ФЕХТОВАНИЕ |
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ |
Виктор КРОВОПУСКОВ
У Д'АРТАНЬЯНА ПРОТИВ МЕНЯ ШАНСОВ НЕ БЫЛО БЫ
В четверг во время четвертьфинального боя между россиянкой Еленой Нечаевой и представительницей Азербайджана Еленой Жемаевой корреспондент "СЭ" разрывался в своих пристрастиях. Ничего удивительного: родился в Баку, работаю в Москве. В итоге первый номер мировой классификации, двукратная чемпионка мира Жемаева уступила пропуск в полуфинал петербурженке Нечаевой.
Рядом со мной на трибуне за этим поединком следил великий саблист, четырехкратный олимпийский чемпион Виктор Кровопусков. Услышать комментарий маэстро по поводу боя, согласитесь, было очень заманчиво.
- Как вам неожиданное фиаско мирового лидера женской сабли?
- Оно меня не удивило. Я наблюдал бои Жемаевой и на первых стадиях турнира. Уже тогда отметил, что не вижу присущей ей легкости в движениях, уверенности. Очевидно, пик формы еще не достигнут. Возможно, это и правильно, ведь чемпионат мира только через месяц. Так что я не драматизировал бы ситуацию. Возможно, в Лиссабоне мы увидим все, на что Лена способна.
- От частного перейдем к общему. Как вы оцениваете современное фехтование?
- Мне кажется, оно стало несколько проще и прямолинейнее. В свое время на дорожке мы пытались обмануть соперника, перехитрить его, придумать интересную двух-трехходовую комбинацию. Сегодняшний бой стремителен, и комбинации в основном одноходовые.
- То есть все не так, как в кино, где красиво и долго фехтуют?
- Даже сравнивать невозможно. Есть спортивное фехтование - и сценическое. Это абсолютно разные вещи.
- Совершенно не пересекающиеся?
- Есть, конечно, точки пересечения. Иногда ловлю себя на том, что, когда смотрю фильмы, где герои фехтуют, подсознательно пытаюсь определить школу и стиль фехтования, оцениваю технику ведения боя, владения оружием. Причем иногда случается, что вроде бы и фильм неплохой, и актеры хорошо играют, а вот фехтовальные трюки поставлены из рук вон плохо. Впрочем, случается и обратное.
- И где школа постановки сильнее?
- Думаю, в отечественном кино она получше будет.
- Себя в сценическом фехтовании могли бы представить? Как закончился бы, к примеру, ваш поединок с мушкетерами Дюма?
- У знаменитого гасконца и его друзей шансов не было бы.
- Дело только в современной технике фехтования, новых приемах или в чем-то еще?
- (Улыбается.) При всем моем уважении к мушкетерам и их искусству владения оружием, при том, что они постоянно участвовали в войнах и дуэлях, им обнажать оружие приходилось все же реже, чем современным спортсменам. Скажем так, боевой практики у меня побольше будет. И уж умолчу о том прогрессе, которого достигло фехтование за последние годы.
- Годы? Что вы под этим подразумеваете?
- Изменились правила. Сегодня уже нет так называемых флеш-атак, то есть нельзя скрещивать шаги при нападении. Если вы заметили, сегодня фехтуют только скачками-выпадами.
- Вы на себе эти изменения испытали?
- Недавно фехтовал на турнире ветеранов и скажу честно: больших успехов не добился. И это несмотря на то, что я - тренер, постоянно нахожусь на всех крупных соревнованиях. Но есть большая разница между "тренировать" и "тренироваться". И не только грамматическая.
Ровшан АСКЕРОВ