ФУТБОЛ |
КАНДИДАТ В СБОРНУЮ РОССИИ - Владимир БЕСЧАСТНЫХ |
Владимир БЕСЧАСТНЫХ
ЖАЛЬ, ЧТО БРАТ МНЕ НЕ ЗАВИДУЕТ
Если бы за несколько месяцев до чемпионата мира тренерам команд-участниц предложили определить "неприкасаемых" - как в хоккее, - то российский список наверняка возглавил бы Владимир Бесчастных. Вне зависимости от соперника и игровой схемы сборной России место спартаковца в атаке сомнению не подвергается - в этом вопросе единодушны и специалисты, и журналисты, и болельщики.
СРЕДИ ФИНАЛИСТОВ МНОГО
ЗАГАДОЧНЫХ СБОРНЫХ
- До финала мирового первенства осталось совсем немного. У вас уже появились какие-нибудь предчувствия? - с этого вопроса началась наша беседа с Владимиром Бесчастных.
- Внутренний голос подсказывает, что мы выступим удачно. От более конкретных прогнозов воздержусь.
- Соперников по группе как могли бы охарактеризовать?
- Тунис и Япония для меня команды-загадки. Бельгийцев же видел в стыковых матчах с чехами. Скажу так: они не сильнее нас. Но детально анализировать соперников будем в мае, когда они обретут свое истинное лицо.
- Для вас важно побольше знать о соперниках?
- До сих пор это меня не сильно заботило. Соперниками, как правило, были европейские команды, о которых я что-нибудь да знал. На чемпионате мира все будет не так - среди финалистов много загадочных сборных.
- В Испании или Германии вы ни с кем из японских, бельгийских или тунисских "сборников" не пересекались?
- Нет. Если же говорить о других участниках ЧМ-2002, то доводилось играть с испанцем Мунитисом, шведом Мелльбергом, немцами Боде и Айльтсом, которого теперь, правда, в национальную команду не привлекают.
- В одном из интервью "СЭ" вы признались, что считаете матч СССР - Венгрия на мексиканском ЧМ-86 одним из лучших в истории нашего футбола. Но затем, если помните, была игра 1/8 финала с будущим противником россиян - Бельгией...
- В прямом эфире ту встречу не показывали, а когда я наутро узнал о поражении наших, то не поверил своим ушам. Смотрел запись и недоумевал: когда же, думаю, бельгийцы забивать начнут, ведь все так неплохо для наших начиналось! Расслабились, наверное, - так всегда бывает, когда соперники кажутся слабыми. Для нас, кстати, - хороший урок.
С БЕЛЬГИЙЦАМИ НАДО ДЕРЖАТЬ УХО ВОСТРО
- Намекаете на то, что нынешние бельгийцы тоже могут преподнести сюрприз?
- Они и тогда, и сейчас не более чем крепкие середняки. Однако сильных чехов сумели пройти...
- ...хотя прежних звезд - Кулеманса, Геретса, братьев Ван дер Эльст - в их составе уже нет.
- Я не помню, как они играли. Впрочем, нет: однажды, когда "Спартак" встречался с "Брюгге" на стадионе "Динамо", я мячи подавал. Тренер тогда сказал: смотрите на Кулеманса и учитесь - он игрок сборной Бельгии. На меня же Кулеманс особого впечатления не произвел - ни на "Динамо", ни на чемпионате мира. А вот Шифо в Мексике очень понравился. Словом, с бельгийцами надо держать ухо востро. Они не фавориты вроде Аргентины или Германии, но ведь и мы не гранды, не так ли?
- Сейчас без вас сложно представить атаку национальной команды России. Представляю, с каким чувством в свое время вы, забивая за сборную, возвращались в "Расинг", где тренер Бенитес вас в упор не замечал.
- Вы знаете, вышло так, что когда забил в первом матче этого отборочного цикла со Швейцарией, я еще считался основным игроком "Расинга", а когда отличился в следующий раз - в Белграде - в клубе меня уже "отцепили". Так что особого злорадства не было. Интересно другое. После хет-трика в игре со швейцарцами в Москве, когда мыслями я уже был в "Спартаке", "забухтели" сантандерские болельщики: как, дескать, руководство клуба такого форварда прошляпило! А на местном телеканале вспомнили одно мое скандальное интервью: прав, сказали, был русский парень, когда предупреждал: с таким тренером "Расинг" обречен на вылет.
- Какое значение вы придаете тому факту, что в списке лучших бомбардиров-сборников" отечественного футбола вас опережают только четверо: Блохин, Протасов, Иванов и Стрельцов?
- Сейчас перед сборной стоят настолько важные задачи, что мои голы нужны для гораздо более значимых целей, чем улучшение личных показателей. Вот если бы после чемпионата мира у нас была серия товарищеских матчей - другое дело.
ПРОВАЛА В ЯПОНИИ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ
- Вы планируете взять в Японию какой-нибудь талисман?
- Нет. Представляете, что будет, если я настроюсь на игру, а потом какого-нибудь зайчика или другую безделушку в гостинице забуду? Мне ж эта мысль покоя не даст на поле! Такие психологические удары на серьезных турнирах совсем ни к чему.
- Однажды Отто Рехагель восторженно отозвался о шестом голе россиян в ворота сборной Камеруна на ЧМ-94. Тогда вы пулей промчались по флангу, сыграли на опережение и сделали голевую передачу Радченко. Сейчас, спустя 8 лет, смогли бы так?
- Я стараюсь всегда бороться до конца. Третий гол в ворота французов на "Стад де Франс" помните? Все началось с того, что я на фланге опередил Блана. Да и в одном из матчей со сборной Люксембурга продолжал сближаться с вратарем даже тогда, когда он, казалось бы, овладел мячом. В итоге дело обернулось голом.
- Высокая скорость по-прежнему с вами?
- Я ее по секундомеру никогда не оценивал - когда стремишься к мячу, поверьте, показываешь совсем другие секунды. А вообще до отъезда из России казалось - убегу от кого захочу. В Европе вроде бы чуть растерял скоростные качества. Вернулся в Россию, чувствую - опять убегаю. Думаю, многое зависит от того, против кого играешь. У баварского дуэта Саньоль - Лизаразу, допустим, состязание в беге выиграть почти невозможно.
- Записи своих лучших матчей часто смотрите?
- Бывает, когда по телевизору смотреть нечего. Но без фанатизма. Тем более что мне в своей игре обычно далеко не все нравится.
- Брат Михаил, с которым вы родились в один день, добился в футболе меньшего. Когда встречаетесь, обсуждаете эту тему?
- Футбольные разговоры в нашей семье не смолкают. Но брат мне не завидует. Я иногда думаю: а жаль. Ведь он совсем не обделен талантом. Ему бы не помешала толика честолюбия, здоровых амбиций. Ну и стабильность, конечно, нужна: три-четыре хороших матча за сезон - маловато для серьезных дел.
- Вы готовы к тому, что выступление сборной России в финале мирового первенства будет воспринято как триумф или как провал? Или возможен какой-то промежуточный вариант?
- Если попадем в полуфинал - это будет триумф. Все остальное - промежуточный вариант. Потому что в провал я не верю.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ