ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2002 |
МНЕНИЕ Игоря РАБИНЕРА |
В ОЖИДАНИИ "РУССКОГО ФЕЛЛЕРА"
"Русские выиграют чемпионат мира по футболу не раньше, чем бразильцы - чемпионат мира по хоккею". Этот стародавний ироничный афоризм Пеле сейчас вспоминают многие. И вроде бы к месту, ведь Бразилия "обмывает" свой пятый Кубок мира, а мы пытаемся разобраться в причинах провала.
Фраза Пеле - как приговор. Из нее следует, что ничего нам в футболе не светит. Талантливее, дескать, бразильцы, и все тут. Так может, и разбираться не стоит? Опустим руки - и все. Или в крайнем случае подождем, пока бронзовыми призерами в хоккее станут турки. Тогда и засучим рукава.
ТРИ "ПОЧЕМУ"
Не хочется ждать. Хочется понять - почему, к примеру, мы не смогли предъявить миру тренерскую работу уровня Шенола Гюнеша и Брюса Арены специалистов, которые, между прочим, до нынешнего июня были мало кому известны? Почему наша сборная оказалась единственной (!) из 32 участников чемпионата мира, кто играл по дедовской схеме с либеро? Почему компьютер француза Мишеля Эбе снабжал сборную Японии информацией о россиянах от "А" до "Я", а нашей "шпионской" мысли не хватило даже на то, чтобы элементарно отправить наблюдателя на первые два матча сборной Бельгии?
В не столь уж далеком 81-м мы бились за выход на ЧМ-82 в одной отборочной группе со сборной Турции. Впрочем, "бились" - это сильно сказано. 4:0 и 3:0 - с такими результатами советская сборная разбила будущего бронзового призера ЧМ-2002. А еще шесть лет спустя сборная Англии в двух квалификационных матчах забила туркам 13 (!) безответных мячей.
То-то и обидно: на самом демократичном чемпионате мира в истории, где могла добиться успехов любая подготовленная сборная, мы с завистью вынуждены были смотреть на тех, кого еще недавно считали футбольными плебеями.
Недаром говорят: можно лечь спать талантливым, а проснуться бездарным.
ВЕЩЬ В СЕБЕ
В Корею и Японию не приехал никто из действующих российских тренеров, за исключением Бориса Игнатьева и - по долгу службы - Александра Корешкова. Можете рассматривать эту констатацию, господа тренеры, как булыжник в ваш огород. При такой коллективной "неявке" нет смысла удивляться тому, что мы используем тактику, давно положенную всем остальным миром на полку.
Модный нынче взгляд на Олега Романцева как на отдельно взятого ретрограда, демонстративно игнорирующего современные футбольные веяния, полагаю, примитивен, если не глуп. Главного тренера сборной превратила в "вещь в себе" далеко не только собственная замкнутая натура, а прежде всего обстановка в тренерском корпусе страны. Атмосфера ничем не обоснованной самодостаточности.
Великий хоккейный тренер Майк Кинэн не гнушается приехать на чемпионат мира по хоккею - хотя этот турнир далеко не ровня футбольному "тезке". Российские коллеги Кинэна из мира футбола во время полуторамесячной паузы в национальном чемпионате довольствуются телетрансляциями. Даже Юрий Семин, который нашел время съездить на финал Лиги чемпионов-2002 и не брезгует учиться, например, у Алекса Фергюсона (не потому ли и играет "Локомотив" в этом году по усовремененной схеме?), не решился поплыть против течения. На мой взгляд, напрасно.
При этом все наши тренеры решительно выступают против приглашения в сборную иностранного специалиста. Порочный круг замыкается.
Многие тренеры снисходительно именуют журналистов дилетантами. Может, и так. Но даже дилетанту очевидно, что ничего, кроме движения мяча, по телевизору не разглядишь. Между тем именно чемпионаты планеты задают тон мировой футбольной мысли на четыре года вперед.
Почему, скажем, провинциалка Турция на полях ЧМ-2002 была "одета" с таким безукоризненным вкусом, что оставалось диву даваться? Какие нюансы сделали непроходимой исторически уязвимую оборону бразильцев? Откуда бралась коллективная скорость корейцев и американцев?
Ни на один из этих вопросов наши тренеры развернуто ответить не смогут. Потому и приезжаем мы на чемпионат мира такими же тактически "оснащенными", какими были в далеком 37-м во время турне басков по СССР. Гости громили наши клубы один за другим, и лишь к концу поездки советские футбольные умы смекнули: играют-то баски по неведомой схеме "дубль-ве", тогда как мы действуем по старинке - "пять в линию"!
В 37-м не было ни телевизоров, ни еврокубков, а в чемпионатах мира мы не участвовали. Сейчас все это есть, а железный занавес и репрессии за поклонение перед иностранщиной, слава Богу, остались в далеком прошлом. А воз и ныне там.
НЕМЕЦКОЕ ЧУДО
В сегодняшнем футболе нет ничего невозможного - вот еще один урок ЧМ-2002. Все та же Турция вышла в финальную стадию впервые за 48 лет, что не помешало ей взять бронзу.
А еще стоило бы извлечь урок из истории сборной Германии. О которой два года назад, во время Евро-2000, ее тогдашний тренер Эрих Риббек тоном провинциального трагика произнес: "Я не виноват, что в стране сейчас нет талантливых игроков!"
Ему трудно было не поверить, потому что минутами ранее цвет немецкого футбола был с крупным счетом бит вторым составом (!) сборной Португалии. Йеремис и Циге утром в день игры попросили тренера не выпускать их на поле под предлогом каких-то мифических травм, из-под Линке забил три мяча его визави Сержиу Консейсау...
Два года спустя Йеремис встал и продолжил игру после такого удара по колену со стороны Кафу, который, казалось, может закончить его игровую карьеру. Линке ни разу не уступил в единоборствах даже Роналдо. Баллак в полуфинале забил победный мяч, зная, что сам в финале сыграть не сможет...
Игроки были почти те же. Никому - ни Риббеку, ни Фогтсу, ни Дауму - не удалось бы сделать с ними того, что оказалось под силу тренеру нового поколения.
У нас же почему-то принято считать, что молодой тренер обязательно должен хлебнуть лиха в футбольной тьму-таракани. Но зачем попусту тратить время и растворяться в серости, как герой чеховского "Ионыча", когда есть талант, знания и море энергии, чтобы их применить?
Когда Франц Беккенбауэр почувствовал, что в Германии наступает кризис, он нажал на все свои рычаги влияния, чтобы трудоустроить поколение чемпионов мира 1990 года. Феллер без какого-либо опыта клубной работы возглавил сборную, Заммер - дортмундскую "Боруссию", Бреме - "Кайзерслаутерн".
У нас нет поколения, которое выигрывало чемпионат мира. Но есть серебряные призеры первенства Европы, олимпийские чемпионы, а главное - люди, которые успели познать изнутри и советский, и заграничный футбольный опыт. По инерции они работать не захотят, да и не смогут.
И я не удивляюсь, когда слышу об Андрее Чернышове, за считанные месяцы так перестроившем игру юношеской сборной России, что ее "линейную" оборону стало невозможно взломать. Это первая ласточка поколения "русских Феллеров", которые, думаю, только и могут вдохнуть новую жизнь в наш футбол.
Но ему, этому рождающемуся тренерскому поколению, не пробить скорлупы без поддержки властных футбольных структур. Сможет ли президент РФС, не любящий резких движений, выступить в революционной роли "русского Беккенбауэра"? И, главное, захочет ли?
РАЗГОВОР С ПАРРЕЙРОЙ
Наверное, нашему "поколению Феллера" еще нужно несколько лет, чтобы дозреть до уровня первой сборной. Пока же жизнь все настойчивее требует приглашения авторитетного иностранного специалиста, независимого и беспристрастного. Именно за это в последние недели ратует "СЭ".
В ответ слышим язвительные замечания. Например, такое: "А как вы будете выглядеть, если зарубежного тренера пригласят, но со своей миссией он не справится?"
Конечно, может и не справиться. Так сказать, не дать результата. Тем не менее эффект от его работы у нас все равно, уверен, будет положительным. Потому как приглашение классного тренера из-за рубежа обязательно стряхнет паутину со всех его российских коллег.
Те, кто ратует за "своего" тренера, могут привести в пример Шенола Гюнеша и Брюса Арену: это же "национальные кадры"! Между тем никакого противоречия здесь нет. На клубном уровне и в Турции, и в США работали многие известные зарубежные тренеры: Скала, Даум, Луческу, Паррейра на Босфоре, тот же Паррейра, Милутинович, Кейруш в Новом Свете. Сколько могли почерпнуть у них и Шенол с Ареной, и игроки!
Кстати, о Паррейре. Весной 97-го мне довелось подробно побеседовать с ним (он тогда был тренером клуба "Нью-Йорк/Нью-Джерси Метростарз"). Пять лет назад еще не было речи о приглашении в сборную России заграничного тренера, а потому вопрос специалисту, в 94-м приведшему сборную Бразилии к титулу чемпиона мира, носил гипотетический характер: "Можете ли вы когда-нибудь согласиться поработать в России?"
Ответ Паррейры прозвучал неожиданно: "Вполне! По своему характеру я человек, любящий все новое. Страны, культуру, обычаи, людей. Большую часть карьеры отдал работе за рубежом - в Гане, Кувейте, ОАЭ, Саудовской Аравии, Испании, Турции. О Москве остались очень приятные воспоминания по Олимпиаде-80, куцая привозил кувейтскую сборную. Так что такого поворота исключать не стал бы".
Нынешний футбольный мир - это общий котел, где в смешении идей и традиций готовятся гармоничные, сытные блюда. Футбольный мир России, наоборот, - замкнутая, кастовая структура. "Романцев, который работает точно так же, как 13 лет назад, выиграл девять чемпионатов из десяти. Это одна из причин, почему я решил стать тренером", - сказал еще перед чемпионатом мира Игорь Шалимов.
Не знаю, получится ли у экс-спартаковца, но суть проблем не только своего бывшего наставника, но и всего нашего тренерского цеха он передал, увы, точно.