Газета Спорт-Экспресс № 156 (2948) от 15 июля 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 июля 2002 | Футбол

ФУТБОЛ

Каха КАЛАДЗЕ

В МИЛАНЕ, КАК И В КИЕВЕ, ОСТАЮСЬ ГРУЗИНОМ

Одним из соперников сборной России в отборочном цикле чемпионата Европы будет команда Грузии. Корреспондент "СЭ" побеседовал с ее игроком Кахой Каладзе, выступающим за "Милан".

К РОССИИ ОТНОШУСЬ С СИМПАТИЕЙ

- Ваше отношение к играм с бывшими соотечественниками?

- Собираюсь подойти к предстоящим матчам в оптимальной форме. И зря некоторые пытаются придать им политическую окраску. После товарищеского матча в Киеве Александр Чивадзе и Леонид Буряк с нескрываемой ностальгией вспоминали соперничество российских, украинских, грузинских клубов. Хочется быть достойным того поколения замечательных футболистов. А потому, уверен, матчи пройдут в бескомпромиссной борьбе. К сборной России, кстати, я отношусь с большой симпатией. Недавно в Милане, например, познакомился с Измайловым, которого восходящей звездой считают уже не только на родине.

- Думаете, на него, как в свое время на вас с Шевченко, положили глаз хорошие западные клубы?

- За футбольным рынком наших стран на Западе, поверьте, следят с особым вниманием. Не случайно в стартовых составах сборных Украины и Грузии в Киеве вышли одновременно 12 легионеров. Только за нашу команду играли представители ведущих клубов Германии, Англии, Италии, Швейцарии, Дании, России. Да и мы с Андреем, надеюсь, подогреваем интерес к соотечественникам. В "Милане", насколько мне известно, давно прицениваются к Белькевичу. Итальянцы не прочь заполучить и кое-кого из грузинских футболистов.

- Похоже, "Милану" не обойтись без вливания свежей крови...

- Это вы справедливо подметили. В минувшем сезоне у нас почти постоянно по семь-восемь футболистов отсутствовали из-за серьезных травм.

ПОМОГЛИ ШЕВЧЕНКО И КАВКАЗСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

- Какое значение имеет сегодня для команды такой нападающий, как Шевченко?

- Как только Андрей обретет былую форму, многое вернется на круги своя. Ведь в чутье на голевые ситуации ему равных нет. На это рассчитывают не только тренеры "Милана", но и Леонид Буряк, который, побывав в Италии, с гордостью заявил местным репортерам: "Андрей давно доказал, что он - звезда мирового футбола. Уверен, форвард не забил еще и половины отпущенных ему судьбой мячей".

- Вам наверняка легко было освоиться в команде, где ранее уже стал своим другой представитель киевского "Динамо"?

- Андрей очень помог. В Киеве, признаюсь, вне футбольного поля мы общались реже. Когда же я появился в Милане, Шевченко уже прилично изъяснялся по-итальянски, хорошо ориентировался в городе. Рядом с ним - знаменитым и популярным - чувствовал себя увереннее. "Не переживай, Каха, прорвемся, - говорил Андрей. - Ведь мы с тобой прошли школу киевского "Динамо". Кое-кому из наших нынешних одноклубников такое было бы не под силу".

- Говорят, вам помогли быстро акклиматизироваться в итальянском чемпионате и свойства характера - схожий с местным грузинский темперамент?

- Когда впервые приехал в Милан на товарищеский матч в составе киевского "Динамо", обратил внимание на здешнюю архитектуру, похожую на грузинскую. Дома теснятся, люди очень эмоциональные, разговаривают громко. Совсем как грузины. Понятно, обратили внимание на схожесть характеров и местные тифози: у меня сразу же появились почитатели. Уже в стартовом матче с "Реджиной" почувствовал симпатию публики.

НА БАЗЕ "МИЛАНА", КАК ЗА СТЕКЛОМ

- Слышал, удачная игра в дебюте помогла вам обрести не только уверенность, но и поддержку прессы. Одна из газет написала: наконец-то "Милан" приобрел ценного защитника...

- В стране, где вся суть мужского общения сводится к разговорам о футболе, это многого стоит. Здесь в отличие от украинского чемпионата постоянно чувствуешь себя участником передачи "За стеклом". Масса болельщиков присутствует на тренировках. Не менее двух десятков репортеров имеют доступ на базу, запросто заходят в раздевалку и обращаются с вопросами - нередко самого каверзного свойства. Проигнорировать их себе дороже.

- Никогда не задумывались, как бы сложилась судьба, переберись вы в Милан не состоявшейся в футболе личностью, а 18-летним юнцом?

- Трудно ответить на этот вопрос. Однако легионеру в любом случае надо быть готовым к тому, что требования будут покруче. Когда на старте минувшего чемпионата из-за нервотрепки, связанной с судьбой брата, я сыграл несколько матчей ниже своих возможностей, репортеры, забыв о прежних симпатиях, подвергли безжалостной критике. Похоже, мало кого волновало мое психологическое состояние. Менее опытному спортсмену было бы трудно выдержать подобный прессинг. Зато, едва я заиграл в полную силу, тон сразу же изменился.

- Что помогло собраться? Насколько мне известно, у вас не было полноценного отдыха после предыдущего чемпионата?

- Во время отпуска пришлось заниматься семейными делами. А восстановиться помог бесценный опыт школы Лобановского, участие в Лиге чемпионов. Хотя, конечно, сравнивать украинский и итальянский чемпионаты было бы некорректно. Кстати, два с половиной года после отъезда Шевченко в "Милан" я в ожидании своей очереди внимательно изучал видеозаписи матчей чемпионата Италии. Наверное, уже тогда, восхищаясь звездами, понял, что не боги горшки обжигают. И поверил: смогу не хуже. А еще важно было почувствовать доверие тренеров.

ИТАЛИЮ ВЫБРАЛ МНЕ СУРКИС

- Вы, возможно, уже забыли, чем сопровождалось на Украине ваше желание отправиться за рубеж. Напомню: Лобановский сказал, что, мол, вы с Деметрадзе утратили мотивацию для игры в "Динамо". Вас, грузинского легионера, некоторые обвиняли чуть ли не в измене украинскому футболу. Как удалось выдержать подобное и добиться своего?

- Не все было так, как писали газеты. После без малого четырех замечательных лет, проведенных в киевском клубе, я почувствовал необходимость двигаться дальше. Знал, что к руководству обращались представители "Байера". Даже встречался в Мюнхене с Румменигге и Хеннесом, которые сказали, что ждут меня в ближайшее время. Выбрал момент, подошел к президенту "Динамо" Суркису: "Григорий Михайлович, я хотел бы уехать в хороший зарубежный клуб". "Подожди до лета, и мы тебя отпустим", - ответил он тогда. Но как назло в последних матчах сезона я выглядел не лучшим образом. И тут же начались разговоры: мол, хочет уйти - потому и играет спустя рукава. Дело прошлое, но скажу: я себе такого никогда бы не позволил. Позднее, на Кубке Содружества, Суркис сообщил: "Ты должен лететь в Милан". Уже на месте прошел медобследование и в тот же вечер подписал контракт с одним из лучших клубов Европы.

- Выходит, "Милан" был не вашим выбором?

- Я всегда мечтал играть в итальянском чемпионате. Наши желания с руководством "Динамо" совпали. А нападки в мой адрес были вызваны еще и тем, что за короткий срок клуб покинули многие ведущие футболисты. Помимо Шевченко, это: Лужный, Ребров, мы с Деметрадзе. Нужно было как-то объяснять это народу. Отсюда - и недовольство.

"БАРСУ" ОБЫГРЫВАЛИ ЛЕГКО

- Не жалеете, что не задержались в Киеве хотя бы еще на год? Ведь с "Динамо" вам было обеспечено участие в Лиге чемпионов?

- Киевский период всегда буду вспоминать с восторгом. Замечательная у нас команда была. На равных сражалась с лучшими клубами континента. Когда прокручиваю в памяти полуфинал Лиги чемпионов с "Баварией", плакать хочется. Дома выигрывали у немцев - 3:1, а затем пропустили два необязательных мяча. Прославленную "Барселону" обыграли дома - 3:0, а затем на "Ноу Камп" - 4:0. С Гусиным, Хацкевичем, Белькевичем, Косовским мы так хорошо понимали друг друга, что, казалось, с завязанными глазами знали, кто и куда бежит. Я приехал в Киев игроком сборной Грузии и тбилисского "Динамо", но по-настоящему профессионалом стал в команде Лобановского. Помню, как умирал на первых тренировках. А когда в конце первого сезона Валерий Васильевич сказал отцу: "Ваш сын имеет все задатки, чтобы стать великим футболистом", дал себе слово: отработаю аванс большого тренера. В Милане же я оказался не в лучшее время. Но верю, со следующего сезона начнется возрождение клуба.

- Напомните, как оказались в Киеве?

- После удачно проведенных матчей за команду Грузии со сборными Италии и Молдавии позвонил менеджер киевлян Терлецкий: "Тобой заинтересовались в "Динамо". Бери билет, вылетай". После этого мы с отцом и дядей приехали к Суркису. В его кабинете и был подписан контракт на четыре года. Тогда же поступали предложения из "Спартака", ЦСКА, "Алании", но Григорий Михайлович оказался более настойчивым. За что я ему очень благодарен.

- Когда о вас заговорили, как об универсальном футболисте?

- В Киев я приехал в качестве переднего защитника. Но потихоньку Валерий Васильевич начал ставить меня на левую бровку, пробовать в роли либеро. Затем пришлось играть опорного полузащитника, левого хавбека. Словом, у Лобановского не занимал место разве что в воротах и в центре нападения. Сейчас в "Милане" привык играть на левом фланге обороны. В связке с Сержинью чувствую себя так же уверенно, как с Косовским в "Динамо". Но если Чивадзе в сборной предложит другую позицию, думаю, и на ней буду выглядеть должным образом.

- В центре нападения вы играли юношей. Может, потому голов на счету Каладзе хватает? Наверняка самый памятный - забитый на первой минуте матча Лиги чемпионов "Динамо" Киев - "Андерлехт"?

- Не самый памятный, но пока самый быстрый. К сожалению, мы проиграли - 2:4. Кстати, "Андерлехту" я забил и в составе "Милана". И тоже в дебютном матче, на 8-й минуте. Помню свой первый мяч за основу тбилисского "Динамо". И добрые слова, сказанные Давидом Кипиани: "Мальчик, ты далеко пойдешь. Только оставайся в жизни самим собой". А еще память сохранила гол со штрафного в товарищеском матче киевлян с "Миланом". Говорят, именно тогда итальянский клуб обратил на меня внимание.

Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ

Киев