Газета Спорт-Экспресс № 120 (2912) от 1 июня 2002 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 1 июня 2002 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА-2002

Матч № 1

Группа А

ФРАНЦИЯ - СЕНЕГАЛ - 0:1 (0:1)

СЕНЕГАЛ НА "ОТЛИЧНО" СДАЛ ЭКЗАМЕН В ФУТБОЛЬНОЙ СОРБОННЕ

Борис БОГДАНОВ

из Сеула

"Я чувствую себя учеником, которому предстоит сдать главный экзамен в жизни", - признался перед открытием ЧМ-2002 архитектор Рю Чун Су, автор сеульского красавца стадиона. Эти слова - ключ ко всему, что происходило вчера вечером на его детище, и произнести их мог любой из действующих лиц. Экзамен сдали не все.

ЧУДЕСА НАЯВУ

Архитектору Рю "пятерку" можно было ставить заранее - как говорится, автоматом. Самый большой в Азии футбольный стадион - и, несомненно, один из самых красивых в мире - удался по всем статьям. Начиная с одноименной станции метро, выход из которой устроен в виде огромного амфитеатра с низвергающимся вниз водопадом и эскалаторами под открытым небом, которые доставляют болельщиков к подножию арены. Кстати, как только не толкуют ее внешний вид путеводители, сообщая доверчивым туристам, что идею архитектору подсказал то ли традиционный корейский восьмиугольный стол, то ли воздушный змей, то ли старинные лодки, на которых когда-то плавали по реке Хан. Сам Рю, однако, признается, что ни о чем таком и не думал - просто рисовал то, что подсказывало вдохновение, а если позже и соглашался с интерпретаторами своего замысла, то только чтобы никого не обижать. Думал же прежде всего о том, как сделать свое творение максимально удобным для каждого - от футболистов, журналистов и обслуживающего персонала до болельщиков-инвалидов, ради которых архитектор принципиально отказался от порогов между помещениями.

На "отлично" сдали свой экзамен и устроители церемонии открытия. Во всяком случае, на фоне абстрактно-футуристических представлений, предварявших ЧМ-98 и Евро-2000, где суть происходившего без поминутной сверки со сценарием вообще понять было нельзя. Дань веку высочайших технологий авторы, конечно, отдали, и с этой точки зрения зрелище было фантастическое. Чего стоит хотя бы такая новинка, как трансляция на табло видеоизображений с трибун, которые передавались прямо с миниатюрных камер, встроенных в мобильные телефоны! Но душевности технология не затмила: не случайно одно из главных понятий корейской культуры и одна из центральных идей представления - Уллим, что по-корейски означает "гармония".

Чудеса техники потрясли, а фольклор, детишки с бумажными корабликами и неизменные корейские барабаны всех размеров пробудили ностальгические воспоминания о спартакиадах, коллективах народного творчества и олимпийском Мишке, улетевшем в свой сказочный лес. Слегка нарушил торжественность момента лишь свист с трибун, под который пришлось выступать президенту ФИФА Зеппу Блаттеру. А так был бы полный Уллим.

ПЕРВОКУРСНИК В РОЛИ ЭКЗАМЕНАТОРА

Тренер сенегальцев Брюно Метсю на примерного студента не похож. Скорее - на постаревшего рок-кумира 70-х, из тех, кого мы когда-то слушали в десятой перезаписи на катушечных магнитофонах и которые сегодня, с опозданием на четверть века, так зачастили в нашу страну. Рядом с каким-нибудь Яном Гилланом Метсю смотрелся бы, как родной брат. Но вчера он был самым настоящим студентом, пришедшим на первый экзамен и сразу попавшим к экзаменатору из тех, о ком отзываются не иначе как "зверь". Экзаменатор в результате превратился в экзаменуемого, а в роли "зверя" оказался студент-первокурсник. И задал такие вопросы, на которые ответа не получил.

После ЧМ-98 к законным похвалам в адрес французов примешивалась критика: мол, чемпионат мира выиграла команда без атаки. Какими предстанут чемпионы теперь, четыре года спустя, - вопрос, занимавший всех. Говорили, что Роже Лемерр обязательно использует убийственный атакующий "трезубец" Анри - Трезеге - Вильторд. В различных турнирах завершившегося сезона эти трое наколотили в общей сложности 87 голов, а Анри и Трезеге стали лучшими бомбардирами чемпионатов Англии и Италии. Но после поражения 1:2 от бельгийцев Лемерр наигрывал и схему с тремя полузащитниками оборонительного плана вместо привычной пары Пети - Виейра.

Стартовый состав французов снял вопросы: Лемерр выбрал атакующий вариант. Во-первых, грех было оставлять на скамейке кого-либо из суперфорвардов. Во-вторых, с обороной своих ворот в матче против команды, которая едва ли прибегнет к массированным атакам, должна была справиться испытанная четверка защитников: Лизаразу - слева, Тюрам - справа, Десайи и Лебеф в - центре.

В одном из интервью перед чемпионатом Франк Лебеф заметил: "Ни одного матча, где в обороне действовали четверо плюс Бартез в воротах, сборная Франции не проиграла". Матч открытия ЧМ-2002 стал первым. Не знавший прежде неудач французский квартет, которому на всех 129 лет, оказался бессильным сдержать 21-летнего нападающего, попросту не успевая ни за его перемещениями, ни за мыслью. Только в первом тайме на Диуфе сфолили семь раз. Причем и ему досталось от всех, и он помучил каждого из противостоявших ему французов. Особенно Лебефа - единственного, кстати, в стартовом составе чемпионов мира, кому до этого доводилось играть против сенегальца.

И первый гол ЧМ-2002, который записал на свой счет полузащитник Буба Диоп, почти целиком - заслуга его одноклубника по "Лансу". В очередной раз оставив не у дел Лебефа, Диуф дошел до лицевой, прострелил - и Диоп воспользовался неразберихой, устроенной у собственных ворот Бартезом, Пети и Десайи.

Причастен Диуф и к первой желтой карточке чемпионата, которая досталась сфолившему на нем Эмманюэлю Пети.

БЫЛ ЛИ "СЕРИЙНЫЙ УБИЙЦА"?

А что же французский "трезубец"? Беда в том, что без волшебной дирижерской палочки Зинедина Зидана он оказался недостаточно острым. Между прочим, на родине "Львов", где к таким вещам относятся серьезно, известие о том, что французы остались без Зидана, не только пробудило надежду, но и вызвало разговоры о том, что на сборную Сенегала работает "серийный убийца" - некий колдун-марабут, который выводит из строя ключевых игроков соперников. В подтверждение приводились следующие факты: на Кубке Африки-2002 перед играми с Сенегалом одна за другой лишались по одному, но ведущему футболисту сборные Египта, Замбии, Демократической Республики Конго и, наконец, в финале Камерун.

Из ложи прессы сеульского стадиона никого, кто сошел бы за колдуна, ни на скамейке запасных сборной Сенегала, ни у кромки поля, ни за воротами французов видно не было. Потусторонние силы, вероятно, африканцам не потребовались - обошлись своими.

В отсутствие главного дирижера за пульт французского оркестра пришлось встать ветерану, для которого вчерашний экзамен был, пожалуй, потруднее, чем для новичков. Свалилось это испытание на Юрия Джоркаеффа неожиданно, и готовиться ему выпало не в лучших условиях: полсезона просидел на лавке в "Кайзерслаутерне", потом бился за выживание в английской премьер-лиге вместе с "Болтоном". В одном из контрольных матчей на пути в Корею Джоркаефф уже подменял Зидана и справился с задачей. Когда перед игрой с сенегальцами 33-летнего полузащитника спросили, готов ли он сделать это еще раз, Джоркаефф честно ответил: "Его заменить невозможно. Но я постараюсь". И действительно старался, но лишь подтвердил собственную правоту: адекватной заменой Зидану не стал.

Впрочем, дело, разумеется, не только во французах. И не только в Диуфе. Перед чемпионатом, как всегда, строилось немало догадок насчет того, кто станет открытием турнира. Первое открытие состоялось, и это вся команда Сенегала. У которой помимо никого уже не способной удивить африканской техники обнаружились еще и европейские организованность, дисциплина и упрямство. У которой есть защитник Фердинан Коли, способный перекрыть кислород лучшему бомбардиру английского чемпионата. Вратарь Тони Силва, лишивший французов последнего шанса на исходе матча, когда его расстреливали Анри и Лебеф. Отличные полузащитники Мусса Ндиай и Халилу Фадига, успевавшие и прессинговать французов, и помогать Диуфу.

РАВНОВЕСИЕ НАРУШЕНО. НЕ В ПОЛЬЗУ ЧЕМПИОНОВ

Традиция открывать чемпионат мира матчем с участием действующего чемпиона существует с 1974 года. До вчерашнего вечера счет в состязании чемпионов и их соперников был равным: три ничьи, две победы фаворитов и две мини-сенсации (обе с участием Аргентины, проигравшей Бельгии в 82-м и Камеруну в 90-м с одинаковым счетом 0:1). Теперь сенсаций стало три, и последнюю вновь сотворили африканцы. Правда, сенегальцев, наверное, такая формулировка обидела бы - сколько же можно считать сенсациями победы африканских команд!

Изначальный расклад в матче открытия ЧМ-2002 выглядел с точки зрения традиции идеальным: с одной стороны - чемпион, да еще реально претендующий на повторение успеха четырехлетней давности, с другой - дебютант, представляющий страну "третьего мира". Вот только новичок еще не значит аутсайдер: в финал первенства Африки в наше время кто попало не выходит.

Франция экзамен не сдала. Но проиграла не только сборная Франции - проиграл и французский чемпионат, который в ближайшее время, надо полагать, покинет группа очень неплохих футболистов. Их наверняка ждут повышенные стипендии в других европейских лигах. Сорбонну они уже переросли.

ЛЕМЕРР И МЕТСЮ НЕ СЧИТАЮТ ЧУДОМ ПОБЕДУ СЕНЕГАЛА

Брюно МЕТСЮ,главный тренер сборной Сенегала:

- Я счастлив - что еще скажешь? Но если вы напишете, что произошло чудо, то будете не правы. Никакого чуда нет есть огромная работа, которую проделала команда.

- Что дальше?

- Дальше - самое трудное. Потому что в футболе это - не добиться успеха, а подтвердить его. Можно ли представить себе более глупый исход, чем обыграть Францию, а потом не выйти из группы!

- Лично вам как тренеру что дала эта победа?

- Я мечтал об этом матче, он мне снился. Но вовсе не считаю, что сегодня я как тренер стал в чем-то лучше, чем вчера.

Роже ЛЕМЕРР,главный тренер сборной Франции:

- Полностью согласен с моим другом Брюно: никакого чуда нет. Сенегальцы действительно здорово подготовились к игре с нами.

- В чем их игра стала для вас сюрпризом?

- Ни в чем. Я догадывался, что схему Брюно изберет именно такую - один нападающий и чрезвычайно насыщенная середина поля. Вот только противопоставить ей мы ничего не смогли. Инициативой владели, но недостаточно, чтобы забить. А команда, которая не в состоянии забить, всегда подвержена неприятностям.

- Насколько серьезными могут быть последствия этого поражения для турнирной судьбы сборной Франции?

- Конечно, я предпочел бы иметь сейчас три очка в кармане. Ничего не потеряно, но после сегодняшнего вечера стало очевидным, насколько сильна наша группа. А мы теперь в оставшихся двух встречах не можем себе позволить даже ничью.