Газета Спорт-Экспресс № 93 (2885) от 26 апреля 2002 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 апреля 2002 | Футбол - Чемпионат мира

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЧМ-2002. СБОРНАЯ ГЕРМАНИИ

ИЗ ДОСЬЕ "СЭФ"

Оливер НОЙВИЛЛЬ

Родился 1 мая 1973 года в Локарно. Рост 171 см, вес 64 кг. Нападающий. Выступал за швейцарские "Гамбароньо" (1979 - 91), "Локарно" (1991 - 92), "Серветт" (1992 - 96), испанский "Тенерифе" (1996 - 97), "Ганзу" Росток (1997 - 99), с 99-го - в леверкузенском "Байере". В бундеслиге провел 148 матчей (54 гола), в сборной Германии 30 (3). Чемпион Швейцарии (1994), серебряный призер первенства Германии (2000).

Линия атаки - предмет особого беспокойства болельщиков сборной Германии в преддверии ЧМ-2002. Кого поставит вперед Руди Феллер? Вернее, кого он поставит в пару к Оливеру Нойвиллю? Именно так следует задавать вопрос, поскольку форвард "Байера" - единственный, чья кандидатура не вызывает сомнений ни у кого.

ТИТОВ ШУТИЛ, НОЙВИЛЛЬ МОЛЧАЛ

После операции на мениске, которую сделал Егору Титову в Леверкузене врач "Байера" Томас Пфайфер, полузащитник "Спартака" быстро выздоравливал, пребывал в отличном настроении и мыслями был уже в Москве. Незадолго до отъезда Титова из Леверкузена я оказался вместе с ним и переводчиком Степаном Марусинцем в кабинете физиотерапевта "Байера" Дитера Трцолека. Врач колдовал над Егором и постоянно выдавал какие-то шуточки-прибауточки, сопровождая их потешной мимикой. Мы с Егором хохотали, пытались острить сами... И так и не заметили, что в кабинете был еще один человек. Все время в углу скромно сидел Оливер Нойвилль. Свое присутствие форвард "Байера" обнаружил, лишь когда встал со стула и тихонько прошел к выходу мимо лежащего на кушетке Титова.

"Первоцвет без солнечного света", - озаглавила Sueddeutsche Zeitung заметку о Нойвилле. "Тихий Нойвилль", - это уже газета die Welt. Говорят, что тих и робок Оливер прежде всего потому, что... неважно владеет немецким. "Да, из-за того, что не очень хорошо говорю, не чувствую и особой поддержки со стороны прессы, - подтверждает он. - Порой расстраивает, что меня многие не воспринимают как настоящего немца. Но лично я себя ощущаю именно немцем. Да, мать у меня итальянка, но отец родом из Ааахена. Его пять сестер и шесть братьев до сих пор живут в этом германском городе. Не от меня же зависело, что я родился и провел детство в итальянской Швейцарии". Кстати, германский паспорт Нойвилль получил только в 97-м - до этого у него был итальянский.

Языковые проблемы и природная скромность - не лучшие спутники в жестком мире профессионального футбола. Поговаривают, будто бывший бундестренер Эрих Риббек перед чемпионатом Европы 2000 года отчислил из сборной именно Нойвилля, а не кого-нибудь другого, потому что знал: Оливер не будет поднимать по этому поводу шума. "Думаю, более задиристого и скандального игрока оставить дома было бы труднее, - рассуждает Нойвилль. - Для меня же увольнение из сборной за несколько дней до Евро-2000 стало самым большим разочарованием в жизни".

БРОНЬ В АТАКЕ

Тишайшего Нойвилля прорвало лишь однажды - после победы сборной Германии над Украиной (4:1) в стыковом отборочном матче ЧМ-2002. Забив гол и сделав две результативные передачи, он вместе с Баллаком, Ремером, Шнайдером, Янкером был признан одним из лучших в команде. "Тому, кто и теперь не уяснил мое значение для сборной, помочь трудно! - не говорил, а кричал в эйфории Нойвилль. - Теперь-то уж не может быть сомнений по поводу того, поеду ли я на мировой чемпионат. Кто не видит, как я играю, тот ничего не понимает в футболе".

Впрочем, и раньше, несмотря на мнения отдельных скептиков, рейтинг форварда в германском футболе был достаточно высок. Несколько лет назад не склонный к комплиментам знаменитый в прошлом хавбек сборной Германии и "Гамбурга" Феликс Магат (ныне тренер "Штутгарта") неожиданно воскликнул: "Нойвилля в атаке мог бы остановить только я!" Бывший тренер "Ганзы" и "Кельна" Эвальд Линен: "Нойвилль - безусловно сильнейший германский форвард". Голкипер сборной и дортмундской "Боруссии" Йенс Леманн: "Лучшим игроком первого круга бундеслиги считаю Нойвилля".

При Руди Феллере форвард "Байера" стал единственным игроком атаки немецкой сборной, которому всегда достается место в основе. Споры идут лишь о том, кто будет его партнером, чей стиль больше всего подходит под манеру игры Нойвилля. Вот что, например, писал в октябре прошлого года еженедельник Sport Bild: "Когда-то нападение сборной Германии вызывало зависть во всем мире. Зеелер, Мюллер, Румменигге, Феллер, Клинсманн - впереди проблем не было никогда. Но шеф нынешней сборной Феллер уже более года ищет идеальную пару нападающих. Пока в атаке забронировано лишь одно место - за Нойвиллем. Но кто будет рядом с ним? Феллер пробовал Карстена Янкера, Оливера Бирхоффа, Александра Циклера, Мирослава Клозе, но ответа нет..."

Состояние атаки сборной Германии вызывает у ее болельщиков немало тревог. Недавно тот же Sport Bild писал, что в Японию и Корею национальная команда отправится с самым слабым за всю свою историю нападением. В подтверждение приводились статистические показатели, согласно которым форварды нынешней сборной по сумме голов во внутреннем первенстве и среднему показателю результативности на игрока значительно уступают знаменитым предшественникам. И лишь к Нойвиллю особых претензий по этой части нет: в прошлом сезоне - 15 голов, в текущем за два тура до финиша - 13.

ОШИБКА КОРОЛЯ ОТТО

Действия Нойвилля, который чаще всего атакует по правому краю, отличают прекрасный дриблинг, высокая скорость, отличная техника владения мячом, сильный прицельный удар, умение выдать ювелирную фланговую передачу. Пожалуй, чуть слабее игра головой. "Да, я не воздушный монстр, - признает Нойвилль. - Но обладаю другими достоинствами. Полагаю, ни один защитник бундеслиги не догонит меня на первых десяти метрах "забега" с мячом". Многие удивляются и тому, насколько сильно бьет по воротам хрупкий с виду форвард. "Все дело в технике, - объясняет он. - Есть немало нападающих ростом 190, у которых далеко не столь мощный удар". И, конечно, всех тренеров подкупает неутомимость Нойвилля, который без устали бороздит футбольное поле 90 минут. Наставник "Байера" Клаус Топпмеллер говорит: "Мы можем применять нашу атакующую систему только потому, что все форварды необыкновенно много трудятся в обороне". И Нойвилль на атакующем конвейере леверкузенцев (команда с 75 голами в 32 матчах лидирует в бундеслиге по результативности) - один из передовиков.

Впрочем, Оливер нравился далеко не всем тренерам. В 95-м Отто Рехагель не взял его в "Баварию". Официальной причиной отказа была травма колена. Но на самом деле Нойвилль понимал: Король Отто предпочитал форвардов-гренадеров, а не таких "замухрышек", как он. Очень скоро Оливер доказал, что, не проявив к нему интереса, Рехагель допустил ошибку. Уже в первом сезоне в бундеслиге в 17 матчах за "Ганзу" Нойвилль забил 8 голов, через год в 33 играх отличился 14 раз. Его и в сборную впервые пригласили, еще когда он защищал цвета ростокского клуба.

ЛОББИ В СБОРНОЙ

Но, конечно, по-настоящему известным он стал только в "Байере". "Переход в леверкузенскую команду был для меня очень важным, если не решающим шагом, - подтверждает Оливер. - "Байер" всегда борется за победу в первенстве, регулярно играет в Лиге чемпионов. Большая ответственность, игра на пределе сил помогают постоянно совершенствоваться. Я уже привык к огромным физическим и психологическим нагрузкам, выпадающим на долю нашей команды, которой частенько приходится играть каждые три дня. И от этого стал увереннее чувствовать себя и в сборной".

Дела Нойвилля в национальной команде пошли в гору не только потому, что он повысил класс. "У мюнхенцев или леверкузенцев в сборной особый статус, у них даже есть свое лобби, - признается Оливер. - Любой игрок "Байера" в иерархии сборной стоит выше, чем футболист-одиночка из какого-нибудь средненького клуба. Оно и понятно: в команде Феллера нас сейчас пятеро. С одноклубниками легче найти взаимопонимание и на футбольном поле, и за его пределами".

И все-таки игра Нойвилля пока не совсем удовлетворяет ни его самого, ни Руди Феллера. Речь прежде всего о не очень высокой результативности. Сам Оливер объясняет это так: "В национальной команде я, как правило, играю на правом краю - и в атаке, и в середине поля, и даже в защите. Футболисты этого амплуа обычно чаще делают голевые передачи, чем сами проводят мячи". А вот мнение Феллера: "В "Байере" Оливер стал сильнее физически, увереннее чувствует себя в единоборствах. Но порой ему не хватает здорового эгоизма: в некоторых ситуациях вместо того, чтобы самому пробить по воротам, он почему-то ищет партнера, надеясь, что тот будет в еще более выгодной позиции". А может, такая манера - продолжение характера тишайшего Оливера?

Ефим ШАИНСКИЙ

Леверкузен