Газета Спорт-Экспресс № 117 (2909) от 29 мая 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 мая 2002 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

СБОРНАЯ ТУНИСА ЕДЕТ В ЯПОНИЮ
РАДИ ОДНОГО МАТЧА - ПЕРВОГО

Так считает российский тренер Юрий Севастьяненко,
проработавший в Африке последние 14 лет

Севастьяненко знает африканский футбол, наверное, лучше всех граждан нашей страны. Этот россиянин по паспорту живет в Марокко с 1988 года и с тех пор успел поработать не только в этой стране, но и в Саудовской Аравии, Омане, Катаре. А еще - в Тунисе, со сборной которого 5 июня России предстоит сыграть свой первый матч на ЧМ-2002.

ДОСЬЕ "СЭ"

Юрий Григорьевич СЕВАСТЬЯНЕНКО

Родился 2 января 1942 года. Выпускник ВШТ (1980).

В 1981 году работал начальником команды в "Металлурге" Запорожье. Занимал пост главного тренера "Кузбасса" Кемерово (1982 - 1986), который под его руководством выиграл зональный турнир во второй лиге чемпионата СССР и вернулся в первую лигу.

С января 1988 года работает в зарубежных клубах: "Олимпик Спорт" (1988, 1989), ВАК - оба Марокко (1990, 1990/91 - 1994, 1997, 1999, 2000, 2001), Клуб Омана (1995), "Аль-Шабаб" Саудовская Аравия (1995/96), "Сфаксьен" Тунис (1996/97), Клуб Катара (1998), "Нейджма" Саудовская Аравия (1999/2000), GSN Марокко (2001, 2001/02).

Четырежды приводил "Олимпик Спорт" (1989) и ВАК (1990, 1992, 1993) к титулу чемпиона Марокко. Также выигрывал с ВАК Кубок Марокко (1991,1992), Кубок африканских чемпионов (1993), Суперкубок арабских стран (1994) и Кубок чемпионов арабских стран (1993). В 1997 году с "Сфаксьеном" завоевал серебряные медали чемпионата Туниса.

ПРОТЕКЦИЯ ДЛЯ ТРУССЬЕ

Сначала Севастьяненко позвонил мне сам - из Касабланки, где теперь живет его семья. Портовый Танжер пришлось оставить - там было хорошо, но скучно, а Севастьяненко скучать не любит и подолгу пребывать в роли безработного не умеет. Теперь он снова востребован, снова тренирует. Плюс подучил арабский язык, который ему долго не давался.

- В Марокко много говорят и пишут о предстоящем чемпионате мира?

- Да. Болеть здесь будут за сборную Туниса - команду дружественной арабской страны. Хотя шансов на успех у тунисцев нет никаких.

- Почему?

- На мой взгляд, это самая слабая сборная среди всех участников чемпионата. Даже Коста-Рика, думаю, посильнее будет.

- Выходит, Тунису помогло расширение квоты Африки, которая будет представлена на предстоящем чемпионате пятью сборными.

- Эту квоту Африка заслужила. Другое дело, что сейчас Тунис - далеко не пятая команда континента. Она слабее многих, в том числе - сборной Марокко. В отборочном турнире Тунис вытащил счастливый билет - повезло с отборочной группой, с календарем... Даже в самом Тунисе этот успех восприняли как удачу.

- То есть выход в финальную часть для Туниса - уже достижение, и особой угрозы для соперников по группе он не представляет?

- Класс игроков сборных России и Туниса несопоставим. Наши ребята должны легко побеждать. Если провести серию из пяти игр между этими командами, Россия выиграет четыре. В том числе два - с крупным счетом. А вот на какую-нибудь одну игру арабы наверняка соберутся.

- То, что Россия и Тунис играют в первом же туре, - это хорошо или плохо?

- Плохо. Если честно, именно это обстоятельство все и меняет. Вполне возможно, что сборная Туниса едет в Японию только ради одного матча - первого. Для них взять на чемпионате мира одно очко - уже успех. На стартовую игру команда выйдет предельно мобилизованной и может преподнести сюрприз. А вот к последнему туру пыл тунисских игроков, скорее всего, угаснет, и японцам они наверняка проиграют без борьбы. Кстати, тренера сборной Японии Филиппа Труссье я тоже отлично знаю.

- Откуда?

- В свое время составил ему протекцию в Марокко. Я тогда работал с клубом ВАК, а Филипп тренировал команду, кажется, из Кот-д'Ивуара. Мы встречались в африканском Кубке, ВАК победил, и вскоре Труссье уволили. Ну, я и помог ему в Марокко. Кстати, с клубами Труссье больших успехов не добивался. Зато в сборной дело у него пошло. К тому же Филипп - отличный менеджер, что немаловажно.

- В России японцев всерьез опасаются...

- Это действительно очень хорошая команда. Хотя Романцев - гораздо более опытный тренер, чем Труссье. При прочих равных условиях это может сказаться.

- Почему вы считаете, что Тунис способен прыгнуть выше головы в первом матче?

- Я хорошо знаю людей этого региона, знаю, что такое говорить и думать по-арабски. Здесь очень многое зависит от удачи, настроения. Посмотрите на график выступления Туниса в отборочном цикле. В начале они едва выстояли в Кот-д'Ивуаре, с огромным трудом обыграли дома Мавританию и Конго. Но потом команда одержала крупную победу и совершенно преобразилась.

ЗАГАДОЧНЫЙ СУАЯ

- После выхода в финал ЧМ Федерация футбола Туниса рассталась со знаменитым тренером Анри Мишелем. Почему?

- Я хорошо знаю Мишеля лично. Он успешно работал и со сборной Марокко, за что ему дали гражданство этой страны. Но в случае с Тунисом его решение меня не удивило. У Мишеля нет недостатка в предложениях. Думаю, он прекрасно понимал, что ждет команду в Японии, и не слишком держался за свой пост.

- То есть все дело в желании не испортить свою репутацию?

- Нет. Привезти сборную на чемпионат мира - в любом случае престижно. Рейтинг тренера от этого только вырастет. К тому же Тунис на чемпионате мира не будет проигрывать всем подряд со счетом 0:5. Полагаю, Анри просто устал от бардака, царящего в национальной федерации футбола, и своенравности тунисских футбольных чиновников.

- Что представляет собой Аммар Суая, принявший сборную Туниса накануне поездки в Японию?

- Он для меня загадка. Когда я работал в Тунисе, Суая не был на виду. Наверняка могу сказать только одно: как большинство местных тренеров, он должен много кричать. Его назначение стало небольшой сенсацией. Федерация Туниса долго уговаривала одного пожилого итальянца, работающего в Ливии. В газетах писали, что его приход в сборную - дело решенное. Но видимо, Каддафи-младший не отпустил.

- Сын главы ливийского государства занимается футболом?

- Да. Он играет в нападении за клуб и сборную Ливии. Кроме того, является президентом своего клуба, где работает тот самый итальянец, а также возглавляет национальную федерацию и спонсирует сборную страны. Между прочим, Каддафи-младший - неплохой футболист.

ОБОРОНА - В НАСЛЕДСТВО ОТ МИШЕЛЯ

- Вы можете описать манеру игры футболистов сборной Туниса?

- Могу. Благо, новых имен в основном составе не так много, и большинство игроков мне хорошо знакомы. К примеру, именно я в свое время начал ставить в состав "Сфаксьена" правого защитника Трабелси. Потом его продали в Европу.

- Трабелси входит в число лидеров сборной Туниса?

- Пожалуй, да. Он еще молод, чего не скажешь о Бейе, Буазизи, Бузаене, Селлими - не исключаю, что все эти игроки на самом деле старше, чем записано в их паспортах.

- Каковы слабости сборной Туниса?

- Главная из них - мизерное количество легионеров. Большинство в сборной составляют футболисты, выступающие в тунисских клубах, а уровень тамошнего чемпионата невысок. Скажем, в Марокко сильных команд гораздо больше. В Тунисе же их всего две - "Эсперанс" и "Этуаль дю Сахель". Остальные заметно уступают в классе, и в таких условиях игрокам трудно расти. В Европу они почти не уезжают.

- Это связано с тем, что в местных клубах игрокам хорошо платят?

- Не исключено - ведь я уехал из Туниса достаточно давно. Однако если в Марокко или в Египте все клубы - профессиональные, то в Тунисе пока нет.

- Бейя действительно так хорош, как о нем говорят?

- Если бы это было действительно так, он играл бы не в Турции, где футбол переживает спад - экономический кризис в стране больно ударил и по спорту. Селлими во "Фрайбурге" тоже не блещет.

- У нас много писали о приглашении в сборную Слима Бен Ашура из французского "Мартига" - в том смысле, что это хороший игрок...

- Не знаю, не знаю... Здесь тоже пишут о таких, как Бен Ашур, но по другой причине - в арабских странах сейчас вообще много говорят об игроках, которые являются потомками эмигрантов. Зачастую они не знают арабского языка, не разбираются в традициях, укладе местной жизни, да и менталитет у них иной... Вот и развернулась дискуссия - стоит приглашать таких футболистов или нет. Что же касается Ашура, то он погоды в сборной Туниса не делает.

- В атаке у Туниса играет еще один легионер - Мхедхеби из итальянской "Дженоа".

- Его я не очень хорошо знаю. Вот Жазири помню еще мальчишкой - это резкий и старательный парень. Говорят, весьма интересен Зитуни. Хотя нашим ребятам стоит в первую очередь изучить игру Туниса в обороне, а не в атаке.

- У них крепкая защита?

- Мишель неплохо обучил тунисцев тактически, и просто так забить им не удастся. Оборона сыгранная, цепкая. Игроки находятся в расцвете сил и достаточно опытны. Хотя для большинства из них предстоящий чемпионат мира - первый в карьере. Это может помочь нашей сборной.

АМБИЦИОЗНЫЙ СЕНЕГАЛ И СИЛЬНЫЙ КАМЕРУН

- Какая из четырех других африканских сборных способна преподнести сюрприз в Японии и Корее?

- Камерун. Сильная команда - мощная, сыгранная, дисциплинированная. Играет в современный футбол. Игроки выступают в лучших европейских чемпионатах. Плюс тренер, которого в Камеруне все уважают. Даже зовут Шаманом - высшая похвала в этой стране.

- Но Винфрид Шефер не знает языка...

- ...И не хочет его учить - потому что победителям это ни к чему. После триумфа в Кубке Африки Шефер на коне, причем заслуженно. Вместо того, чтобы просто собрать из Европы известных личностей и в меру сил пытаться управлять ими, он сделал настоящую команду.

- Камерунцы его слушаются?

- Да. Он злой, заводной. Умеет влиять на игроков, заставлять их делать то, что считает необходимым для победы.

- А ЮАР? В России за эту сборную будут болеть многие. Ведь там играют Мнгуни и Лекхето из московского "Локомотива".

- Южноафриканцы на спаде. Их главная проблема - нет свежих идей, нет желания удивлять. Без этого трудно преподносить сенсации. То же самое относится и к сборной Нигерии. Притока новых талантов нет, а такие звезды, как Кану, Финиди, Бабангида, Бабаяро или Уэст, имеют миллионные контракты и уже успели что-то выиграть. Так что найти стимул для новых подвигов нигерийцам трудно. Вот сборная Сенегала, наоборот, едет на чемпионат с нереализованными амбициями, которые могут ей помочь.

- Имена большинства сенегальских футболистов мало что говорят широкому кругу любителей футбола...

- В этом сила Сенегала. Игроки этой сборной грезят миллионами, которые может принести им чемпионат мира. А играть они умеют. Да и готовится команда к турниру очень серьезно.

- Вы отлично информированы. Много ездите по Африканскому континенту?

- Нет, сейчас не получается. Мой новый клуб в континентальные турниры не попадает, на последний Кубок Африки вырваться не удалось. Зато много смотрю телевизор, общаюсь с коллегами, игроками. К примеру, вратарь сборной Сенегала Диалло выступает за клуб, в котором началась моя африканская карьера. Связей хватает - все-таки я проработал здесь более 10 лет.

НАШ САМЫЙ ПРЕДАННЫЙ БОЛЕЛЬЩИК В АФРИКЕ

- Что представляет собой ваша нынешняя команда?

- Тренирую клуб GSN из горного городка Лаюн - на юге страны, у границы с Алжиром. Там неспокойно. Алжир претендует на эту территорию, отсюда - провокации, нервозность местного населения. Король Марокко распорядился, чтобы в Лаюне играла армейская команда - этакий местный ЦСКА. Через футбол марокканские власти хотят поднять дух местного населения.

- Вы живете в Лаюне?

- Нет. Команда прилетает в город только на игры, а живет и тренируется в Касабланке.

- Каковы успехи GSN?

- Когда я принял команду в конце прошлого сезона, она занимала последнее место. В итоге мы едва спаслись от вылета в низший дивизион - все решилось только в заключительном туре. Сейчас, за три тура до финиша нового чемпионата, идем девятыми.

- Связь с Россией поддерживаете?

- Пытаюсь. С помощью бывшего спартаковца Андрея Рудакова, ставшего агентом, пристроил в "Рубин" марокканца Кисеи. Общался с вице-президентом "Сокола" Аделем. Он вроде бы намекал на возможность сотрудничества с саратовским клубом, но не вышло. Зато получилось с киевлянами.

- Украинский суперклуб ищет игроков в Марокко?

- Да. Я ездил летом в Киев, встречался с Лобановским, предлагал ему игроков. Потом он прислал сюда своего селекционера Сучкова.

- И каковы результаты сотрудничества с "Динамо"?

- Даже не знаю, как все обернется теперь, после смерти Валерия Васильевича. Ранее киевляне присмотрели здесь двух футболистов - нападающего и крайнего полузащитника. Их фамилии назвать не могу. Думаю, это интервью в Марокко переведут, прочтут, и сделка может сорваться.

- Сколько стоит хороший игрок из Марокко?

- Дорого. Около миллиона долларов.

- Домой возвращаться не собираетесь?

- Если бы были предложения - вернулся бы. Но их нет. Младшему сыну пора учиться в вузе, и он хочет получить образование на Родине. У меня осталась квартира в Кемерове, где я не был очень давно. Но душой я все равно русский. К тому же результаты сборной страны сильно влияют на карьеру даже тех тренеров, которые работают за границей. Так что буду самым преданным болельщиком России во всей огромной Африке.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ