Газета Спорт-Экспресс № 43 (2835) от 25 февраля 2002 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 25 февраля 2002 | Олимпиада

SALT LAKE2002

ХОККЕЙ

Виктор ЖЛУКТОВ

ДО ФИНАЛА НАДО БЫЛО ИЗБЕЖАТЬ
ВСТРЕЧИ С США ИЛИ КАНАДОЙ

Олимпийский чемпион президент ЦСКА полковник Виктор Жлуктов был участником финального матча США - СССР на Играх-80 в Лейк-Плэсиде. Своими соображениями о причинах поражений нашей сборной - нынешнего и того, 22-летней давности, Жлуктов поделился с корреспондентом "СЭ" через несколько часов после полуфинального матча Россия - США.

- Вряд ли читатели найдут во мне объективного эксперта, - сказал Жлуктов. - Во-первых, потому, что никогда не смогу объективно судить о работе моих бывших коллег, моих друзей и товарищей по несчастью. А Вячеслав Фетисов относится одновременно ко всем трем категориям. Во-вторых, потому, что подходить объективно к Олимпиаде, проходящей в Америке, невозможно.

- Почему?

- Любая Олимпиада в Америке проводится исключительно для американцев. В этом я утверждаюсь уже в третий раз за свою жизнь. 22 года назад накануне отъезда в Лейк-Плэсид нас предупреждали о том, что хоккей там будет не просто игрой - вокруг него обязательно будут политика, экономика, бескрайние американские амбиции. Нам приводили в пример Олимпиаду в Скво-Вэлли 1960 года, куда сборная СССР, к тому времени начинавшая обретать вес и авторитет в хоккейном мире, тоже ехала безусловным фаворитом. Но мы отнеслись к этим предупреждениям как к обязательному элементу политико-воспитательной работы.

- Что вы помните об атмосфере тех Игр?

- В Лейк-Плэсиде вся наша сборная - не только хоккейная - была изолирована от мира. Об олимпийских событиях "за углом" мы знали ровно столько же, сколько житель Норильска или Чебоксар, поскольку видели соревнования и другие хоккейные матчи исключительно по телевизору. Нас, впрочем, не только и не столько изолировали, сколько оберегали. "Вампиров" и "пожирателей детей" надо держать в клетке - а именно такими мы были в глазах американской публики.

Садимся в автобус, чтобы ехать на тренировку. Каждая поездка согласована заранее, никакой самодеятельности не допускается. В салоне уже ждут крепкие парни из ФБР. Они боятся заговорить с нами, мы - с ними (вдруг подвергнемся их разлагающему влиянию!). С сопровождением - туда, с сопровождением - обратно. На трибунах плакаты "Руки прочь от Афганистана!" и требования кого-то куда-то выпустить или отпустить...

- Но теперь о такой обстановке речь не идет...

- Ситуация, конечно, изменилась. Но появились другие проблемы, которые увязали-таки в единый клубок с Олимпиадой. Я уверен, что после страшных событий 11 сентября надо было решать вопрос о переносе Игр. Такое горе каждый должен перенести внутри себя, а не пытаться бороться с ним всеми возможными способами, включая спортивные. Дело даже не в параноидальных мерах безопасности, хотя и этот вопрос - не из последних. Ведь Олимпиада проводится для болельщиков, а бесконечные контрольно-пропускные пункты, проверки всех "от" и "до" как-то не соответствуют понятию спортивного праздника.

Но это полбеды. Куда важнее для Америки, как мне кажется, было самоутвердиться после происшедшего. Доказать самой себе, что она великая и могучая. Показать, что остается лидером во всем и везде. И для этого она готова идти на любые жертвы. Но когда в качестве жертвы выставляются светлые принципы олимпизма, мне этого не понять...

- Нынешней хоккейной сборной, в отличие от вашей, не пришлось привыкать к новым условиям.

- Но общая ситуация в любом случае не могла не сказаться на настрое команды. Скандалы породили множество вопросов и поставили под сомнение многие результаты, показанные в Солт-Лейк-Сити. Как можно было в разгар такой истерии назначать на матчи американских и канадских арбитров? Зачем было это делать, если США и Канада уверены в силе своих сборных?

- Откуда же взять совершенно нейтральных судей?

- Назначить арбитров из тех стран, команды которых уже вылетели. Неужели в Чехии, Финляндии и Швеции нет судей необходимой квалификации? Неужели они в европейских трактовках правил разбираются хуже, чем специалисты из НХЛ?

- Но в итоге не судьи повлияли на распределение медалей. По крайней мере в отношении нашей сборной.

- Да, в полуфинальном матче с американцами к арбитру больших нареканий не было. Но кто сейчас скажет, как бы сложился матч, реализуй наши еще один из множества голевых моментов, созданных в заключительном периоде? Я не знаю, как бы повел себя канадский арбитр. И слава Богу, что подобной ситуации не возникло и теперь нет темы для очередного скандала. Но он вполне мог возникнуть, ибо его вероятность не избежали с самого начала, а, наоборот, заложили в регламент.

- Такое могло произойти в Лейк-Плэсиде?

- Никогда не задавался этим вопросом. Околоигровые вопросы начинают волновать тогда, когда встречаются соперники приблизительно одного уровня, когда каждая мелочь может оказаться решающей. Нашей сборной 70-80-х судейство было, мягко говоря, до лампочки. Преимущество у нее было такое, что соперников не спас бы никакой судья. Я сейчас даже не помню, кто судил в Лейк-Плэсиде матч США - СССР.

- Были ли, по-вашему, у сборной России шансы дойти до финала?

- Для этого надо было любой ценой избежать до финала матчей на вылет со сборными США и Канады. Но разве русские люди опустятся до выбора себе соперника? Но все равно шансы были, а вот необходимой для этого игры набралось с грехом пополам на один период. В этом случае следует упрекать только самих себя. Я вижу в сборной России лишь двух хоккеистов, отработавших в Солт-Лейк-Сити на достойном для себя уровне, - это Хабибулин и Федоров. Минусов у нашей команды гораздо больше, чем плюсов.

Оборона никогда не была сильной стороной отечественного хоккея. Но она никогда не была и такой слабой! Защитные задачи лучше всего решаются форвардами и в чужой зоне - так у нас всегда было принято. Но для этого надо постоянно играть впереди, идти туда и там по-хозяйски располагаться. А не заниматься постоянными вбросами с последующей потерей шайбы в четырех случаях из пяти.

- Но все три шайбы в полуфинале наша сборная пропустила, играя в меньшинстве...

- Здесь все взаимосвязано. Когда нет сыгранности, следуют ошибки и провалы в обороне. Вслед за ними идут нарушения и удаления. Но помимо удалений, так сказать, игровых, наша сборная отметилась большим количеством непонятных удалений. Что называется, на ровном месте. Это, кстати, к вопросу о морально-психологическом состоянии. При подобной "накрутке" со всех сторон удержать себя в руках, сыграть с совершенно холодной головой очень трудно.

Меня взволновал еще один вопрос: еще до Игр самой сильной стороной нашей сборной считались нападающие. Практически - "сливки" НХЛ. Но и звездное нападение не может похвастаться градом забитых шайб. А уж с форвардами в нашей стране никогда не было проблем. Конечно, хоккей сейчас совсем другой, нежели 10 - 15 лет назад, более оборонительный, более тягучий. Но американцы и канадцы забивали исправно, а у нас здесь сплошные вопросы. Белорусам полтора десятка накидали, а всем остальным, вместе взятым, - 6 в четырех матчах. Это даже для футбола не ахти какой результат...

И все-таки я не считаю, что наша команда провалилась. При тех условиях предварительной подготовки, точнее - при их полном отсутствии, при всеобщей истерии в стране-организаторе, при постоянной околоскандальной ситуации Фетисов добился немалого. Конечно, нас, привыкших к победам и расценивающих все остальное как безусловный провал, бронзовые медали вряд ли обрадуют. Мы хотим золото и только золото. И с нынешним поколением хоккеистов, и с подрастающим (у нас прекрасная хоккейная молодежь!) можно выиграть любое соревнование.

Но не Олимпиаду в Америке.

Максим ЛЕБЕДЕВ