ФУТБОЛ |
КАНДИДАТ В СБОРНУЮ РОССИИ - Александр ПАНОВ |
ЭКСПЕРТИЗА Юрия ИВАНОВА |
ПОЧЕМУ НЕ БЕГУТ САПОГИ-СКОРОХОДЫ
Резвые нападающие типа Александра Панова балуют своим появлением отечественный футбол нечасто: скорость бог дает избранным. Зато каждый ее обладатель оставляет глубокий след в сердцах поклонников кожаного мяча. Болельщики предыдущих поколений без труда распишут вам в ярких красках, как играли, скажем, автозаводец Олег Сергеев, динамовец Геннадий Еврюжихин, киевлянин Игорь Беланов, спартаковец Валерий Рейнгольд. И не запомнить их было нельзя, поскольку летали форварды по краям столь лихо, что даже самым прилипчивым защитникам оставалось лишь вслед оппонентам смотреть.
Но что характерно, никто из быстроногих выдающейся техникой не обладал. Не способны были они, как, например, искушенные в столь важном компоненте футбола, а потому самодостаточные Роналдо, Шевченко или Анри, обыграть по дороге к воротам пару-тройку соперников и отправить мяч в сетку. На оперативный простор, ударные позиции их требовалось выводить, и понимая это, наставники отряжали для обслуживания скоростников полузащитников, владеющих ювелирными передачами.
Зависим от хавов и Панов, вот только необходимую поддержку от партнеров нападающий получает нечасто. И не потому, что с пасом у представителей среднего звена российской сборной дела обстоят неважно. С мячом они порой неоправданно долго возятся, вот и не балуют владельца сапог-скороходов разрезающими защиту соперника передачами "на ход". Да и от обороны наша команда играет редко: предпочитает искать счастье на половине соперника. А насыщенная оборона - не для новоявленного динамовца, теряется он в "массовке". Иное дело, когда есть где разбежаться.
Как тут не вспомнить супергол, забитый Пановым Бартезу. Французы на родном стадионе дожимали нашу команду, но в тылу у чемпионов мира образовалось разреженное пространство, куда и последовала своевременная передача в отрыв, завершившаяся коротким дриблингом и разящим ударом. Однако с той поры как обидчик одного из лучших вратарей мира, так и его партнеры подобного взаимопонимания и синхронности, увы, не демонстрировали.
К слову, от души приложиться к мячу Панов способен. Причем спрогнозировать, куда после контакта с его бутсой он отправится, порой невозможно. И причин тому несколько. Во-первых, удары этого форварда трудно назвать поставленными, что для вратарей всегда чревато сюрпризами. Во-вторых, размер стопы у миниатюрного игрока, легко догадаться, невелик, а это позволяет бить "с прямого подъема" в центр мяча, после чего последний летит без вращения и по колеблющейся траектории - так же, как планирующие подачи у волейболистов.
Скорость, нацеленность на ворота и коварный удар - вот козыри, на которых Панов может сыграть в Японии. Неожиданными ходами в матчах за сборную он, если вспомнить, радовал нечасто, а значит, непредсказуемость не в характере нападающего, и рассчитывать, что она вдруг проявится, вряд ли приходится. В воздушных дуэлях футболист тоже никогда не блистал - рост не позволяет. Остается надеяться на тактико-стратегическое чутье тренеров, в интересах которых помочь Панову раскрыться в Японии и проявить свои пусть немногочисленные, но, безусловно, ценные - особенно в играх от обороны - качества.