ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2002 |
Матч № 50 |
1/8 финала |
ДАНИЯ - АНГЛИЯ - 0:3 |
ЭКСПЕРТИЗА Юрия ИВАНОВА |
БРИТАНСКИЙ ПОРЯДОК ЭФФЕКТИВНЕЕ СКАНДИНАВСКОГО
Тренеры с футболистами предполагают, а Его Величество Случай располагает. И матч англичан с датчанами тому наглядный пример. Ну разве мог наставник скандинавов Мортен Ольсен даже мысль допустить, что уже на 5-й минуте обычно надежный голкипер Серенсен не справится с легким мячом и забросит его в собственные ворота? Что спустя еще 2 минуты унесут на носилках сыгравшего накануне с французами очень прилично правого защитника Хельвега, и придется на ходу корректировать разработанную на поединок с британцами тактику.
А в том, что полководец датчан трудился над штабными картами основательно, сомневаться не приходится: игра его коллектива почти целиком базируется на организации и дисциплине. И от нестандартных задумок тренера во многом зависит результат. Но вот незадача - англичане придерживаются такой же политики. Девиз "Порядок бьет класс!" для них не пустые слова. И хотя класса подопечным Свена-Ерана Эрикссона не занимать, прописными футбольными истинами они никогда не пренебрегают. Вот и в 1/8 финала действовали британцы, словно хорошо отлаженная машина, чем сразу дали понять - заставить ее забарахлить близко к невозможному.
И в первую очередь поразила надежность тылов англичан. Два мощных центральных защитника Фердинанд и Кэмпбелл не только "китайскую стену" выстроили, но и вперед ходить успевали. Поспевали за ними и фланговые - Миллз с Коулом. Причем вся четверка действовала с оппонентами плотно, позиционно безупречно, чем сразу сбила атакующий порыв бросившегося отыгрываться соперника. Следует отметить также взаимостраховку оборонцев с Туманного Альбиона. Порой создавалось впечатление, что на выручку партнерам одновременно бросаются сразу по два либеро. А ведь британцы играли в линию!
Да и хавбеки англичан черновой работы не гнушались: при потере мяча дружно откатывались к воротам, создавая численный перевес. Датчане пытались их выманить - подолгу держали мяч на своей половине поля - но тщетно: приглашений к игре в "А ну-ка, отними!" соперник не принимал, а обзаводился желанной добычей, едва боевые действия перемещались в его владения. Причем проделывал это по-хозяйски, демонстративно игнорируя принципы гостеприимства.
Но как только происходил переход мяча, родоначальники футбола преображались. Блистательный квартет полузащитников - Бекхэм, Батт, Синклер, Скоулз - мгновенно захватывал центр, после чего начинался поиск адресатов для острых передач. И хотя награждал открывавшихся партнеров мячом попеременно каждый из оккупантов, блистательный Бекхэм на фоне коллег выделялся. Все посланные капитаном мячи летели по непредсказуемым и - что главное - удобным для партнеров траекториям. В то же время голкиперу и защитникам датчан фланговые передачи виртуоза "сухого листа" доставляли немало хлопот.
Тем более что посылались они, как правило, на голову циклопа Хески, бороться с которым на равных - что внизу, что на "втором этаже", по сути, невозможно. Габариты этого пробивного форварда впечатляют (188 см на 84 кг), мяч он корпусом закрывает великолепно, да и пробить способен неожиданно сильно: результативный удар с хода - тому наглядный пример. А если добавить, что на штрафные и угловые в исполнении Бекхэма в штрафную противника спешили не менее "масштабные" оборонцы - Фердинанд (188 см на 76 кг) с Кэмпбеллом (188 см на 91 кг), станет окончательно ясно, как нелегко приходилось в такие моменты датчанам.
Да и скоростной Оуэн скучать им не позволял. Постоянно нацеленный на ворота, он не только с одноклубником Хески прекрасно взаимодействовал, но и на себя многое брал. А как этот форвард силен индивидуально, ни для кого не секрет.
Таков приблизительный спектр проблем, с которыми столкнулся наставник датчан после нелепо пропущенного его подопечными гола. Что было делать? Дать игрокам команды без оглядки идти вперед? Соперник накажет. Приказать им сосредоточиться на обороне и ловить шанс в скоростной контратаке? Разбежаться в плотно насыщенных тылах англичан невозможно. Уповать оставалось лишь на благосклонность Фортуны. Однако симпатии ветреной дамы были в субботу на сопредельной стороне.