Газета Спорт-Экспресс № 72 (2864) от 2 апреля 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 7

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 апреля 2002 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

53-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Третий этап. ГРАН-ПРИ БРАЗИЛИИ

СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД Николая ФОМЕНКО

Николай ФОМЕНКО - пилот команды TNК Racing, выступающий в чемпионате мира по грандтуризму.

Майкл ДЖЕКСОН - И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ

Сложно ли гонщику ехать квалификацию и гонку на машине, которую до этого только тестировали? Без сомнения сложно, но не в случае с "Феррари".

Вот если бы в "Минарди" вдруг ни с того ни с сего получили бюджет в 350 миллионов долларов и посредине сезона сделали суперавтомобиль, то действительно проблем хватало бы. А в "Феррари" все иначе. Это топ-команда с огромным количеством наработок. Там все заранее просчитано до мельчайших деталей - какие уж неожиданности для пилота! Учтем и то, что итальянцы все последние годы конструируют свои болиды исключительно под умения и привычки Михаэля Шумахера. Получается, что новая F2002 изначально "заточена" под его желания!

Теперь о том, как соотносятся не слишком высокие результаты Хуана Пабло Монтойи в свободных тренировках с его поулом. Во-первых, не следует забывать, что квалификационная машина - это иной автомобиль. Иной по настройкам, по системе управления, по весовым характеристикам. Наконец, по резине. Квалификационная машина - на один короткий выстрел. Автомобиль в варианте, "заряженном" на квалификацию, не протянет и 16 кругов. Тогда как на свободных тренировках, когда проверяется режим 300-километровой гонки, машина проходит по 40.

Во-вторых, Монтойя сумел сделать, как говорят пилоты, чистый круг. То есть проехал этот круг одним махом, в одно касание, не сбившись с темпа и ритма, связав воедино все переходы от одного участка к другому. Если гонщик смотрит только в ближайший поворот, как это делает обычный водитель, то у него ничего не получится. Надо смотреть за поворот, а еще лучше за два - короче, так далеко, насколько это позволяет конфигурация трассы. Только тогда получится как бы единый отрезок движения - вне зависимости от того, сколько на этом отрезке торможений и наборов скорости.

Впечатления от гонки? Странные. Уж очень все происходящее на трассе напоминает заранее подготовленный спектакль. Такое впечатление, что Михаэль поставил цель: сделать так, чтобы его наследником в "Формуле" обязательно стал Ральф, но ни в коем случае не Монтойя. Михаэль постоянно поддерживает Ральфа и в "пиаре", и своим поведением на трассе. Ощущение такое, что Шумахер-старший и с "Уильямсом" договорился!

Конечно, у старшего и младшего братьев всегда особые отношения. И, наверное, младшему сложно пойти на старшего в атаку. Но если говорить конкретно о Шумахерах, то тут все, уверен, заранее и абсолютно точно рассчитано. С позиции Михаэля все выглядит таким образом: "Я тебя в эти гонки привел, я из тебя гонщика сделал, твоя очередь придет попозже". И Ральф об этом никогда не забывает. При этом - обратите внимание - мы практически ничего не знаем об их взаимоотношениях вне гонок. Они что, в обычной жизни не общаются?

Мне во всем этом не нравится один момент - то, что нет реальной борьбы между лидерами двух топ-команд. Когда две машины большую часть дистанции идут одна за другой, это нормально. В гонках такого уровня можно 20 - 30 кругов ехать за лидером и не найти ни одной "дырки" для обгона. Но если бы на месте Ральфа были Жак Вильнев или тот же Монтойя, они бы осязаемо искали эту "дырку" - и всем это было бы видно! Что же касается двух Шумахеров, то у меня есть почти железная уверенность в том, что они просто договорились. Причем не только на эту гонку, а вообще.

Еще любопытный момент: прорыв Рубенса Баррикелло в лидеры. Тут ситуация, думаю, следующая. Машина Михаэля, однозначно, предоставляет ему возможность вести себя на трассе так, как он считает нужным, тогда как машина Баррикелло позволяет ему сделать лишь то, что ему отпустит команда. Готов предположить, что в "Феррари" хотели показать всем: смотрите, у нас обе машины лучшие - и старая, и новая. И Баррикелло доставить удовольствие - все-таки родная публика, домашняя трасса. Ну а если бы бразилец сумел долго держать бешеный темп и ничего с ним не приключилось бы, его, вполне вероятно, позвали бы в боксы - на дополнительную стоянку. Потому как сейчас полностью "заточена" под Шумахера и вся "Формула-1". Майкл Джексон, одним словом.

Виноват ли второй пилот "Феррари" в своем сходе? На этот вопрос не ответит никто. Но способность оценить ресурс своего автомобиля обязана у высококлассного гонщика присутствовать. Правда, существует еще и момент эйфории, когда ты начинаешь ехать все быстрее и быстрее, и машина тебе позволяет делать это. Тут-то эмоциональному человеку легко перейти черту.

...Думаю, что сейчас Шумахер-старший вольно или невольно учит Монтойю уму-разуму. Как вам, например, такой урок: "Если я - лидер и кто-то хочет меня обгонять, но делает это не в том месте и не в то время, то я волен показать этому нахалу, насколько хорошо пользуюсь своим автомобилем и своими руками. И насколько адекватно оцениваю гоночные ситуации на таких скоростях".

Кстати, с моей точки зрения, эта оценка приходит только с 30-летием, когда гонщик продолжает ехать так же быстро и горячо, как раньше, но мозг его работает уже по-другому. Колумбийцу, наступившему на одни грабли дважды, надо набираться опыта. Даже не гоночного, а чисто человеческого. Монтойя слишком молод, а потому, предположу, в этом сезоне еще не выстрелит. Опыт должен "вылежаться".

И последнее. У двух десятков пилотов "Формулы-1" одна задача - повалить Шумахера. Не выиграть гонку, а конкретно повалить Шумахера, объехать его и показать всем - я тоже могу. Мелковатая мотивация для такого великого спорта, как "Формула-1", вам не кажется?

Лина ХОЛИНА