ФУТБОЛ |
С Андреем ШЕВЧЕНКО НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА |
Я РАДОВАЛСЯ ЗА СЫЧЕВА
- Когда вчера в японском городе Фукурой на стадионе "Экопа" прозвучал финальный, а для нас и прощальный свисток датчанина Нильсена, я вспомнил, какая радость творилась в стане наших болельщиков 1 декабря прошлого года. В тот день проходила жеребьевка заключительного этапа чемпионата мира, и выяснилось, что нашими соперниками по группе будут Бельгия, Тунис и Япония. "Наконец-то повезло!" - облегченно вздохнули в России. Да и вы, Андрей, разделяли эту точку зрения во время нашей встречи в мае в Санкт-Петербурге.
- Я и сейчас так считаю. Тем же бельгийцам российская сборная проиграла потому, что не сумела реализовать свой потенциал.
- Мне известно, что украинские коллеги тренеров нашей сборной передали им кассету с видеозаписью недавнего товарищеского матча Греция - Бельгия, завершившегося со счетом 3:2 в пользу греков. По матчу можно было сделать вполне определенные выводы о достоинствах и недостатках бельгийской команды. Было очевидно, что она ровная во всех линиях, отменно выполняет стандартные положения, действует рационально и собранно.
- Все верно. Но с другой стороны - это сборная без звезд и не очень-то быстрая. И в скоростной командной игре по идее должна была уступить россиянам. Что, собственно, и происходило в пятницу, как только ваши футболисты взвинчивали темп. Но, к сожалению, это происходило эпизодически, причем в те минуты, когда, как говорится, им терять стало нечего. Между тем датчане, которым было что терять в игре с французами, вышли на поле раскованными, грамотно построили оборону, атаковали с определенной долей риска без оглядки на собственные ворота. И эта тактика плюс хороший психологический настрой привели датчан к победе.
- Наша сборная, как вы верно подметили, включала четвертую скорость и шла на риск лишь тогда, когда ее припирали к стене. Уж больно она хотела сохранить равновесие на табло, которое ее вполне бы устроило. Самое удивительное в том, что Романцев, бесспорно, приверженец наступательного футбола. Об этом можно судить по матчам чемпионата России и отборочным играм первенства Европы-96 и мира-2002. Но в финальной части - будь то в Англии или в Японии - он почему-то изменял своим принципам. В итоге ни в Англии, ни в Японии мы не вышли из группы.
- Мой учитель и крестный отец Валерий Васильевич Лобановский не всегда шел на риск. И тоже мог выставить на игру одного нападающего. Но это зависело от того, в какой форме остальные форварды, насколько мобильна средняя линия и из игроков какого уровня и склада состоит оборона соперника.
- Вы знаете, примерно то же самое мне говорил вчера и Леонид Буряк. Например, если два форварда - Блохин и Онищенко в порядке, то он бросал в бой обоих. Если кто-то из них не был готов к игре, то ставка делалась на хавбеков, которые абсолютно не терялись, оказываясь на передней линии. Ну и кроме того Лобановский учитывал все нюансы, в том числе и такой: кто играет в центре обороны соперника - Хидиятуллин, скажем, или Новиков. Благодаря этому его "Динамо" и обыгрывало великую "Баварию" с Беккенбауэром, Мюллером, Майером и другими звездами мирового класса.
- Наш мэтр никогда не довольствовался победой на промежуточном финише. Он видел перед собой конечную цель и стремился вместе с нами ее достичь. Я помню, как украинские и испанские журналисты поздравляли его с победой со счетом 4:0 на "Ноу Камп" над "Барсой". Лобановский лишь удивленно пожимал плечами: "Подождите, мы разве уже выиграли Лигу чемпионов?!" И мы действительно в тот сезон были в двух шагах от решения высокой задачи, которую всякий раз ставил перед нами тренер.
- Значит, Франц Беккенбауэр был недалек от истины, когда перед началом нынешнего чемпионата утверждал: "Команда, которая лишь мечтает выйти из группы, никогда не выиграет ничего серьезного и даже вряд ли пробьется в 1/8 финала".
- Мне трудно судить, на что рассчитывала сборная России на этом чемпионате, но я переживал за нее, за своих друзей, играющих в ней, сочувствовал Александру Мостовому, который так и не появился на поле, так же, как радовался за юного Дмитрия Сычева - его бы я отнес в разряд открытий турнира.
- К слову, рост 18-летнего Сычева 175 см, а вес 70 кг. Лучшему же снайперу бельгийцев Марку Вильмотсу уже стукнуло 33, а при своих 184 см он весит 86 кг.
- Я же вам однажды не зря сказал, что футбол самый доступный вид спорта. В свое время Бернара Тапи отговаривали брать Марадону в "Марсель": он такой толстый, что не в состоянии играть в футбол - уверяли президента советники клуба. На что Тапи ответил: "Я все понимаю, но я еще не видел ни одного худого, который бы так играл в футбол, как толстый Марадона".
- Я чувствую, вы хотите поднять мне настроение.
- И себе тоже. А с другой стороны, разве чемпионат уже закончился? Нет. Давайте радоваться футболу. Праздник продолжается.
- Только теперь уже без участия российской команды...
- ...в которую я верил до тех пор, пока не услышал пронзительную трель судейского свистка, чем-то похожую на сирену "скорой помощи".
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ