ФУТБОЛ |
Глеб ПАНФЕРОВ
"КРАСНОЗНАМЕНСК" РАБОТАЕТ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ
Футболисты "Краснознаменска" проводили тренировку на искусственном поле московского стадиона "Труд". Среди игроков особенно бросался в глаза упитанный хавбек, удивлявший размахом и тонкостью замыслов и даже на скользком в тот день покрытии точностью их исполнения. Его длинные передачи из глубины поля находили открывающихся на скорости партнеров в нужной точке, маневры в обороне были грамотными и своевременными, а крученые удары со стандартных положений неизменно приходились в рамку. Спустился с трибуны пониже и... Ба, да это же Глеб Панферов, бывший игрок "Спартака", "Асмарала", ЦСКА, "Торпедо", "Жемчужины", "КАМАЗа", который было исчез с российского футбольного небосклона!
- Почему исчез? Еще год назад начинал подготовку к сезону в "Торпедо-ЗИЛ", в котором вместе с партнерами добывал путевку наверх, - рассказывает футболист, проведший более сотни матчей на высшем уровне. - Но там стало правилом невыполнение условий контракта. Вот и ушел. Долго определялся с новым клубом, а когда, наконец, собрался подписать контракт с новороссийским "Черноморцем", он уже одной ногой стоял в первом дивизионе. Не было смысла туда ехать. Подался в Латвию, в Вентспилс.
- Разве условия там были лучше, чем в Новороссийске?
- Материальные условия хуже, но "Вентспилс" рвался в чемпионы, там спали и видели превзойти рижский "Сконто", это меня и привлекло. Очень хотелось конец карьеры увенчать золотом, пусть и не российской пробы.
- Не получилось.
- Да, довольствовались серебром, но и это достижение стало рекордным для "Вентспилса". Мне же игралось легко - уровень футбола в Латвии заметно ниже российского. И место понравилось - мягкий климат, море, уровень жизни почти как в Германии. Решил остаться там надолго, перевез семью, детей - Вовку с Яной устроил в русскую школу.
- Сравнение с Германией не случайное?
- Конечно, я ведь был в дюссельдорфской "Фортуне". Но с появлением в ней Игоря Добровольского тренеры начали отдавать предпочтение ему, а сидеть в запасе в моем возрасте - напрасная трата времени. Вот и вернулся в Москву, в "Торпедо-ЗИЛ".
- Но и в Латвии ваши планы, похоже, не сбылись.
- Невезучий я, вечно попадаю под невыполнение контракта - в "Жемчужине", в "КАМАЗе", "Торпедо-ЗИЛ". Вернулся в "Вентспилс" из отпуска - обещанных денег не дают. Собрал манатки - и домой.
- Неужели в латвийском футболе столько диспетчеров вашего уровня?
- Без ложной скромности скажу: раз, два - и обчелся. Но может быть, я показался президенту клуба слишком дорогим?
- С вашим нынешним игровым уровнем, если сбросить килограммчиков пять, можно было бы еще хотя бы в российском первом дивизионе поиграть.
- Лишние килограммы набрал, пока в поисках работы мыкался. Уверен, в первом-то дивизионе еще вполне сгожусь. Были разговоры на эту тему с тренерами нескольких команд. "Взяли бы, говорят, да тебе уж 30, возраст не товарный. Лучше мы на этом месте какого-нибудь молодого наиграем, а потом продадим за хорошие денежки".
- Молодой-то рядом с опытным, не один пуд соли на футбольном поле съевшим, скорее "товарный" вид приобретет.
- Мне тоже так кажется, но какие могут быть претензии? Общая ситуация в нашем футболе выдвигает деньги на первый план: сегодня он - тренер, а завтра - безработный. Вот люди и стараются заработать на черный день любыми средствами.
- Прошлый сезон, получается, для вас пропал?
- Не совсем. Вместе с таким же, как я, бедолагой Дмитрием Карсаковым, который после возвращения из Белоруссии тоже оказался никому не нужен в профессиональном футболе, выступал на первенство КФК за подмосковную команду "Носороги". Ее в поселке Володарского организовал один предприниматель. На свои средства прямо на берегу реки Пахра построил уютный стадион с великолепным полем. И платит он, не в пример некоторым клубам, считающим себя профессиональными, всегда вовремя.
- Неужели вас устраивал уровень КФК?
- Нет, конечно, силы еще в себе чувствую. Намечался вариант с череповецкой "Северсталью". Но Игорь Шалимов, с которым мы давно знакомы еще по дублю "Спартака", возглавил "Краснознаменск" и пригласил меня на Кипр, сначала, может быть, просто присмотреться к его команде, чем-то помочь.
- Присмотрелись?
- Настолько, что решил остаться в "Краснознаменске". Увидел, насколько серьезный клуб создается под этой маркой и практически с нуля, что тоже очень важно: над ним не довлеет груз прежних долгов или традиций. Люди им владеют серьезные, ставящие дело на широкую ногу, и что очень важно, особенно для меня, обязательные. Но самое сильное впечатление - работа Шалимова.
- И это после работы с Константином Бесковым, Валентином Ивановым...
- Я еще и у Бориса Игнатьева играл, немного - у Олега Романцева... Но то, как строит отношения с игроками, как работает с ними Шалимов, европейский уровень. На полном серьезе. Приехал в "Краснознаменск" еще без определенной цели, но уже через считанные дни ощущал себя в команде таким же заинтересованным лицом, как и остальные.
- Не зря же Шалимов проходил школу "Интера", "Болоньи", "Удинезе", "Наполи"...
- Влияние этой школы трудно переоценить. Мне кажется, что и Карпин, и Мостовой, да все, у кого что-то есть в голове, за границей меняются, приобретают менталитет западных профессионалов. На мой взгляд, за нашими легионерами, которые захотят вернуться и работать тренерами у себя дома, будущее российского футбола.
Павел АЛЕШИН