Газета Спорт-Экспресс № 65 (2857) от 25 марта 2002 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 25 марта 2002 | Экстремальные

Прыгать с парашютом можно, оказывается, не только на землю, но и... под землю. Это доказала в Мексике российская экспедиция под руководством известного мастера экстремальных видов спорта Валерия Розова

Валерий РОЗОВ: "ПРЫГАТЬ В ПЕЩЕРУ
НЕ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ С НЕБОСКРЕБА"

ДОСЬЕ "СЭ"

Валерий РОЗОВ

Родился 26 декабря 1964 года в Нижнем Новгороде. Рост 182 см, вес 73 кг.

Мастер спорта международного класса по парашютному спорту. Чемпион России 1997 - 1999 гг., чемпион Экстремальных игр-98, чемпион мира-99, серебряный призер Всемирных воздушных игр по скай-серфингу.

***

Участники экспедиции прыгали действительно под землю - в пещеру с поэтическим названием "Песни ласточек". Вернувшись в Москву, Валерий Розов посетил редакцию "СЭ", где рассказал об этом уникальном достижении.

- Экспедиция была организована в рамках "Русского экстремального проекта", который мы осуществляем уже два года, - начал он. - Ни временных, ни каких-либо иных рамок у проекта нет, мы просто занимаемся тем, что нам нравится, когда есть деньги и время.

- За эти два года, насколько я знаю, у вас поменялся состав команды.

- Как таковой постоянной команды у нас нет. Подбор людей зависит от того, что именно мы намерены сделать в ходе очередной экспедиции. Да и не все могут постоянно жить в таком режиме, как я. Стараемся привлекать лучших парашютистов, сноубордистов, а в этот раз - спелеологов из команды CAVEX.

- Кто ездил с вами в Мексику?

- Двое парашютистов - Кирилл Киселев и Вадим Попов, трое спелеологов - Денис Провалов, Олег Климчук, Константин Мухин, видеооператор Лев Дорфман и фотограф Андрей Каменев.

- В чем состояла задача спелеологов?

- Основная проблема для парашютистов - выбраться из пещеры после прыжка. Спелеологи обрабатывали стены "колодца", навешивали перила. Всего провесили 24 автономно закрепленные веревки. Суть в том, что веревка должна висеть вдоль стены, не мешая прыгать. Благодаря автономности каждого участка повышается безопасность в случае, если одна из веревок перетрется.

- В какой местности расположена пещера?

- Она находится в 500 километрах строго на север от Мехико. Место, известное и спелеологам, и парашютистам. Это крупнейший в мире карстовый вертикальный колодец, необычное природное образование глубиной от 330 до 370 метров - смотря с какого края пещеры мерить. Диаметр входного отверстия 50 метров, дна - 150 - 180. То есть пещера расширяется вниз наподобие бутылки.

- Многие туда прыгали?

- Первым семь лет назад прыгнул один американец. С тех пор экспедиции организуются примерно раз в год. В основном тоже американские. Из россиян мы были первыми.

- Как выглядит пещера изнутри?

- Каменные стены, покрытые толстым слоем глины и грязи. Дно каменистое, наклонное, поросшее мелким скользким мхом. Там вечные глубокие сумерки. В солнечный день дна вообще не разглядишь. В пасмурный видно, поэтому прыгать легче. Правда, все равно прыгаешь, как в черную дыру. Но это проблема скорее психологическая. Свободное падение длится 8 - 9 секунд, уже через 3 - 4 секунды глаза привыкают к полумраку. Когда приземляешься, проблем нет - видишь все вокруг.

- А откуда название пещеры?

- В ее стенах много ласточкиных гнезд и гротов, где тоже обитают эти птицы. С утра они улетают на поиски корма, а вечером, часов в пять-шесть, рекой стекаются в колодец. Их тысячи! Вместе с ласточками прыгать не рисковали, выбирали время, когда их в пещере не было. Однажды выдалась плохая погода, ласточки никуда не полетели, и прыгать мы не рискнули. Ведь столкновение с птицей чревато серьезной травмой - это все равно, что на скорости 200 км в час высунуть руку из окна машины и удариться ею о фонарный столб.

- По скольку прыжков вы совершили?

- Всего около 20 - кто больше, кто меньше. Более одного раза в день прыгнуть сложно. Вверх-то поднимаешься от полутора до четырех часов, в зависимости от физической формы и навыков работы с веревкой.

- Как выглядел сам прыжок?

- Отверстие находится на высоте 700 м над уровнем моря, а глубина, как я уже сказал, до 370 м. Раньше чем через 7 - 9 секунд свободного падения открывать парашют не следовало: в узкой горловине маневрировать им невозможно. Открывались на высоте 50 - 80 м. Приземлялись на площадку размером с теннисный корт - пространство довольно ограниченное, но более или менее ровное.

- В пещере практически нет ветра. Это отражалось на прыжках?

- Конечно, когда ветра нет, прыгать труднее. Купол быстрее летит по горизонту, меньше места для маневра, выше скорость на приземлении.

В свое время Розов начинал с "классического" парашютного спорта. Потом увлекся неофициальной дисциплиной, известной под английской аббревиатурой B.a.s.e. Jump, что расшифровывается как "прыжки с объектов небольшой высоты". Те, кто этим занимается, называют себя бейсерами.

- Смысл в том, - поясняет Валерий, - что прыгаешь с фиксированного объекта, который никуда не движется. Нет потока воздуха от самолета, на который можно лечь. Проваливаешься в никуда. Очень важно правильно оттолкнуться и контролировать позу. Летишь-то в нескольких метрах от объекта - если поза неправильная, тебя по нему размажет.

- Прыжки в пещеру - классика B.a.s.e. Jump или нечто совершенно иное?

- У нас нет понятия "классика". В пещере отличие только в том, что прыгаешь под землю.

- Какие объекты сложнее - природные или рукотворные?

- Не имеет значения. Все зависит от места расположения объекта и погодных условий. Каждый дает массу непохожих впечатлений и ставит массу задач, которые нужно решить в несколько секунд.

- Есть "самые-самые" объекты?

- Конечно. Например, самый высокий в мире водопад Анхел в Венесуэле - 976 метров. Труднодоступное место, непредсказуемая погода, частые туманы. Мы прыгали там два года назад. Или башни-близнецы Twin Towers в Куала-Лумпуре, самые высокие здания в мире. Там своя специфика: центр огромного мегаполиса, вокруг масса небоскребов, гуляющий, постоянно меняющийся ветер, маленькая площадка для приземления. В прошлом году в День независимости Малайзии там пытались организовать международные соревнования. Прыгали человек шестьдесят, мы заняли 8-е место. Но, на мой взгляд, соревнованиями это можно было назвать чисто условно - скорее международная тусовка бейсеров. Упомянул бы и о прыжках вдоль северной стены с вершины горы Эйгер в Швейцарии. Это самая высокая точка, откуда прыгают в Европе: 3300 м. Там, чтобы совершить прыжок, надо быть и альпинистом. Снег, холод...

- Сколько в мире людей, способных повторить то, что делаете вы?

- Думаю, единицы. Но мы выделяемся тем, что все объекты прошли одной командой. Такого нет ни у кого.

- Есть в "Русском экстремальном проекте" что-то уникальное - такое, чего еще не делал никто в мире?

- Планы есть, но все упирается в средства. Речь идет либо о еще более труднодоступных местах, либо о более дорогих экспедициях. Например, о прыжке с парашютом на вершину Эвереста. Или из стратосферы.

- Мексиканская экспедиция - предприятие тоже не из дешевых. Кто вам помогал?

- Генеральный спонсор - компания Salomon, видеоаппаратуру предоставила фирма Canon.

- Куда и когда теперь?

- По разным причинам говорить об этом не хочу. Нет, я не суеверный. Очередная экспедиция состоится в конце апреля, если...

- Догадываюсь: если достанете деньги. А спортивные прыжки бросать не собираетесь?

- В октябре в Америке состоится чемпионат мира по парашютному спорту, где планирую выступать в скайсерфинге. В прошлом году мы с оператором Игорем Калининым были вторыми на Всемирных воздушных играх в Испании. Так что пара у нас "сыгранная" и задачи перед собой ставим, как всегда, самые высокие.

Елена РЕРИХ