Газета Спорт-Экспресс № 77 (2869) от 8 апреля 2002 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 8 апреля 2002 | Теннис

ТЕННИС

КУБОК ДЭВИСА. Мировая группа. 1/4 финала

РОССИЯ - ШВЕЦИЯ - 4:1

Нил ФРЭЗЕР

ХОТИТЕ ВЫИГРАТЬ КУБОК ДЭВИСА?
ЗАБУДЬТЕ О ТУРНИРАХ АТР!

ДОСЬЕ "СЭ"

Нил Эндрю ФРЭЗЕР (Австралия)

Родился 3 октября 1933 года. Победитель Уимблдона-60 и US Open-59 - 60 в одиночном разряде. 16-кратный победитель турниров "Большого шлема" в парном разряде и миксте.

Достижения в Кубке Дэвиса. Как игрок (1958 - 1963): победитель - 4 раза (1959 - 1962), финалист - 2 раза (1958, 1963). Как капитан (1970 - 1993): победитель - 4 раза (1973, 1977, 1983, 1986), финалист - 2 раза (1990, 1993).

Член комитета Кубка Дэвиса Международной федерации тенниса.

Нил Фрэзер - личность легендарная. Он выигрывал и Уимблдон, и Открытый чемпионат США, но главные свои победы одержал в Кубке Дэвиса, к которому имеет непосредственное отношение вот уже без малого полвека.

- Хочу сразу внести ясность, - не дожидаясь моего вопроса, начал знаменитый гость московского четвертьфинала, когда мы встретились с ним в лужниковском Дворце спорта. - Все говорят, что я был капитаном сборной 22 или 23 года. На самом деле - 24. Это самый длинный срок капитанства в истории Кубка Дэвиса.

- Тогда вам лучше всех известно, в чем особенность этого турнира.

- Кубок Дэвиса - самое значительное теннисное соревнование по многим причинам. В теннис играют дети, юноши, взрослые из различных социальных групп. Теннисист, который зарабатывает много денег, сам себе хозяин. Он может купить дом, дорогую машину, даже личный самолет. Но остается один на один со всем этим добром. Играя в Кубке Дэвиса, вы представляете свою страну. А это огромное удовольствие, что могут подтвердить политики, кинозвезды, художники, с которыми я разговаривал. Да и для меня большего счастья в жизни не было.

- В вашу бытность капитаном вы использовали какие-то хитрости, чтобы настроить игроков на победу?

- Ничего такого у меня не было. Как говорят у нас в Австралии, каждый укорачивает одежду по своему росту. Так и в команде: у нас у каждого был свой стиль, каждый шел своим путем. Что касается меня, как капитана, то когда я сидел на скамейке и видел, что кто-то начинает сдавать, показывал ему так. (Тут мистер Фрэзер изобразил форменные топотушки.) Ведь мне разговаривать с игроками нельзя, вот я и придумал такое. Теннисист, увидев мои "танцы", сразу понимал, что ему следует добавить. И если вы спросите у австралийского теннисиста, что такое happy feet, вам сразу покажут именно это. Есть у нас в Австралии "Have happy feet" - обладать счастливой ступней, вот я ей и пользовался. И это приносило успех.

- Часто игроки жалуются на то, что турниры АТР и матчи Кубка Дэвиса очень плохо согласуются по срокам. Вы, как представитель руководства Кубка Дэвиса, не считаете, что нужно менять календарь?

- Кубок Дэвиса - слишком серьезный и крупный турнир, и менять в нем мы ничего не намерены. А если теннисисты считают, что им трудно совмещать разные соревнования, то они должны выбрать, что для них важнее. Мы живем в свободном мире, и каждый волен делать то, что он хочет. Да, многие играют в ATP-tour, чтобы зарабатывать много денег. И у меня нет сочувствия к тем, кто сетует на усталость. Скажем, Евгений Кафельников перед тем, как завершить карьеру, хочет выиграть Кубок Дэвиса. Желание, достойное уважения. Но кто мешал ему думать об этом лет в 20? Просто тогда он был заинтересован в том, чтобы заработать как можно больше. Как и Сампрас, который сейчас вернулся в Кубок Дэвиса, потому что ему понравилось выступать на этом турнире.

- А сама система розыгрыша Кубка Дэвиса не будет меняться?

- Если и будет, то минимально. Мы готовы выслушать людей, которые предложат что-то новое, но регламент, который существует сейчас, вполне приемлем. Только командам двух стран, дошедшим до финала, приходится играть по 4 матча в году. Неужели это так утомляет теннисистов? Я знаю множество тех, кто почел бы за счастье провести хотя бы один матч. О том, что эта формула хороша, говорит и то, что у Кубка Дэвиса хорошие спонсоры. Так что причин для изменений, которых жаждут игроки, я не вижу. Если их что-то не устраивает, это еще не повод перекраивать регламент.

- Значит, между АТР и Кубком Дэвиса нет никаких разногласий?

- Мы всегда обсуждаем спорные вопросы, приходим к соглашению. Но я не хочу, чтобы Кубок Дэвиса был менее значим, чем турниры АТР. Кубку Дэвиса более 100 лет, а турнирам АТР - только 30. И, думаю, Кубок проживет дольше, чем они. Спросите любого теннисиста, что бы он хотел выиграть. На первом месте у него наверняка окажется Кубок Дэвиса, потом чемпионаты "Большого шлема". Олимпийские игры и лишь затем турниры АТР.

- В современном теннисе появилась целая плеяда талантливой молодежи: Хьюитт, Сафин, Роддик, Федерер... Как вы оцениваете их будущее?

- Я бы хотел быть отцом, ну, на худой конец, родственником Хьюитта! (Смеется.) Очень высоко оцениваю их всех. У них по крайней мере 10 лет прекрасной карьеры. Если за эти годы они получат столько же удовольствия, сколько получил я в свое время, будучи профи, это будет замечательно. Плюс они заработают столько денег, что смогут купить банк вместо того, чтобы получать там деньги.

- Сможет ли ваш соотечественник Марк Филиппуссис оправдать надежды, возлагавшиеся на него в прошлом?

- Он перенес 3 операции на колене, но сейчас уже тренируется. Если в этом году Марк не сможет показать достойный результат, то потеряет игру.

- Вернется ли из добровольного отпуска Патрик Рафтер?

- Думаю, ему надоест ничего не делать, и он захочет вновь оказаться на корте. Мы на это сильно надеемся.

- Сможет ли кто-то из молодых теннисистов стать, как Сампрас, лучшим и надолго?

- Когда играл я, в первую неделю чемпионата "Большого шлема" фавориты могли не беспокоиться. А сейчас им приходится делать это уже со стартовых матчей. Сотый обыгрывает первого - это становится все более устойчивым явлением в теннисе. Поэтому представить, что кто-то надолго обоснуется на первом месте, довольно сложно. Я не думаю, что это произойдет. А если случится, то, надеюсь, им будет Хьюитт.

- Весь теннисный мир с интересом следит за романом Ллейтона с бельгийкой Ким Клийстерс. Она не собирается выступать за Австралию?

- Для этого им надо пройти достаточно длинный путь. Они пока только друзья. Если Ким станет миссис Хьюитт, вполне возможно, что мы увидим ее под своими знаменами. Но, полагаю, это произойдет не скоро.

- Успехи Хьюитта не привели к теннисному буму в Австралии?

- Благодаря ему в нашей стране все только и говорят о теннисе. Родители приводят детей в клубы, хотят, чтобы они играли в теннис. Но пока, кроме Хьюитта, у нас нет таких хороших молодых игроков. Для этого нужно время, хотя бы лет 5.

- Как вы относитесь к предложению изменить параметры мячей в зависимости от того, на каком покрытии играют?

- Самое важное в теннисе хорошо донести его до зрителей и удачно показать по телевидению. Без зрителей и телевидения нет тенниса. И если для улучшения игры надо поменять мячи, я не буду возражать. Но я сейчас не играю и не знаю, что лучше. Может, следует внести изменения в правила.

- Какие?

- Почему у нас две подачи? Одна интереснее для зрителей. Так уже пробовали играть. Но тут должны сказать свое слово теннисисты.

- Вы прекрасно выглядите. Часто выходите на корт?

- Теперь в теннис вообще не играю!

- Серьезно? Почему?

- Мои технические и тактические возможности расходятся с физическими. Поэтому я играю в гольф. Игра более медленная, но держит меня в форме.

- Вы не в первый раз в России. Находите что-нибудь общее между нашими странами?

- Я бы хотел этого, но... У вас так холодно.

- А люди?

- Наконец-то на ваших лицах появились улыбки.

- Какие перспективы у сборной России в Кубке Дэвиса-2002?

- В полуфинале с Аргентиной вы будете играть у себя дома, так что вашей команде вполне по силам выйти в финал.

- А когда Россия выиграет Кубок Дэвиса?

- В этом году. А почему бы и нет? У вас два суперигрока. Вы должны поддерживать их в форме, ограждать от неприятностей. А они пусть забудут о турнирах АТР и сконцентрируются на Кубке Дэвиса.

Елена РЕРИХ