Газета Спорт-Экспресс № 129 (2921) от 13 июня 2002 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 13 июня 2002 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

С Андреем ШЕВЧЕНКО НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА

НЕ БРОСАЙТЕ КАМЕНЬ В НЕУДАЧНИКА

- Вы относили сборные Франции и Аргентины к реальным претендентам на золотые медали...

- Разве только я один? По-моему, весь футбольный мир придерживался такого же мнения.

- В принципе - да. Во всяком случае, все мои собеседники - будь то авторитетные эксперты футбола или друзья-болельщики - говорили о том, что какая-то из этих команд скорее всего станет чемпионом. И разве только дилетанту или сумасшедшему могло прийти в голову, что французы не только не выйдут из группы, но и за 270 с лишним минут не сумеют забить ни одного мяча!

- Вы знаете, перед началом минувшего сезона "Милан", укрепившись Филиппо Индзаги и Руем Коштой, ставил перед собой самые высокие задачи, что мне всегда по душе, поскольку моим крестным отцом в футболе был Валерий Васильевич Лобановский. А что получилось на самом деле? Мы с неимоверным трудом заняли четвертое место и пробились в Лигу чемпионов. Но если оглянуться назад, приходишь к выводу, что в этом нет ничего сверхъестественного. На протяжении всего сезона ведущих игроков - Индзаги, Руя Кошту, Мальдини - преследовали серьезные травмы, и они надолго выбывали из строя. Да и мне, прямо скажем, не слишком везло в этом плане. И потому команду лихорадило, и потому ей далеко не всегда удавалось поймать свою игру.

- Так вы хотите провести параллель между выступлением "Милана" в серии А и сборной Франции на чемпионате мира в Корее и Японии?

- А разве в данном контексте она неуместна? Сначала французы лишаются Пиреса. А перед самым стартом в контрольной игре (кстати, так нередко случается - потому-то я болезненно отношусь к подобного рода матчам) повреждает мышцу Зидан, который значит для Франции, вероятно, не меньше, чем когда-то значил Пеле для Бразилии, Кройф для Голландии или Марадона для Аргентины.

- К слову, я вспомнил, что Ортега говорил мне в Валенсии спустя четыре года после чемпионата мира-94 в США по поводу неудачи аргентинцев в Америке. "Когда мы узнали о дисквалификации Марадоны, то вся команда пережила такой стресс, с которым не сумели справиться ни тренер, ни футболисты", - признался мне Ортега по прозвищу Ослик, который вышел на поле как раз вместо Марадоны. Вы полагаете, когда Зидан получил травму, французская команда тоже пребывала в шоке?

- Мне трудно об этом судить. Но уже в первом матче с Сенегалом французы без Зидана не были похожи на себя. Во втором - с уругвайцами - они оказались не только без Зидана, но и в решающий момент без Анри, удаленного с поля. И, наконец, в матче с Данией появился Зидан, но не было Анри и Пети. Я сам футболист и чувствовал, как тяжело давался Зидану каждый шаг. И тем не менее он, превозмогая боль, не только был чрезвычайно полезен для команды, но и блеснул фирменной обводкой и скрытыми от глаз соперника пасами. Да, ни Зидан, ни его звездные партнеры - между прочим, лучшие бомбардиры чемпионатов Италии, Англии и Франции - не забили за три игры ни одного мяча. Но лично у меня не поднимется рука бросить камень в их огород. Да имеем ли мы право подвергать обструкции команду, которая на протяжении шести лет радовала мир своей игрой?!

- Однако журналисты заявляют, что Роже Лемерр переоценил возможности французской сборной и, наоборот, недооценил потенциал соперников.

- А на каком основании они пришли к такому выводу?

- Да уж слишком вольготно вели себя французские игроки в восточной командировке вне футбольного поля. Вместо того чтобы сконцентрироваться на матчах, они массу времени посвятили женам, которые присутствовали на тренировках, и навещали своих благоверных в отеле.

- Да если бы не несчастье с Зиданом, если бы вообще фортуна не отвернулась от французов, о женах, вероятно, никто бы и не вспомнил. В конце концов любовь не раз вдохновляла людей на подвиги. Датская сборная десятилетней давности мало того что была включена в число участников чемпионата Европы за две недели до его начала, так еще перед полуфиналом с Голландией ее тогдашний тренер Ричард Меллер-Нильсен разрешил женам и подругам футболистов приехать в гостиницу и провести с ними чуть ли не целый день. И через сутки датчане обыграли голландцев по пенальти, а в финале взяли верх над Германией.

- А ведь так оно и было! Во-первых, я освещал тот чемпионат, а во-вторых, уже в Израиле Меллер-Нильсен, которого поездка на чемпионат Европы в Швецию оторвала от сборки кухни, рассказывал мне о всех нюансах той сенсационной, по общему мнению, победы. Победы, достигнутой вопреки всем законам футбола.

- Уверен, сложись судьба французов в Корее и Японии столь же счастливо, как и датчан в Швеции, то все бы говорили, какой молодец Лемерр, что не перевел своих игроков на казарменный режим.

- К слову, Лемерр в среду перед вылетом в Париж сказал журналистам: "Я никого не виню - спорт есть спорт. Наш первый матч был неудачным. Мы потерпели поражение, и после него достаточно трудно было выступать на чемпионате. Теперь надо залечивать раны, анализировать ошибки. Их немало. Жаль, что нам не удалось использовать все свои возможности".

- И что вас в этом монологе удивило?

- Ну хотя бы то, что большинство наших тренеров в аналогичной ситуации перевели бы стрелки на игроков, как это не раз случалось после поражений. Порой создается впечатление, будто они к происходящему, как Огурцов из "Карнавальной ночи", никакого отношения не имеют.

- Это уже зависит, по-моему, от степени культуры и благородства человека.

- Выходит, сборная Франции вас не разочаровала?

- А вас бы разочаровала сборная России, которая вслед за победой на мировом первенстве выиграла бы европейское, а через два года не вышла бы из группы на Кубке мира?

- Да об этом пока и мечтать не приходится.

- А датчане после яркого выступления в группе, не сомневаюсь, мечтают к титулу чемпиона Европы добавить и титул обладателя Кубка мира. Кстати, к их вдохновенной и в то же время рациональной игре в первую очередь причастен Мортен Ольсен, который когда-то был капитаном своей сборной. Ну а особенно рад, конечно, за моих партнеров по "Милану": нынешних Лаурсена и Хельвега и будущего - Томассона, забившего на турнире уже четыре мяча. Я видел, как они радуются, и радовался вместе с ними. Так же, как сопереживал французам. Помню, как Лоран Блан четыре года назад после окончания финала с Бразилией поцеловал в лысину Фабьена Бартеза. А в минувший вторник после финального свистка Зидан пожал своему вратарю руку, хотя я представляю, что творилось у них в эту минуту на душе.

- А мне запомнятся на всю жизнь рыдающие аргентинцы Батистута и Креспо, которые не смогли сдержать эмоций после роковой для них ничьей со шведами.

- Такая звездная команда вынуждена покинуть чемпионат! Но надо знать, что в ней происходило, чтобы понять, почему, например, Верон и Креспо появились на поле против шведов только во втором тайме...

- Значит, недаром группу F сразу после жеребьевки мои собратья по перу окрестили "группой смерти".

- И все же для Аргентины это была внезапная смерть. Надеюсь, что Италию в четверг она не постигнет. Должна, в конце концов, восторжествовать справедливость. Ведь у Паоло Мальдини и его команды во встрече с хорватами украли победу. Так считают и Филиппо Индзаги, и Кристиан Вьери, и Джанлуиджи Буффон, и их партнеры. Но этих ребят - уж поверьте мне на слово - лучше не злить.

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ