Газета Спорт-Экспресс № 119 (2911) от 31 мая 2002 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 31 мая 2002 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

До первого удара по мячу на сеульском стадионе остается всего несколько часов. Начиная с 20.30 по местному времени все внимание футбольного мира в течение месяца сосредоточится на двух десятках зеленых прямоугольников, разбросанных по Корее и Японии. А пока есть еще время осмотреться: что делается вокруг?

В ЭТОМ БЛОКБАСТЕРЕ
ДАЖЕ АГЕНТ 007 ТОЛЬКО СТАТИСТ

Борис БОГДАНОВ

из Сеула

ТАМТАМОВ ПОКА НЕ СЛЫШНО

Четыре года назад, тоже накануне старта чемпионата мира, нам с коллегой, фотокором "СЭ" Александром Вильфом, позвонили в Париж из редакции: "Срочно найдите каких-нибудь шотландских болельщиков и сделайте репортаж о том, как они готовятся к матчу открытия".

Задание оказалось несложным: небольшая прогулка - и мы на Елисейских Полях, запруженных толпами развеселых ребят в клетчатых юбках. Рябило в глазах и от желтых маек болельщиков из Бразилии, которой предстояло вместе с Шотландией открывать ЧМ-98. Пиво лилось рекой, фанаты обнимались, обменивались тостами и сувенирами, и национальную принадлежность некоторых уже и распознать было трудно: верх - желтая футболка с надписью "Роналдо" на спине, низ - юбка-килт цветов одного из шотландских кланов. Тут же гремели тамтамы болельщиков из Камеруна, которые, хотя их команде стартовать предстояло позже и в другом городе, пройти мимо общего веселья не могли.

Увы, в Сеуле, боюсь, задание осталось бы невыполненным. Нет, признаки надвигающегося футбольного безумия повсюду заметны и здесь. Шагу, например, не ступишь, не наткнувшись на приветственные плакаты, адресованные участникам и гостям турнира, на символику ЧМ-2002, на вездесущую рекламу всего, что угодно, выдержанную в футбольных тонах. Иногда и понять нельзя, какой именно товар или услугу тебя призывают купить - надписи-то на корейском, - но смысл ясен: любишь футбол - покупай! На одном таком объявлении среди звезд сборных Бразилии и Испании бросилось в глаза практически родное лицо Джейкоба Лекхето. Молодцы корейские рекламщики: не успел защитник "Локо" в последний момент вскочить в поезд под названием "Бафана-Бафана", как и его подключили к тотальному наступлению на потребителя.

Все хорошо - только вот, не в пример Парижу-98, пока остро не хватает важнейшего компонента предпраздничной футбольной атмосферы - разноязыких, разномастных, разодетых во все цвета радуги толп болельщиков. В гигантских полупустых залах международного аэропорта Инчхон сиротливым исключением из правила выглядел парень с накинутым на плечи бразильским флагом. Возле главного пресс-центра попались двое веселых пожилых мексиканцев. На вопрос, а что, собственно, они здесь делают - Мексика-то играет в Японии, - из-под широченного сомбреро прозвучал непатриотичный ответ: "А чего за них болеть - все равно проиграют! Мы лучше Бразилию и Испанию посмотрим..."

В популярном среди туристов квартале Итэвон, где, если верить путеводителям, концентрация иностранцев выше, чем где-либо в Сеуле, ждала, увы, та же картина. Иностранцы встречаются, но если они за кого-то и болеют, то, видимо, втайне. Лучиком надежды мелькнула было в толпе синяя футболка с номером 3 и надписью Lizarazu на спине. Но и поклонник левого защитника сборной Франции оказался корейцем...

Может, подъедут позже? Наверное, но грандиозного нашествия ждать все равно не приходится. Причина банальна и прозаична: деньги. Для тех же камерунцев или сенегальцев и во Францию съездить - мероприятие не дешевое, но все же раз в четыре года позволить себе это могут многие. А вот цены на поездку в Корею и тем более Японию для подавляющего большинства - барьер непреодолимый. Ассоциация болельщиков сборной Камеруна с огорчением констатировала, что делегировать на подмогу "Неукротимым львам" сможет два, от силы три десятка фанов. Сенегальцев на улицах корейской столицы накануне самого важного матча в истории их сборной я пока тоже что-то не заметил.

Более благополучные европейцы в Корею постепенно прибывают, но и они высаживают здесь лишь ограниченные фанатские контингенты. Да что там говорить, если уж бразильские коллеги на вопрос, сколько народу приехало поддержать тетракампеонов, смущенно разводят руками: мол, тысяча или чуть больше...

Спасибо добрым корейцам: с истинно восточным гостеприимством и присущей им организованностью они не забыли позаботиться о том, чтобы ни одной из команд - участниц ЧМ-2002 в Стране утренней свежести не было одиноко. Не хватает бразильцев, испанцев, сенегальцев? Не беда - корейцев хватит на всех! За дело взялись солидные ведомства - министерства внутренних дел и государственной администрации: сформировали из молодых добровольцев фан-группы по 500 - 1000 человек, распределили между ними иностранные сборные и поставили задачу: ходить на стадионы и болеть за гостей, как за родных.

Единственная команда, которой местные добровольцы не понадобятся, - сборная Китая. В Поднебесной спрос на билеты многократно перекрыл выделенную ей квоту в 10,5 тысячи. И это при том, что за поездку на один матч питомец Боры Милутиновича (включая перелет и двухдневное проживание в гостинице) требовалось выложить сумму, превышающую годовой доход среднего китайского гражданина. Тем не менее в Кванчжу, Согвипо и Сеул пожалуют, по самым скромным прогнозам, 25 тысяч китайских любителей футбола.

ФУТБОЛЬНАЯ ДИПЛОМАТИЯ-1

Китайцев, кстати, могло быть и больше, если бы до Кореи, куда им в отличие от остальных рукой подать, они могли добраться автобусом или поездом. Но сухопутный маршрут лежит через другую Корею - Северную. А значит, этот вариант исключен. В нескольких десятках километров от главного стадиона ЧМ-2002 футбольный праздник кончается: начинается так называемая демилитаризованная зона с колючей проволокой, огневыми точками и войсками в постоянной боевой готовности по обе стороны. И так с 1953 года - без году полвека.

Воспользоваться чемпионатом мира как шансом на сближение двух Корей не удалось. Южане были готовы уступить северянам несколько матчей групповой стадии и даже предоставить лучшим футболистам из КНДР места в своей сборной, но Пхеньян хранил ледяное молчание. На церемонию открытия чемпионата приглашен Пак Ду Рик, который в 66-м в Англии забил единственный и победный гол сборной КНДР в ворота Италии. Но пока никакого ответа северокорейской стороны на неоднократные запросы о том, приедет ли герой ЧМ-66, не поступило.

Правда, надежды на "футбольную разрядку" все-таки не утрачены: по сообщениям из Пхеньяна, вождь корейского народа товарищ Ким Чен Ир подумывает о том, чтобы в сентябре, уже после ЧМ-2002, прислать в Сеул свою сборную сыграть с южанами.

ФУТБОЛЬНАЯ ДИПЛОМАТИЯ-2

Зато налицо разрядка по другой линии - той, что пролегает между двумя странами организаторами ЧМ-2002. На церемонию открытия в Сеул прибыл принц Такамадо - кузен императора и первый член японской правящей династии, посещающий Корею после Второй мировой войны. По протоколу чемпионат мира открывает глава государства, принимающего турнир. Учитывая, что чемпионат впервые организуют сразу две страны, глав тоже по идее должно быть двое - президент Кореи Ким Дэ Чжун и император Акихито. Но было решено, что время для императорского визита еще не пришло: слишком многие корейцы по-прежнему питают не лучшие чувства к державе, оккупировавшей их страну с 1910 по 1945 годы.

Тем не менее сдвиг благодаря футболу есть, и немалый: по выражению принца, "мы впервые более чем за тысячу лет что-то делаем вместе". В октябре прошлого года премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми публично извинился перед корейцами за страдания, причиненные им оккупантами. А в декабре император поведал о том, о чем японские историки до сих пор предпочитали хранить молчание: мать одного из его предков была корейской принцессой.

Правда, тот же Коидзуми едва все не испортил, демонстративно посетив синтоистский храм Ясукуни и отдав дань памяти японским военным преступникам, к которым в Корее относятся примерно так же, как у нас к осужденным в Нюрнберге гитлеровским палачам. Корейцы, разумеется, возмутились, но на сотрудничество в организации первого в истории двойного чемпионата мира поступок японского премьера не повлиял. Принц Такамадо прямо из аэропорта отправился на кладбище, где похоронены корейские жертвы войны. Два оргкомитета продолжают работать рука об руку, на время турнира между двумя странами вступает в силу безвизовый режим, а в Корее снят действовавший все послевоенные годы запрет на исполнение японской музыки. Ну а силы безопасности двух стран уже давно связаны "горячей линией", чтобы совместными усилиями обеспечить спокойствие участникам и гостям ЧМ-2002.

ЧЕМПИОНАТ ДРУГОГО МИРА

Тема безопасности поднимается перед каждым турниром такого ранга. Но ни один чемпионат мира еще не готовился в условиях, настолько близких к чрезвычайным. Потому что все они были чемпионатами другого мира, чья история закончилась 11 сентября прошлого года.

"То, что произошло в Нью-Йорке, в Корее не повторится", - отчеканил начальник корейской полиции Ли Пал Хо. 420 тысяч его подчиненных уже заняли свои места на 141 объекте, имеющем отношение к корейской части чемпионата. На всех пограничных пунктах имеется список 6515 лиц, подозреваемых в связях с международным терроризмом: им въезд в Корею запрещен. В часы до, во время и после каждого матча ни один летательный аппарат не приблизится к стадиону, на котором он проходит. То же самое относится к воздушному пространству над атомными электростанциями. По соседству с упомянутыми объектами развернуты установки ракет класса "земля-воздух", к наблюдению за корейским небом подключены американские самолеты системы АВАКС, а при необходимости на помощь корейским силам ПВО готов прийти один из авианосцев ВМС США. Близ стадионов дежурят и подразделения химзащиты - на случай, если террористы вздумают применить химическое или бактериологическое оружие.

К возможным инцидентам, не связанным с терроризмом, корейцы тоже подготовились на совесть. Есть у них еще один "черный список" - в нем 2689 потенциальных смутьянов, способных устроить беспорядки до, во время и после матчей. Фамилии в основном английские и немецкие. К облегчению корейцев, сборным Англии и Германии на групповом этапе выпало выступать в Японии, хотя в дальнейшем турнирные пути могут привести их и на этот берег Японского моря. Но шансов сдержать нашествие футбольных хулиганов у корейских сил правопорядка, надо сказать, больше, чему французов: во-первых, Англия с Германией не под боком, а на другом конце света, во-вторых, врасплох хозяев нынешнего чемпионата уже не застать. А опыта противодействия любым демонстрациям и уличным беспорядкам здешним полицейским не занимать, так что справиться с ними будет потруднее, чем с французским жандармом Давидом Нивелем. Любопытно, что они даже не собираются возвращать в свой арсенал слезоточивый газ. Это испытанное средство воздействия на толпу, которым много лет корейская полиция щедро обрабатывала демонстрантов, с сентября 98-го здесь под запретом.

Да и вообще при всем внимании к вопросам безопасности - ни намека на психоз. Контроль в аэропорту, по крайней мере внешне, ничем не отличается от обычной процедуры. У дверей главного пресс-центра полицейских и крепких ребят в штатском хватает, но и здесь ничего похожего на то, с чем сталкивались коллеги в олимпийском Солт-Лейк-Сити. На входе в пресс-зону сеульского стадиона контроль чуть строже - даже ноутбук зачем-то попросили включить на минутку. Но уже полчаса спустя ваш корреспондент с изумлением обнаружил, что мог попасть туда, и миновав личный досмотр! Как - рассказывать не стану: вдруг террористы тоже читают "СЭ"...

Корейцы не беспечны - для них ЧМ-2002 еще и грандиозная PR-акция, и они просто стараются сделать все, чтобы не испортить настроение гостям. Да и террором в отличие от американцев не запуганы. Недавно здесь провели опрос на тему, кого сеульцам не хотелось бы пускать на чемпионат. И Усама Бен Ладен оказался далеко не в лидерах. Брижит Бардо, например, его обошла - ведь она призывала лишить Корею чемпионата мира за употребление собачатины! А самым нежелательным иностранцем назван американец Аполо Оно, которому в Солт-Лейк-Сити отдали золотую медаль в шорт-треке, отняв ее у корейского спортсмена.

ПРИЕХАЛ МУР.
Роджер МУР

Зато как желанного гостя принимают здесь человека (притом англичанина), которого в свое время пуще огня боялись террористы не чета Бен Ладену. Дрожь пробирает, как вспомнишь, сколько раз спасал он человечество за секунды до катастрофы, затеянной очередным претендентом на мировое господство! Но в Сеул к открытию чемпионата мира Роджер Мур, легендарный исполнитель роли Джеймса Бонда, прибыл с миссией самой что ни на есть мирной: убрав подальше плащ и кинжал, экс-агент 007 теперь выступает в качестве посла доброй воли Детского фонда ООН - ЮНИСЕФ. И приехал проводить в жизнь один из лозунгов ЧМ-2002 - "Скажи детям - да!"

Вчера Мур вместе с Пеле, лауреатом Нобелевской премии по литературе Гюнтером Грассом и другими почетными гостями чемпионата почти весь день провел на грандиозном фестивале культуры, устроенном накануне открытия турнира на берегах реки Хан и в парке возле главного стадиона Сеула. Но успел и пообщаться с журналистами. В свои 74 Джеймс Бонд уже не тот, что в "Осьминожке", но улыбка и манера игриво постреливать голубыми глазами остались неизменными.

- Как вы оказались в новой роли?

- Благодаря Одри Хепберн. Она стала послом ЮНИСЕФ раньше и мало того, что заразила меня страстью, с которой взялась за дело, - так еще договорилась с руководством фонда и о моей кандидатуре. О чем ни секунды не жалею. Когда я начинал, на земле ежедневно от разных болезней умирало 40 тысяч детей. Сегодня - 28 тысяч, тоже страшная цифра, но сдвиг к лучшему налицо, и я горжусь, что в этом есть и моя скромная заслуга.

- Чем может помочь футбол?

- Хотя бы тем, что огромное количество людей узнает о проблемах, которые мы пытаемся решить. У чемпионата мира телеаудитория больше олимпийской. Так что спасибо и ФИФА, и корейскому правительству, которое за свой счет пригласило сюда 200 детей из 48 стран. Они будут участвовать в праздничных церемониях и выходить на поле вместе с футболистами перед каждым матчем.

- Вы приехали только с гуманитарной миссией или еще и как болельщик?

- А как же! Наутро после матча открытия мы с женой летим в Японию. Кристина - шведка, я - англичанин. Представляете, как мне хочется, чтобы в воскресенье мы обыграли шведов?!