на поле поддерживает. В какой бы он форме и возрасте ни был. А я буду делать ту работу, которую скажет делать Тарханов. Что намерен оставлять всего себя на поле - обещаю и городу, и тренеру, и болельщикам. Бороться буду. Убиваться. Я не с нуля начинаю, но многое предстоит доказывать заново. Главное - не заострять внимание на том, что Радимов что-то "доказывает". Он просто делает свое дело. В Самаре слишком хорошо понимают футбол и, наверное, невозможного от меня не ждут... У нас очень хорошая команда. После прошлого сезона, наверное, она созрела для настоящего успеха. Вроде чемпионства.

- Вы и предположить, наверное, не могли, что когда-нибудь будете играть за Самару...

- А кто-нибудь мог предположить, что Цымбаларь будет играть за Махачкалу? Или что Файзулин "завяжет" в 26?

Юрий ГОЛЫШАК