Газета Спорт-Экспресс № 106 (2898) от 16 мая 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 мая 2002 | Футбол - Сборная России

ФУТБОЛ

ИДЕАЛЬНЫМ ВРАТАРЕМ БЫЛ БЫ Майкл ДЖОРДАН

"СПАРТАК" И ЛИГА ЧЕМПИОНОВ

- Руслан! Станислав Черчесов, вспоминая свое появление в "Спартаке", рассказал нам, что стоял за воротами Рината Дасаева и, наблюдая за его действиями, открывал для себя много нового. А каким образом вы в "Спартаке" повышали первое время свое футбольное образование?

- Мне тоже было у кого учиться - у Тяпушкина, Черчесова. Черчесов и вовсе стал моим кумиром, когда мне было еще лет 14 - 15. Во все глаза смотрел, что он творит в воротах.

- Станислав! Помните тот день, когда в "Спартаке" встретились с Нигматуллиным?

- Руслана видел и раньше, в Новогорске, где он тренировался вместе с молодежной сборной. Впрочем, не был с ним лично знаком, а только со стороны наблюдал. Он пришел в команду Романцева тогда, когда я уже перебрался в дрезденское "Динамо". Потом немцы меня одолжили "Спартаку", в котором он к тому времени провел несколько матчей. Первое, что я сделал, когда снова появился на базе в Тарасовке, зашел к Нигматуллину в номер. Прекрасно представлял, что испытывает молодой парень, когда готовится к Лиге чемпионов, а тут берут более опытного вратаря. Собственно, это подразумевает, что шансов попасть в основной состав становится меньше. Понимал его чувства и старался сделать так, чтобы между нами не было обид. Нет, я его ничему не учил, для этого не было времени. Но по крайней мере мне показалось, что личным примером все же принес ему определенную пользу.

- Руслан! Когда "Спартак" вместе с Черчесовым удачно стартовал в Лиге чемпионов, вы сидели на скамье запасных. Рвались в бой? Или понимали, что выступать на таком уровне еще не готовы?

- Конечно, хотелось играть. Но если честно, тогда еще не был готов к такому ответственному турниру. Мое время пришло позднее.

"ВЕРОНА" И СОВЕТЫ БЫВАЛОГО ГОЛКИПЕРА

- Станислав! Когда Нигматуллин подписал контракт с "Вероной", вы сказали, что Руслану прежде надо было бы посоветоваться с тем, кто через это уже проходил, хотя бы с вами. О чем собирались говорить с младшим товарищем?

- Должен сказать, что по мастерству Нигматуллин основному голкиперу "Вероны" не уступает, а может, и превосходит Феррона, но ситуация в тот момент не была благоприятной для Руслана. Ведь он пришел в новую команду всего за несколько дней до возобновления чемпионата. Между тем по негласным футбольным законам в Европе для начала принято давать чужестранцу адаптироваться в новых условиях, а уж потом бросать его в бой. Успешная игра в сборной это, конечно, хорошо, но первым номером в клубе можно стать только тогда, когда докажешь, что готов для главной роли. А для этого, как ни крути, нужно время. Нельзя было забывать и о заслугах Феррона перед клубом. Опять же из своего личного опыта я знал, что обычно боссы европейских клубов, когда они многим обязаны вратарю, не рискуют делать перестановки. А веронское начальство хорошо помнило, что именно Феррон помог клубу выбраться из низов в серию А.

- Руслан! Никогда не возникало желания обсудить с более опытным товарищем переход в зарубежный клуб?

- Когда "Локомотив" приезжал в Австрию на памятные матчи с "Тиролем", мы со Станиславом немного пообщались. Времени было, конечно, мало, но надеюсь, он не откажется продолжить нашу беседу в ближайшее время, благо возможность обязательно появится. С большим уважением отношусь к тому, как Черчесов проявил себя за границей, и уверен, что он расскажет мне немало полезного.

- Станислав! Одно время в Австрии ходили слухи, что Нигматуллина покупает "Штурм". Если бы сделка все же состоялась, у "Тироля" появился бы более сильный конкурент?

- Если взять голкипера "Штурма" Сидорчука и сравнить с Нигматуллиным, то Руслан, разумеется, выглядит сильнее. Но нельзя не учитывать сложностей, возникающих при адаптации. Я сам в дрезденском "Динамо" первые два месяца не играл. Тоже, между прочим, был вратарем сборной и тоже недоумевал, почему простаиваю. Но германский тренер, посмотрев мою работу в первых двух матчах, посчитал, что новичку еще рано доверять пост номер один. И мне кажется, он был прав. Есть в этой временной отсрочке определенный смысл. Для начала дебютанту дают возможность со стороны посмотреть на новый чемпионат, затем дожидаются лучшего момента и только тогда выпускают, чтобы он себя сразу же проявил и завоевал симпатии зрителей. И сколько бы ни внушали мне, что надо в таких случаях бросать нашего брата, образно говоря, в воду, и пусть выплывает, как знает, я с этим не соглашусь.

ХАРАКТЕР И ЗАГРАНИЦА

- Станислав! На ваш взгляд, сильно ли меняет заграница характер вратаря? Если да, то как изменился ваш за долгий срок в Германии и Австрии?

- Я прошел хорошую школу выживания в новых для себя условиях. Стал более рассудительным. Сейчас, например, много раз подумаю, играть ли, как порой делал раньше, травмированным. Жизнь показала, что лучше заняться лечением, так как все равно никто не оценит жертв. Помню, в прошлом сезоне пять месяцев выступал с травмой, "Фиорентину", можно сказать, на одной ноге обыгрывал, а после операции начальство обо мне забыло. Всего же неприятнее было то, что новости узнавал только из газет, которые ко всему прочему сулили мне скорый конец карьеры. Наверное, был бы моложе, сломался бы психологически. Но, поскольку уже имел богатый опыт, реагировал на все спокойно. Следовательно, и Руслану надо отбросить в сторону эмоции и быть готовым ко всяким закулисным делам. Если они творятся в Австрии, то представляю, что происходит в Италии, где футбол - а у меня сложилось именно такое впечатление, уже больше шахматы напоминает. Все что-то считают, на многие годы вперед трансферы планируют.

- Руслан! А вас Италия успела изменить?

- На этот вопрос, наверное, проще ответить окружающим. Я же могу только сказать, что моя жизнь, естественно, изменилась. Как в профессиональном, так и в бытовом плане. Если брать футбол, то есть мою работу, то все сложилось не так уж плохо, как кому-то кажется со стороны. К сожалению, игровой практики было мало, зато возможностей поработать над собой вдоволь. Мне повезло с тренером вратарей. Фабрицио Паезе нянчился со мной, как с ребенком. Перед отъездом в сборную получил от него детальный план индивидуальной подготовки к чемпионату мира. Дай Бог, чтобы мне так же повезло с тренером вратарей и в новом клубе, так как в "Вероне" оставаться не хотелось бы.

Если брать быт, то в первые два месяца без языка пришлось трудно, как мне и предсказывали. Но были люди, которые мне помогали, а затем я и сам понемногу освоился. Мне нравится в Италии. Имею в виду не только чемпионат, но и образ жизни, культуру, еду. И раньше любил итальянскую кухню, но блюда, которые пробовал в московских ресторанах, имеют с ней все же мало общего. Кроме того, в Италии у меня куда больше времени для общения с семьей, чем в Москве. При всей любви к сборам, все же лучше восстанавливаюсь после матчей и готовлюсь к ним дома. Мне кажется, даже тренировки полюбил больше, чем в России, хотя работать на них приходилось всерьез.

"ТИРОЛЬ" - "ЛОКО" И ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ

- Руслан! В Инсбруке Юрий Семин, увидев на своей тренировке Черчесова, решил было, что он наведался в стан "Локомотива" с разведывательной миссией. А что, признайтесь, тогда подумали вы?

- Просто был рад повидать уважаемого мною голкипера. Кстати, благодарен Станиславу за то, что после игры он поздравил меня с победой. Считаю, он поступил по-мужски, как ему всегда и было свойственно.

- А какова, Станислав, ваша версия того похода на тренировку?

- Моя версия простая: поехал, посмотрел, пообщался с друзьями. С другой стороны, должен вас немного поправить. То была вовсе не тренировка, а всего лишь утренняя разминка, к тому же простенькая: играли, можно сказать, в гандбол, что к футболу отношения не имеет. А подробную информацию о сопернике от меня "Тироль" еще до моего общения с железнодорожниками получил. Для этого мне, знающему "Локомотив" не понаслышке, специальных вылазок и делать не надо было.

- Станислав! После выхода "Локомотива" в Лигу чемпионов первым Нигматуллина, поднявшись со скамейки запасных, поздравили именно вы. Чем был вызван порыв?

- Я даже на поле аплодирую коллеге-сопернику, когда он парирует так называемые неберущиеся удары. Да, он соперник, да, не дал нам выиграть, но коль человек нашу вратарскую работу делает хорошо, он, считаю, достоин похвалы. А Руслан в тот день сыграл на "отлично", хотя и был вымотан бесконечными перелетами.

- Станислав! Перед повторным матчем с "Локомотивом" игроки "Тироля" говорили между собой, дескать, пройдем русских, если только у Нигматуллина будет черный день. На что вы заметили: у хороших вратарей черных дней не бывает. Почему?

- Столь категорично, наверное, не стоило утверждать. Черные дни бывают у всех, и у вратарей в том числе. На самом деле, я предупреждал своих одноклубников, что у Нигматуллина, скорее всего, не будет с таким нетерпением ожидаемого многими австрийцами черного дня. Объяснял свою позицию так: Нигматуллин отлично провел прошлую игру против нас, ничто ему не мешает повторить успех, тем более что стадион уже хорошо знаком. И, наконец, квалификация в Лиге чемпионов - не рядовая игра, в связи с чем вратари на нее настраиваются по-особому.

- Руслан! Напрасно игроки "Тироля" надеялись тогда на черный день?

- Мне тоже кажется, черные дни бывают у всех, даже у "железного" Кана. Другое дело, что у таких вратарей, как Кан, неудачных дней гораздо меньше, чем у рядового голкипера. Что касается дополнительного матча с "Тиролем", то у меня был сумасшедший настрой. Переигровку мы восприняли как несправедливость, поэтому горели желанием еще раз огорчить австрийцев. Несколько лет назад я мог бы перегореть перед таким матчем, но, видимо, жизнь чему-то научила, раз эмоции удалось унять.

ИДЕАЛЬНЫЙ ВРАТАРЬ

- Станислав! Вы часто выступали на крупных международных турнирах. Какой совет можете дать Нигматуллину, который отправляется на ЧМ впервые?

- Общее для чемпионатов мира и Европы, где мне довелось побывать, то, что чем ближе день старта, тем больше напряжение. Однако странное дело, в футбольных странах, как, например, Англия, давление было значительно больше. В Швеции и США оно не так остро ощущалось. Как будет в Японии? Затрудняюсь ответить. Уж очень мало мы знаем эту страну. Если доведется попасть туда, на месте будем давать друг другу советы.

- Станислав и Руслан! Каким в вашем представлении должен быть идеальный вратарь? От каких недостатков вы бы хотели избавиться или какие достоинства приобрести, чтобы приблизиться к идеалу?

Черчесов: - Идеала в нашем деле, увы, не существует. Эталоном может считаться тот, кто вообще никогда не пропускает. Но это невозможно. Как невозможно и все игры проводить на одном высоком уровне. Мы же не машины! Кто ближе к идеалу, Кан или Бартез? Мне нравится Кан. Он эффективнее, хотя не так эффектен, как Бартез. Немец обладает еще и качествами лидера. Бартез же более подвижный, более спонтанный, но уступает Кану в основательности. Идеалом мог бы быть Майкл Джордан, прыгучий и взрывной. Жаль, что он выбрал баскетбол, а не футбол.

Нигматуллин: - Идеального вратаря, наверное, не существует. А если рисовать коллективный портрет, я бы скомпоновал его из Кана, Буффона, Тольдо и француза Фрэ, который мало играет в Европе, зато в серии А блистал и в "Вероне", и в "Интере", и в "Парме". От чего бы я хотел избавиться? От пропущенных голов. А если серьезно, ни за что не расскажу вашей газете о своих недостатках. Слишком многие вас читают - как же можно раскрывать секреты перед всем миром?! Что бы хотел добавить? Всего понемногу. Всегда ставлю перед собой высокие цели. Нынешняя - войти в число лучших вратарей мира, для чего нужно много работать.

- Вопрос к обоим вратарям: Станислав больше года не выступал за "Тироль" из-за травмы. А вернулся, и создалось впечатление, что паузы не было. Руслан в нынешнем сезоне провел за клуб чуть больше тайма. А с чемпионами мира между тем играл на равных. Не говорит ли это о том, что вратарям практика не так уж на самом деле и нужна? Достаточно, быть может, тренировок?

Черчесов: - Играть, тут двух мнений быть не может, надо обязательно. Другое дело, иногда пауза идет на пользу, дает возможность отдохнуть психологически. Испытал это на себе. Но я, разумеется, не бездельничал, а основательно работал на тренажерах. Перед возобновлением же чемпионата провел несколько удачных товарищеских игр, что придало мне уверенности в себе. Если ты в хорошем состоянии, имеешь опыт, если команда помогает войти в ритм, не так все и страшно. Вот если не играешь год или два, а тебе сразу надо выступать в ответственном матче, наверное, тогда начинаются проблемы.

Нигматуллин: - Конечно, идеально было бы иметь постоянную игровую практику. Но и при грамотном подходе к тренировочному процессу можно держать себя в тонусе. Посмотрите на Черчесова. Мне кажется, его перерыв был длиннее, чем мой, однако ни мастерства, ни куража он не растерял. Я, кстати, следил за его карьерой, насколько это было возможно, и не сомневался, что он выберется из непростой ситуации.

ЮНОШЕСКИЙ ЗАДОР И БУЛКИ В МАГАЗИНЕ

- Специалисты говорят об особой прыгучести Нигматуллина. В Черчесове отмечают умение выбирать позицию. Эти качества у вас, господа вратари, врожденные или приобретенные?

Черчесов: - Хорошо, что мы такие разные. Если бы все были одинаковые, как говорил мне Николай Петрович Старостин, словно булки в магазине, то, наверное, не было бы такого разнообразия стилей. Впрочем, уверен, со временем и Руслан не будет часто прыгать. Уйдет юношеский задор, появится рационализм. Я тоже в молодости - нет, чтобы поймать мяч и сразу ввести его в игру - любил покувыркаться. А ведь куда лучше начать быстро атаку, чем лежать на траве и слушать - аплодируют тебе или нет. Раньше, скажем, мог перевести мяч на угловой, а сейчас - поймаю, чтобы не давать сопернику дополнительный шанс. Или, допустим, мяч летит мимо: лишний раз его теперь не коснусь. Впрочем, я несколько утрирую, вспоминая случаи из времен начала вратарской карьеры.

Нигматуллин: - На одних природных качествах далеко не уедешь, их надо развивать. В детстве я много занимался легкой атлетикой и баскетболом, что мне здорово пригодилось. Доводилось выступать на городских соревнованиях, где даже занял однажды третье место по прыжкам в длину. Результат не припомню, кажется, 6 м 20 см. Сам себе придумывал упражнения. Например, мы жили на втором этаже 9-этажного дома, так я забирался на лестницу и сначала прыгал с первого этажа на девятый на левой ноге, затем спускался на лифте и возвращался наверх на правой ноге. Смешно? Да, многие крутили пальцем у виска, причем не только соседи по дому. Но ведь пригодилось!

- Станислав! Вы во время двусторонок любите поиграть и в нападении.

- Иногда надо в шкуре нападающего побывать, чтобы знать, как действовать. Но в последнее время этим уже не занимаюсь. Травма все же была серьезная, лучше не рисковать.

- А вы, Руслан, как вносите разнообразие в свои тренировки?

- В "Локомотиве" делал по 300 - 500 прыжков со скакалкой после тренировок. Попытался было перенести опыт в "Верону", но тренер вратарей попросил меня этого не делать. Он сам дозировал нагрузки и объяснил, что мне их и так вполне хватает. Самыми трудными были в "Вероне" вторник и среда - в эти дни нагрузка достигала пика. В четверг, пятницу и субботу мы больше работали над гибкостью и резкостью, но и здесь интенсивность занятия неизменно оставалась высокой.

ЖАРА И ВЛАЖНОСТЬ И БАТАРЕЙКИ ИЗ РЕКЛАМЫ

- Какой полезной информацией о Японии могли бы поделиться друг с другом?

Черчесов: - В Японии однажды был со "Спартаком", а второй раз попал туда со сборной мира. Помню, газон на мох смахивал. Никак к нему не мог привыкнуть, то и дело на ровном месте спотыкался. Высокая влажность действовала на нервы, а тренер сборной мира англичанин Рой Ходжсон так нас погонял на тренировках, что в матче с привыкшими к жаре южноамериканцами мы быстро сникли.

Нигматуллин: - Японские игроки напоминают мне батарейки из известной рекламы. Они носятся по полю без устали. И если раньше их главным оружием была хорошая физическая форма, то сегодня Япония подтянулась к Европе и технически, и тактически. Считаю, японцы - наш основной соперник в группе. В Японии жарко и влажно, поэтому потребуется время на акклиматизацию. Если же брать матчи против Японии, то именно этому сопернику мне удалось в свое время забить гол. Случилось это, правда, в Америке (на Универсиаде, где Россию представлял "КАМАЗ"), но факт остается фактом. У нас тогда возникли проблемы с полевыми игроками, и я исполнял роль центрального нападающего. Забил головой, но мы все равно проиграли - 2:5. Пусть теперь в Японии забивают другие, а я постараюсь не пропустить. Хочу взять реванш!

Георгий КУДИНОВ

Милан

Борис ТОСУНЯН

Вена