ФЕХТОВАНИЕ |
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ |
"СДЕЛАНО В РОССИИ": АНАЛОГОВ НЕТ
Фехтование - вид спорта скорее объективный, чем субъективный. Вместе с судьей исход поединка здесь определяет электроника. Одной из главных достопримечательностей проходящего в Москве чемпионата Европы является разработанная российскими специалистами электронная система фиксации уколов и ударов.
Чтобы подробнее узнать обо всех достоинствах новейшего ноу-хау в фехтовании, корреспондент "СЭ" встретился с председателем технического комитета Федерации фехтования России, членом техкома международной федерации (FIE) Семеном Рихтманом.
- Отечественная электронная система родилась не вдруг, - рассказывает Рихтман. - Она является результатом долгой и кропотливой работы, которая велась еще до московской Олимпиады-80. Мало кто знает, что и на Играх 1984 года в Лос-Анджелесе поставщиком фехтовального электронного оборудования оказался Советский Союз. Это был единственный спортивный контракт между США и СССР в то время.
- Настолько наша техника была совершенна?
- Она не уступала западным образцам, а кроме того, американцы очень боялись бойкота Игр с нашей стороны и старались привлечь к сотрудничеству на любом уровне. Когда 5 мая 1984 года обсуждался вопрос, поедет ли сборная СССР в олимпийский Лос-Анджелес, было решено: команда не едет, но аппаратуру мы поставим. Правда, американцы все же не решились ее использовать. Бойкот есть бойкот.
- Но испытания на других крупных международных соревнованиях она прошла?
- Конечно. На Универсиаде в Румынии, Центральноамериканских играх на Кубе, чемпионате мира в Болгарии, многих других.
- Кто сегодня у нас производит такие системы?
- Предприятия оборонно-промышленного комплекса.
- Каковы главные отличия современной аппаратуры от ее предшественниц?
- Главное - полная автоматизация. Еще в 1998 году к Всемирным юношеским играм мы пытались создать нечто подобное, но тогда финансовые проблемы притормозили работу, что обернулось потерями для нас. Наш конкурент - французская фирма "Капком" сделала свою систему, применив наши разработки, и ее продукция использовалась на последней Олимпиаде. Поэтому, создавая последний вариант своей системы, мы учли прежние ошибки и работали в обстановке строгой секретности.
- Какую сверхзадачу вы поставили перед ее разработчиками?
- Участие в Олимпийских играх в Афинах через два года. И им удалось сделать такую аппаратуру, равной которой в мире сейчас нет. Например, мы впервые соединили прибор, фиксирующий уколы, с компьютером и монитором, то есть получилась фактически локальная информационная сеть с очень широкими возможностями. Скажем, в зале, где идут предварительные бои одновременно на 16 дорожках, каждый компьютер связан с центральным системой радиосвязи. Информация о любом уколе поступает на главный компьютер и может быть передана в Интернет. Благодаря этому вы, находясь за тысячи километров от места проведения турнира, можете получить подробнейшую информацию обо всех боях.
- Выходит, вы достигли идеала?
- Главное достоинство этой системы, на мой взгляд, в том, что ее можно постоянно совершенствовать. Сейчас мы выводим на экран только фамилии спортсменов, а скоро сможем добавить к ним и фотографии. Если подключить к системе видеокамеру, статику заменит движение. Все это вопрос самого ближайшего времени.
- Как восприняли ваше детище зарубежные специалисты?
- Они просто ошарашены. Никто не может поверить, что эта аппаратура создана в России. Кстати, родилась она в результате сотрудничества нашей федерации с компьютерной компанией "Белый ветер" и фирмой "Амико" из Зеленограда, которая сконструировала сам аппарат и связала его с компьютером в единое целое.
- Вы где-то опробовали систему перед московским чемпионатом Европы?
- В данном случае вы наблюдаете, как говорят музыканты, "игру с листа". Это наш дебют.
- Вы считаете, что первенство континента - подходящее мероприятие для экспериментов?
- Уверен, что риск оправдан. На более мелкие турниры размениваться не хотелось. Кроме того, это и прекрасная реклама для нашей аппаратуры. Надеюсь, что затраченный на нее труд будет по достоинству оценен.
Ровшан АСКЕРОВ