ФУТБОЛ |
НАШИ НА ЧЕМПИОНАТАХ МИРА |
ИСПАНИЯ - 1982 |
Для лучшего футболиста Армении XX века Хорена Оганесяна, ныне президента клуба "Пюник", 1982 год - год испанского чемпионата мира - стал едва ли не самым ярким в карьере
Хорен ОГАНЕСЯН
УТРОМ - УСТАНОВКА БЕСКОВА,
ДНЕМ - АХАЛКАЦИ,
ВЕЧЕРОМ - ЛОБАНОВСКОГО
- Не только для меня, но и для сборной СССР, - считает Оганесян.
- А гол на чемпионате мира стал лучшим в вашей карьере?
- Помню почти все свои 113 голов, большинство даже описать могу. И самый первый гол в высшей лиге головой "Шахтеру", и "олимпийский" гол в матче за третье место, и гол Бельгии на чемпионате мира.
- Не гол - шедевр.
- Люди говорят - да. Им, наверное, виднее, правда? Гаврилов подал угловой, и я с лета вколотил мяч в ворота. У нас в том году шикарная была команда - сколько лет прошло, а боль не отпускает... Могли до медалей дотронуться, сто процентов.
- На том чемпионате мира вы, говорят, утром от Бескова одну установку слышали, днем от Ахалкаци другую, а вечером от Лобановского третью.
- Было такое. Это ж надо такое придумать, чтобы сборной три человека руководили! Представить невозможно, чтоб в нынешнем моем клубе, "Пюнике", был еще один президент.
- Когда сборная с чемпионата мира вернулась, разговоры пошли - помогли, дескать, вы полякам...
- Прекрасно помню не столько сами разговоры, сколько тогдашнее собственное раздражение. Как же эти сплетни из себя выводили - слов нет! Тот матч с Польшей для нас решал все - выигрываем, и сами идем дальше. Кому помогать? Зачем?! Вот забить мы им не могли, никак не могли, но очень старались, клянусь... Меня игра против поляков до сих пор не отпускает. А через год World Soccer меня назвал лучшим полузащитником Советского Союза. Приятно было, хоть ни о чем таком я тогда не думал - просто играл в футбол. Еще в Испании, на чемпионате мира, подходит ко мне какой-то мужик. Незнакомый. Рядом Логофет. Оказывается, менеджер из американского "Космоса". И совершенно сумасшедший контракт мне предлагает!
- Сумма - не секрет?
- Теперь уже нет - три миллиона долларов. В те времена, не нынешние! Спросите Логофета, если не верите - подтвердит. Недавно встретились: "Олегыч, сказал бы ты мне тогда - езжай, Хорик..." Да нет, шучу - невозможно было уехать, сразу бы в изменники родины записали. Хотя тот товарищ из "Космоса" и убеждал - ты, мол, приезжай, а все проблемы я решу.
- От того чемпионата осталось только разочарование?
- Безумное разочарование - что от Олимпиады-80, что от чемпионата мира. Один из самых красивых голов в моей жизни, бельгийцам, ничего не меняет. А ведь, выйди мы в полуфинал, получили бы "заслуженных мастеров спорта" и по "Волге". Но триумвират до полуфинала довести не мог. Ребята в результате играли, полагаясь на собственное понимание футбола, а не на тренерские установки.
Впрочем, не только разочарование осталось. Я раньше майки футбольные собирал и с чемпионата мира привез. Потом коллекцию, правда, раздарил, только майка Зико осталась - сын сейчас в ней играет.
Юрий ГОЛЫШАК