Газета Спорт-Экспресс № 77 (2869) от 8 апреля 2002 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 8 апреля 2002 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. Финал

ЭТОТ ЧЕМПИОНАТ СТАЛ ЧЕШСКИМ.
КАКИМ БУДЕТ СЛЕДУЮЩИЙ?

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Золотые медали "Локомотива" - это прежде всего заслуга Владимира Вуйтека. Так считают хоккеисты, так считают и болельщики: в интернет-опросе "СЭ" 32 процента участвовавших именно его назвали главным творцом ярославского триумфа. А ведь еще осенью казалось, что хоккейный эксперимент с тренером-иностранцем вновь, как и в футболе с баскетболом, завершится неудачей, а возможно, даже конфузом...

Давайте вспомним, как все начиналось. Пожалуй, весь болельщицкий мир (а уж ярославский - точно) встал стеной за главного тренера "Локомотива" Петра Воробьева, когда того второй раз за один сезон отправили в отставку. Решение руководителей клуба посчитали как минимум непорядочным - по отношению к тренеру. И немудрено: главные достижения команды, и прежде всего - единственное на тот момент чемпионство - были достигнуты именно тогда, когда у руля команды стоял Воробьев, которого иначе как Ильич в Ярославле и не называли.

Вот что по окончании прошлого сезона говорил генеральный менеджер (тогда - вице-президент) "Локомотива" Юрий Лукин:

- На примете были два-три отечественных тренера, способных, на наш взгляд, добиться с командой необходимого результата. Но всех их связывали контракты с другими клубами. И тогда мы решили присмотреть кандидата среди зарубежных специалистов, прежде всего - чешских. Ведь именно Чехия стала в последнее время законодателем мировой хоккейной моды...

Так в "Локомотиве" появился никому в России не известный Владимир Вуйтек. Если и тянул он тогда на какой-нибудь титул, то "вечно второго": руководимые им команды трижды играли в финалах чемпионата Чехии и ни разу чемпионами не становились.

ЗАБЫТЫЙ ТКАЧЕНКО

В российском хоккее повелось так: любой новый главный тренер получает определенный карт-бланш на комплектование команды. Вроде бы все логично: кто головой отвечает за результат, тому для достижения этого результата и подбирать необходимых исполнителей.

В "Локомотиве" все оказалось по-другому. Еще до подписания контракта Вуйтек был, по сути, поставлен перед фактом: в кадровых вопросах разгуляться не удастся. Недаром же вместе с ним приехали лишь два хоккеиста - будущий герой полуфинала Ян Петерек (некоторые сначала вообще посчитали, что это в первую очередь переводчик, а уже во вторую - хоккеист, поскольку общение на русском давалось тренеру тяжело) и вратарь Иржи Трвай (ставший впоследствии вратарем сборной Чехии).

Доходило до смешного. Немало хоккеистов "Локомотива", не подошедших Воробьеву, находилось в аренде в других клубах. О них подчас вообще забывали! Об одном из таких случаев как-то рассказал президент "Спартака" Борис Майоров:

- На предсезонном турнире "Локомотив" играл с нижегородским "Торпедо". И один из волжан очень понравился Вуйтеку. Он и говорит: "Какой хороший, боевой парень. Жаль, не у нас..." А ему в ответ: "Да это ж наш - Ваня Ткаченко. Его Воробьев отправил - он играть не умеет..."

"Не умеющий играть" форвард Иван Ткаченко забивал и в полуфинале "Магнитке", и в финале "Ак Барсу". Провел за свою пока столь короткую карьеру, безусловно, лучший чемпионат. И медаль золотую носит по праву. А мог бы и к сезону в высшей лиге вместе с полуразвалившемся "Торпедо" готовиться...

МЕЧТА ЖУРНАЛИСТА

Первыми, кого Вуйтек сделал своими преданными поклонниками, оказались журналисты. Нет, говорить гладко по-русски он так и не научился, а расшифровка диктофонных записей интервью с ним до сих пор остается сущей каторгой. Не встречал он прессу хлебом-солью. Просто свое общение с журналистами строил по мировому (читай - цивилизованному) образцу.

Никто и никогда не услышал от него отказа в интервью, беседе, анализе прошедшего матча. Другое дело, когда игра у команды не ладилась или донимали другие проблемы, отвечал достаточно сухо и без особых подробностей. Но всегда отвечал - и никогда не заканчивал разговор по собственной инициативе. Даже если вопросы становились уж откровенно дурацкими или провокационными. Например, о любимой марке сигарет (два часа говорили, а он так и не закурил - неужели не понятно?) или о квалификации российских арбитров.

Журналисты, особенно молодые (а вслед за ними и читатели), узнали благодаря Вуйтеку много нового. Те, кто постарше, вспомнили давно забытое. Хоккею-то мы учились не у канадцев, а у чехов - после войны. И многое из того, что приписывалось нашим великим тренерам, на самом-то деле придумано было в Чехии. Утренние раскатки в день игры или, например, знаменитый "динамовский" "конверт" при розыгрыше численного преимущества".

"ЛАГЕРЬ ОСОБОГО РЕЖИМА"

Именно такое прозвище получил среди хоккеистов воробьевский "Локомотив". Команда сидела на сборах почти безвылазно - с начала сезона и до конца. Игроки бывали дома не чаще, чем запуганный "дедами" солдат-первогодок.

Это то единственное, что Вуйтек разрушил в "Локомотиве" недрогнувшей рукой. Еще до начала сезона по хоккейному бомонду прокатилась первая волна слухов о разнузданном демократизме, воцарившемся в Ярославле. Неделями сидящие на предсезонных сборах хоккеисты передавали из уст в уста истории о райской жизни в "Локомотиве". Дескать, рабочий день там, как на производстве: пропикало 18.00 - все пошли домой. И никто не следит, где ты провел вечер.

Почему-то возникла уверенность, что хоккеисты "Локомотива" мгновенно сопьются, разнесут все казино и прочие злачные места Ярославля и наполнят собой вытрезвители и "собачники" местных райотделов. Так ведь чаще всего и случается с людьми, вырвавшимися из тисков тотального контроля. Но в том-то и дело, что контроля не было, а было доверие. Причем такое доверие, что подвести тренера вдруг стало самым подлым поступком.

- Нужна ли команде база? - спросили тогда Вуйтека.

- Конечно, нужна, - ответил пан Владимир. - У чешских команд их нет, а зря. Собрать команду, вместе покушать, отдохнуть после тренировки - лучше ничего не придумаешь...

НАС ЖДЕТ СЕЗОН "СВЕРЖЕНИЯ"

Все хорошее имеет плохую привычку заканчиваться. Закончился и великолепный для "Локомотива" и Вуйтека сезон-2001/02. Выпито шампанское, чемпионский Кубок занял подобающее ему место на новой "Арене".

- Я очень хочу, чтобы Вуйтек выиграл золото, - признался еще на старте сезона двукратный олимпийский чемпион Евгений Зимин. - Чтобы тем самым он наконец доказал всем, что отъезд хоккеистов за рубеж - не единственная и отнюдь не главная проблема нашего хоккея, как многие считают сейчас. Что у нас уже давно не самая выдающаяся тренерская школа в мире и что способы и методы управления командами, идущие от Тарасова и Тихонова, уже отжили свое...

Получилось все - "по Зимину". Вуйтеку вроде бы больше нечего завоевывать в России. Но это только видимость, потому что дальше ему придется гораздо тяжелей. Одним своим появлением он бросил вызов хоккею, который, перестав быть советским, так и не стал современным. Теперь для любого тренера и он сам, и его "Локомотив" - как красная тряпка для быка.

Если Вуйтек останется в Ярославле, нас ожидает сумасшедший и интереснейший сезон-2002/03. Свергнуть чешского выскочку уже сейчас мечтают многие. Удастся ли?

Максим ЛЕБЕДЕВ