Газета Спорт-Экспресс № 34 (2826) от 13 февраля 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 13 февраля 2002 | Олимпиада

SALT LAKE 2002

ХОККЕЙ

Владимир ЮРЗИНОВ

КОГДА РЕЧЬ О ПРЕСТИЖЕ СТРАНЫ,
НЕ ДО ЛИЧНЫХ АМБИЦИЙ

Игорь РАБИНЕР

из Солт-Лейк-Сити

Главный тренер серебряной российской команды образца Нагано согласился помогать в Солт-Лейк-Сити Фетисову. Хотя по всем законам большого спорта такие люди не идут к кому-то в помощники - не позволяют амбиции, гордость, самолюбие.

Но Юрзинов не вписывается в стереотипы. После 4-летней давности финала с чехами на пресс-конференции он не говорил о роке, о рикошете после броска Свободы, о судейских кознях и невыполнении установки. Через несколько минут после трагедии он взял вину за поражение на себя. Хотя я не представляю, в чем может быть виноват тренер, который, пусть и проиграв решающий матч, восстановил престиж российского хоккея.

Сегодня он - второй тренер сборной. И если 4 года назад еще в Москве, за несколько дней до вылета, назвал мне стартовую пятерку нашей команды в Нагано, то теперь переадресовывает все кадровые вопросы Фетисову.

ПРОДЛИЛ КОНТРАКТ С "КЛОТЕНОМ" НА ДВА ГОДА

- Высказываться на эту тему имеет право только главный тренер, - сказал Юрзинов после матча Латвия - Словакия. - Субординация и дисциплина - то, с чего начинается хоккей. Без них победы невозможны, и я полностью готов к своей нынешней роли.

- Насколько легко вам далось решение стать вторым тренером?

- Спокойно и нормально. Во-первых, Вячеслав Фетисов взял на себя очень серьезную ответственность, и это внушает уважение. Во-вторых, работа в Швейцарии не позволяла мне претендовать на какую-либо другую роль. Я прекрасно понимал, что реально участвовать в подготовке сборной практически не смогу - тем более что Олимпиада эта - НХЛовская. А Слава уже три с половиной года работает в НХЛ, приобрел достаточный тренерский опыт и знания. У меня нет никаких амбиций, я за свою жизнь побывал на всех возможных постах. Не хочу говорить громкие слова, но речь идет о престиже нашего хоккея. В такие минуты не до личных притязаний.

- Тем не менее ваше имя долгое время называлось среди претендентов на должность наставника сборной.

- Я свою кандидатуру не выставлял.

- Легко удалось объяснить руководителям "Клотена" необходимость вашей олимпийской отлучки?

- Легко в таких случаях не бывает. Но, к счастью, мы успешно завершили квалификационный турнир и пробились в восьмерку сильнейших. До последнего тура шла борьба, и если бы мы в ней уступили, предстояли бы тяжелейшие игры за выживание. Тогда договориться было бы значительно сложнее. Но даже в нынешней ситуации отъезд главного тренера может нанести ущерб работе в клубе. В "Клотене", естественно, понимают: ситуация, что называется, чревата неприятностями. Поэтому мне, как и четыре года назад в ТПС, пришлось проявить твердость.

- Вас пытались удержать?

- Так категорично я бы не стал говорить - все-таки предварительная работа была проведена. Просто пришлось построить подготовку команды так, чтобы мой отъезд повлиял на ее игру в меньшей степени.

- И как же?

- Я несколько сместил сроки подготовки. Когда после квалификационного этапа все команды отправились отдыхать, мы продолжали работать именно столько времени, на сколько я уехал. Сделано это было для того, чтобы я мог отпустить своих игроков на весь период Игр.

- Ходили слухи и о том, что вы можете возглавить "Динамо".

- В их распространении я не участвовал. "Динамо" дорого моему сердцу, но у меня есть работа, контракт, проекты. Я не могу сидеть и ждать, пока "Динамо" начнет валиться. Как-то мы все не совпадаем...

- Сколько еще будет действовать ваш контракт с "Клотеном"?

- В этом году я продлил соглашение еще на два сезона.

ЮШКЕВИЧ ДОЛЖЕН БЫЛ СТАТЬ
ОДНИМ ИЗ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ЛАРИОНОВА

- Что обсуждали с Фетисовым в Нью-Йорке?

- Все, что связано с игрой сборной: состав звеньев, тактику. Удалось посмотреть несколько матчей регулярного чемпионата НХЛ, встретиться с игроками. На всю жизнь запомню ситуацию с Димой Юшкевичем. Мы с ним разговаривали перед роковым матчем, и он был в прекрасном настроении. Видно было, как этот опытнейший защитник, которого я знаю много лет, настроился на Олимпиаду. Не случайно Слава хотел сделать его одним из заместителей капитана команды. И вдруг с утра этот звонок... Я слышал его голос - Дима был просто убит...

- Вы предлагали свои кандидатуры на его замену?

- Здесь все карты в руки Фетисову. Он знает истинное положение дел, поскольку постоянно поддерживает связь с генеральными менеджерами клубов, с ребятами, знает роль каждого в его клубе.

- Вы живете в олимпийской деревне. Почему до приезда команды не поселились в комфортабельном отеле - скажем, с руководством ФХР?

- Я человек непритязательный и приехал работать. Это моя седьмая Олимпиада, я прекрасно знаю и люблю этот турнир, его атмосферу, непременная часть которой - деревня. Каждый день езжу просматривать наших возможных соперников и собрал уже немало полезной информации. Кроме того, благодаря отличному оператору Клочкову у нас есть качественные видеозаписи всех без исключения встреч. Словом, готовлю почву к приезду Фетисова (разговор проходил за сутки до появления главного тренера в Солт-Лейк-Сити. - И.Р.) . Главная задача сейчас - подойти во всеоружии к первому матчу. Играть с листа против сыгранного и подготовленного соперника крайне сложно даже для самых классных мастеров. Важен каждый нюанс.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ОЛИМПИЙСКОГО ТУРНИРА ВЕЛИКОЛЕПЕН

- Каковы впечатления о первом этапе хоккейного турнира?

- Он проходит на высочайшем уровне! Словакия вынуждена досрочно уехать домой не потому, что слаба, а из-за силы той же Латвии. Это играющая команда, что о многом говорит. Она практически в полном составе прошла суровую школу чемпионата СССР, и хоккей показывает тот, советский. Все игроки техничны, вертки, любят играть в пас и понимают друг друга с полуслова. Блестящая команда!

- Схема турнира выглядит несправедливой для команд, не попавших в финальную шестерку.

- Согласен. Но и тем шестерым играть вообще без подготовки будет очень тяжело. Определенное преимущество, с учетом сыгранности, больших размеров площадки и отсутствия красной линии, поначалу получат даже команды с меньшим количеством НХЛовцев.

- Их превосходство в классе над игроками, выступающими в других странах, действительно так велико?

- Мне кажется, далеко не всегда, и первый этап Олимпиады это доказывает. Мне много приходилось работать и с теми, и с другими. Иногда вижу: тот, кто должен играть в НХЛ, выступает в Европе, и наоборот. Дело же не только в уровне мастерства, а и в судьбе. Скажем, в предпочтениях тренера, к которому попадает игрок-европеец. При этом отмечу, что в целом нынешний хоккей НХЛ мне нравится.

- Можно ли назвать полноценным турнир, где у всех ведущих сборных нет времени вообще на какую-либо совместную подготовку?

- Можно. Потому что в нем будут участвовать лучшие хоккеисты мира. Потому что он соберет забитые до отказа дворцы. Потому что к нему будет приковано внимание всей планеты. Это будет великолепный турнир, и мы видим это уже сейчас. Только очень, очень сложный...