ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2002 |
Константин КЛЕЩЕВ |
из Сендая |
Несколько лет назад "СЭ" впервые всерьез предложил: сборную России должен возглавить иностранный тренер. Аргументировалось это тем, что у нас самих нет человека настолько независимого, чтобы не обращать внимания на мнения начальников, окружения, президентов клубов, журналистов, друзей детства и всех, кто лучше него разбирается в футболе.
В то время, правда, еще теплилась надежда, что Анатолий Бышовец или Олег Романцев способны вывести национальную команду из кризиса, в который она попала еще в начале 90-х годов. Сегодня можно сказать, что надежды не оправдались, если, конечно, оценивать работу тренеров и выступления сборной по высшим меркам. Есть, правда, еще наставники, которые со сборной ничего плохого не сделали, но жизненный опыт подсказывает, что и хорошего ожидать от них не приходится. Так стоит ли тешить себя иллюзиями, что в стране, чья сборная провалила все крупнейшие турниры последнего десятилетия, накоплен положительный опыт?
Теперь конкретно. Китай вышел в финальную часть ЧМ с Борой Милутиновичем, Камерун - с Винфридом Шефером. Парагвай добрался до 1/8 финала с Чезаре Мальдини. Сенегал пробился в 1/4 с Брюно Метсю, Англия - со Свеном-Ераном Эрикссоном, а вчера Корея - с Гусом Хиддинком. Общее между всеми этими разными тренерами то, что они - иностранцы. И какими бы ни были условия их работы, национальные особенности характера игроков, проблемы взаимоотношений с футбольным руководством, результата они добиваются. Наконец, японцы, на которых мы - и не только мы - смотрели еще недавно свысока и чьей профессиональной лиге исполнилось всего десять лет, оказались выше многих стран с гораздо более богатой футбольной историей. Это - заслуга прежде всего француза Филиппа Труссье и прежнего президента японской федерации, решившегося предоставить наставнику сборной карт-бланш и неограниченные полномочия.
Предвижу возражения. Мол, нельзя сравнивать условия в России и Японии. Согласен, нельзя. Но я говорю не об условиях, которые в Сенегале не похожи на парагвайские, а в Англии - на корейские. Говорю о принципе: приглашение человека со стороны позволяет взглянуть на себя другими глазами и забыть об ошибках прошлого.
Но вернемся к Труссье. Француз взял на себя руководство всеми сборными страны. Он сначала добился успеха с молодежной командой, которую объявил костяком будущей сборной. Затем, когда игроки возмужали, выиграл Кубок Азии. После этого на японцев обратили внимание в Европе, и некоторые футболисты, лучше остальных усвоившие уроки Труссье, пошли по стопам Хидетоси Накаты. Наконец, на этом чемпионате мира японцы пробились в 1/8 финала. Согласитесь, неплохой итог работы для человека, начавшего с нуля!
При этом Труссье не стал своим ни для руководства японской федерации (оно, кстати, сменилось), ни для японского болельщика. За четыре года он не выучил японского и по-прежнему профан в японском этикете. С окружающими он общался через своего переводчика Флорана Дабади, сына известного французского киносценариста (Дабади-старший нашей публике знаком по фильмам с участием Луи де Фюнеса), востоковеда, любителя футбола и главного редактора японской версии журнала Premiere, который живет уже много лет в Стране восходящего солнца. И все эти годы Труссье занимался только тем, что делал свое дело. Да, футболисты сборной были в его распоряжении по 4 - 5 месяцев в году, что в России невозможно. По его требованию, бывало, перекраивали календарь. Сборной доставали любых соперников. Организовывали сборы на лучших базах и т.д. и т.п. Но всего этого не было бы, если бы сборной руководил японец. Это не мое мнение, это мнение Суичи Тамуры, японского биографа Труссье.
Безусловно, Труссье - крайний случай. Но ведь и Япония - особая страна, закрытая, не принимающая чужаков. И Россия - тоже особая. Универсален только футбол, в котором, как ни обидно нашим тренерам, иностранцы разбираются лучше. И, может быть, президенту РФС Вячеславу Колоскову - а он несет не меньшую, чем Романцев и его игроки, ответственность за провал на чемпионате мира - разрубить наконец одним махом гордиев узел проблем, что обязательно возникнут с назначением очередного российского специалиста на должность главного тренера сборной? Пусть это рискованный эксперимент, но, во всяком случае, его благородная цель будет понятна.
Да и что терять России, которая за последние годы ничего не выиграла?