Газета Спорт-Экспресс № 109 (2901) от 20 мая 2002 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 мая 2002 | Бокс и ММА

БОКС

ЦЗЮ НЕ ДАЛ СОПЕРНИКУ НИ ШАНСА

Все прогнозы сбылись: Константин Цзю защитил свой титул абсолютного чемпиона мира, то есть по версиям WBA, WBC и IBF, в первом полусреднем весе (до 63,5 кг), а Бен Таки из Ганы сумел в субботу в Лас-Вегасе продержаться против него все 12 раундов

ЧУДО ИЗ ГАНЫ

Те, кто видел матч, теперь понимают, что имел в виду поэт, когда говорил: "Гвозди бы делать из этих людей". Из таких личностей, как Бен Таки, действительно можно делать гвозди, а может быть, и арматуру для железобетонных плит. Глядя на него, было непонятно, каким образом европейцы когда-то сумели колонизировать Африку, населенную подобным народом. Не знаю, сколько сотен ударов пропустил Таки от Цзю, но он ни разу даже близок не был к нокдауну и полностью оправдал свое полузабытое прозвище Чудо.

В первом раунде еще могло показаться, что Бен изменил своей обычной, чисто африканской манере, которая заключается в том, чтобы искать кратчайший и быстрейший путь к челюсти соперника, при этом полностью пренебрегая защитой. Таки явно посмотрел записи боев Цзю и вел бой весьма осторожно. Но свое естество не изменишь, и уже во втором раунде он вернулся к себе прежнему, а Цзю продолжал наносить один удар за другим с методичностью отбойного молотка. И так раунд за раундом.

Время от времени Бен огрызался, но в целом его действия успеха не имели. При очень большой симпатии к ганцу ему можно было бы отдать пару раундов, но и то лишь в том случае, если не слишком дотошно считать удары, так как и в этих лучших своих раундах он их пропускал больше, чем наносил.

В целом это был довольно странный бой. Часто ганец шел вперед вообще без удара. Чем-то его действия напоминали стародавний хоккейный прием канадцев - вбросить шайбу в зону противника, а потом войти в нее, уложить всех на лед, а потом затолкать шайбу в ворота. Таки крайне редко удавалось только первое. Он почти безостановочно атаковал, а удары наносил Цзю. Если продолжать хоккейные аналогии, то можно сказать, что после того, как Таки "вбрасывал шайбу в зону", его из зоны выгоняли вместе с ней, а потом уже без шайбы запихивали в ворота. Выглядело эффектно, но окончательной победы не приносило.

Несколько раз, когда рефери разводил боксеров, Бен бросался в атаку бегом, прямиком на удары Цзю, но все равно ничего не мог с ним поделать. Несколько раз Таки удалось слегка зацепить Константина, но и только. Тот отвечал ему на один такой "зацеп" десятком полновесных ударов с обеих рук, и все начиналось сначала. Так с небольшими вариациями прошли все 12 раундов. Под конец стиль Таки стал совершенно бесшабашным, а его невосприимчивость к ударам просто какой-то противоестественной. Казалось, что его голова защищена некой невидимой каской, а туловище такими же невидимыми латами.

В последнем раунде, понимая, что для победы ему нужен нокаут, Таки из последних сил старался достать Цзю, но надо ли говорить, что у него ничего не получилось. Тем не менее финальный гонг я, как, думаю, и абсолютное большинство болельщиков Цзю, услышал с большим облегчением. Чудо-Таки каким-то чудом умудрился сохранить силу удара почти до конца, и воображение все время рисовало страшную картину, как где-то на последней минуте он достает Константина и... Видимо, перед боем я прочел в Интернете слишком много благожелательно-пристрастных по отношению к Таки статей, в которых очень серьезно обсуждались его шансы на победу, а также, что именно нужно ему сделать для достижения этой победы.

Не было у него шансов. Двое судей отдали первенство Цзю со счетом 120:108, то есть, по их мнению, Таки не выиграл ни одного раунда, а третий поставил - 119:109, что означало победу ганца лишь в одном раунде из 12.

После боя Таки, лицо которого напоминало изрытое воронками поле боя, подошел к Цзю, обнял его и сказал: "Мы встретимся снова". Костя в ответ засмеялся: мол, сколько бы они ни встречались, результат, скорее всего, будет тот же.

ДЕНЬ НЫНЕШНИЙ И ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ

После боя Цзю задавали ставшие уже традиционными вопросы: кто будет следующим противником и перейдет ли он в полусредний вес, чтобы встретиться с американским героем, рыцарем без страха и упрека Шейном Мосли, теперь уже экс-чемпионом мира в полусреднем весе по версии WBC, и недавно победившим его Верноном Форрестом, который хотя и завладел титулом Мосли, так и не смог в полной мере занять его место в сердцах американцев. Константин, обвешанный чемпионскими поясами, ответил: "Видите, сколько у меня поясов? А ведь их все надо защищать". Потом Цзю сказал, что сейчас хочет побольше пообщаться с семьей и какое-то время не думать о боксе. Вполне понятное желание. Никому же не придет в голову спросить солдата, вернувшегося с войны, не хочет ли он еще повоевать. Они имеют право и на усталость, и на отдых.

Константин в данный момент является одним из трех боксеров в мире, владеющих званием абсолютного чемпиона мира. Двое других - полутяжеловес Рой Джонс и средневес Бернард Хопкинс. От Константина ждут новых подвигов, особенно после того, как в ноябре прошлого года он во втором раунде нокаутировал всеамериканскую любовь и надежду Заба Джуду. Но ни в коем случае нельзя идти на поводу у желаний публики, которая не всегда соизмеряет их с реальностью. Скажем, в течение нескольких лет от Роя Джонса почти требовали, чтобы он дрался с тяжеловесами, хотя при его комплекции и толщине костей Джонс даже не полутяж, а средневес.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что Цзю не сможет побить Мосли или Форреста. В конце концов именно Форреста он победил в своем последнем любительском бою - финале чемпионата мира-91, проходившего в городе, где он теперь живет, Сиднее. Однако переход в следующую весовую категорию - шаг очень трудный, и только сам Константин вправе решать, делать ему это или нет, а публике со всеми ее требованиями и претензиями придется подождать этого решения. В сентябре Цзю исполнится 33 года, позади около 250 любительских боев и 31 профессиональный, и только он сам знает, сколько у него еще пороха в пороховницах.

Три года назад я спросил Цзю, долго ли еще он планирует выступать на ринге. "Пару лет как минимум", - ответил он. Они прошли, а он все еще на гребне волны.

Лет 8 назад, когда Цзю только начинал выступать на самом высоком уровне и у него еще не было ни одного чемпионского титула, я поинтересовался, какую цель он перед собой ставит. "Стать абсолютным чемпионом мира в своей весовой категории", - ответил он. И этой цели Константин тоже достиг, хотя, честно говоря, тогда она мне показалась недостижимой. Он сделал невозможное и доказал обратное. Поэтому если завтра Цзю скажет, что перейдет в полусредний вес и победит Мосли или Форреста, я ему, скорее всего, поверю. Но еще раз повторяю, никто не имеет права от него этого требовать. Он заслужил право сам выбирать себе судьбу, ни на кого не оглядываясь и никого не спрашивая. Поэтому если, отдохнув после боя, он скажет, что покидает ринг, мы должны будем безоговорочно принять и это решение. Спортсмены принадлежат не только публике, а еще своим семьям и самим себе.

АТТЕСТАТ Куваныча ТОЙГОНБАЕВА

В последнем предварительном бое этого субботнего вечера в Лас-Вегасе, непосредственно перед встречей Цзю - Таки, на ринг вышел Куваныч Тойгонбаев из Узбекистана. Ему предстояло сдать что-то вроде экзамена на аттестат боксерской зрелости. Его соперником был американец Оба Карр, крепкий боксер, до поры до времени проигрывавший только самым сильным соперникам: Айку Квортею, Феликсу Тринидаду и Оскару Де Ла Хойе, причем ни для одного из них бой с Карром не был особенно легким, а Тринидаду во втором раунде даже пришлось подниматься с пола.

Однако в последнее время Карр выступал довольно неудачно. Он побеждал лишь тех, кто значительно уступал ему в классе, и проиграл весьма сильному Рафаэлю Пинеде, что само по себе не стыдно, и малопримечательному Лютеру Смиту, что прозвучало уже как настоящий сигнал тревоги для него.

В бою с Тойгонбаевым на карте стояло будущее Оба Карра, и он выплеснул на ринге все силы без остатка, но и этого оказалось мало. Первые три раунда Карр безоговорочно проиграл, один раз попав в нокдаун, правда, немного сомнительный. Казалось, что Куваныч ведет дело к досрочной победе, но тут Карр бросил в бой последние резервы и сумел немного выравнять поединок. При этом он постоянно нарушал правила: зажимал перчатку, давил предплечьем и локтем на горло сопернику, бил ниже пояса, и рефери даже снял с него за это пару очков. Не думаю, что Карр делал все это преднамеренно. Просто когда ты проигрываешь бой, что, возможно, означает для тебя конец карьеры в большом боксе, то невольно забываешь о правилах.

В этой нелегкой ситуации Тойгонбаев не растерялся и не ослабил натиск. Его разнообразные удары были точны, и победа узбека не вызвала у всех трех судей никаких сомнений.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ