Газета Спорт-Экспресс № 159 (2951) от 18 июля 2002 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 июля 2002 | Футбол

ФУТБОЛ

Вячеслав КОЛОСКОВ

СБОРНОЙ БЫЛИ СОЗДАНЫ УСЛОВИЯ
НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ

Игорь РАБИНЕР

из Москвы

Пресс-конференция, на которой Вячеслав Колосков обнародовал доходы тренерского штаба сборной России за последние три года, началась гладко. Президент РФС в качестве "аперитива" рассказал о взаимодействии с новым руководством сборной и ближайших планах национальной команды.

ГАЗЗАЕВ ПРИШЕЛ КАК МИНИМУМ НА ЧЕТЫРЕ ГОДА

- У нас уже состоялись три рабочие встречи с Валерием Газзаевым, на которых мы обсудили все аспекты деятельности института сборных, - сказал Колосков. - Речь подробно шла не только о национальной команде, но и о молодежной. Поскольку мы рассчитываем, что Газзаев пришел по крайней мере на четыре года, то к следующему чемпионату мира значительная часть "молодежки" перейдет в первую сборную. Обсуждались условия обеспечения подготовки команды, финансовые условия для тренерского штаба и игроков. Разговор с новым главным тренером будет продолжен завтра (то есть сегодня. - И.Р.) в десять утра, а в полдень впервые за последние годы состоится тренерский совет, куда приглашены все наставники клубов премьер-лиги, а также ветераны, бывшие тренеры сборной страны.

- Какие вопросы на нем будут обсуждаться?

- Во-первых, взаимодействие сборной и клубов: от него зависит очень многое. Одно дело, когда клубный тренер напутствует игрока на защиту чести страны, и совсем другое, когда он говорит: "Береги себя, через три дня у команды ответственный матч". Конечно, пойдет речь о составе сборной: необходимо будет сформировать расширенный список из 30 игроков, из которых 20 - 22 будут призываться на конкретный матч. Без помощи клубных тренеров в этом вопросе также не обойтись. Более четкие контуры новой сборной Газзаев обрисует 6 августа на исполкоме РФС: он проинформирует о штабе команды, о программе ее подготовки. Но уже известно, что перед каждым сбором будет проводиться тестирование по определению функционального состояния игроков.

Также разрабатывается новый проект контракта между РФС и сборной. Он будет более жестким, чем прежде, когда вся ответственность лежала на федерации и никакой - ни материальной, ни моральной - на тренерах и игроках. Именно поэтому во время чемпионата мира вдруг "выныривали" рекламные контракты у Мостового, ранее - у Семака...

"КОКА-КОЛА" НЕ ЗАПРЕЩАЛА МОСТОВОМУ ВЫХОДИТЬ НА ПОЛЕ

- Проясните, кстати, историю с Мостовым. Тем более что Олег Романцев в интервью "СЭ" так прокомментировал слух о том, что Мостовой якобы не вышел на поле в Японии из-за рекламного контракта с "Пепси-Колой": "Я знаю, откуда это идет. Из РФС. Один из его представителей и начал раскручивать эту версию".

- Во-первых, никто из РФС подобных слухов не раскручивал - попробуйте найти хотя бы одно интервью, где бы мы на это намекали. Но факт подобного контракта действительно имел место. Перед матчем с Бельгией мы получили возмущенный факс из Москвы от руководителей "Кока-Колы". Речь шла о том, что Мостовой вопреки условиям их договора со сборной подписал личный контракт с прямым конкурентом - "Пепси-Колой". Письмо было очень жестким, в нем шла речь о серьезных санкциях: возврате всех денег плюс штрафе. Для меня это стало громом среди ясного неба - и, поскольку я находился на базе, то сразу вызвал Мостового на разговор.

Игрок прикинулся наивным человеком, не помнившим ни о каких командных договоренностях. Между тем я лично предупреждал футболистов о невозможности личных контрактов с фирмами-конкурентами наших спонсоров. В ответ на это Мостовой заявил, что средств, полученных РФС от "Кока-Колы", все равно не видит, а тут - "живые" деньги.

Но в любом случае к его неучастию в матчах ЧМ-2002 эта история не имеет никакого отношения. Все, кто был на тренировках, могут подтвердить: Мостовой ни на одном занятии не участвовал в скоростных упражнениях и ни разу не бил с больной правой ноги. К матчам ЧМ он выздороветь не успел, и это - единственная причина, почему он не играл.

- (Этот вопрос был задан корреспондентом "СЭ" позже, в эксклюзивном порядке) Было ли сказано в письме из "Кока-Колы", что штрафные санкции РФС последуют, если Мостовой выйдет на поле?

- Ни в коем случае! То, что в некоторых публикациях вопрос был поставлен именно таким образом, - провокация. В письме было сказано, что за нарушение Мостовым контракта мы должны будем вернуть деньги и заплатить штраф. Вне зависимости от того, будет он играть или нет.

- И вернули?

- Вначале я отправил письмо с извинениями за случившееся недоразумение. Сейчас вопрос находится в стадии переговоров.

- Что скажете о публикациях, в которых утверждалось, будто никакого иностранного тренера вы вовсе и не искали, ни с кем на эту тему не беседовали?

- Это абсолютная чушь. Назову фамилии людей, которым вы хоть сегодня можете позвонить и узнать, говорили ли они с Колосковым о зарубежном тренере сборной или нет. Это, во-первых, Энди Роксбург, руководитель департамента развития УЕФА. Во-вторых, Мишель Платини, вице-президент Федерации футбола Франции, Джеффри Томпсон, президент Английской ассоциации футбола. И, наконец, Хорст Шмидт - генеральный секретарь Федерации футбола Германии.

ПОЕЗДКУ В ЭСТОНИЮ ОПЛАЧИВАЛ НЕ РОМАНЦЕВ, А ПЕТРОСЯН

Финансовую тему Колосков поднял сам, без чьих-либо наводящих вопросов:

- Непонятны утверждения Романцева, что прежний штаб сборной - это бессребреники, которые денег принципиально не получали, а работали за славу страны. Вот договор между РФС и национальной сборной от 15 августа 2000 года, подписанный Колосковым от имени федерации и Романцевым от имени команды, где четко прописаны обязательства той и другой сторон. А вот - приложение к этому договору, подписанное теми же лицами, где оговорены размеры вознаграждения футболистам и тренерам за каждую победу в отборочных играх. Это - приличные деньги, как и миллион долларов, который я пообещал команде (и выполнил обещание) за выход в финальную часть ЧМ-2002. Аналогичный договор был заключен перед турниром в Корее и Японии - согласно ему, команда получила бы 50% денег, которые ФИФА перевела федерации за участие в чемпионате, в случае выхода из группы и 30% - в случае невыхода. Эти 30 процентов, между прочим, 600 тысяч долларов. Вообще же на команду за последние три года РФС потратил 4 750 000 долларов. Включая автобус за 740 тысяч немецких марок и многое другое. Это - на тему бессребреничества.

- В одном из интервью Романцев заявил, что ему пришлось оплачивать поездку на товарищеский матч в Эстонию из своего кармана. Как вы это прокомментируете?

- Да, звучал его рассказ очень жалобно. Если, конечно, не знать, что все это - бред. Напомню, что этого матча не было в официальном реестре, а РФС живет по утвержденному заранее бюджету. Поэтому денег на тот матч в федерации и не оказалось.

На самом деле было так. Еще в прошлом году у нас возник вариант с контрольным матчем против Кореи на ее поле. Предложение корейцев было для нас выгоднейшим: они оплачивали перелет в Сеул, проживание, организацию самого матча в Пусане и к тому же предлагали нам бонус в 200 тысяч долларов. Предложение это, кстати, было сделано еще до жеребьевки финальной части ЧМ-2002, когда была 50-процентная вероятность, что мы будем играть в Корее. Но Романцев с Гершковичем решили играть с Эстонией, отказавшись от Кореи под предлогом утомительного перелета и смены часовых поясов. Хотя всем известно, что за три дня организм перестроиться не успевает и негативные последствия были бы сведены к минимуму.

Стали искать деньги на поездку в Эстонию. Обратились в Фонд национальной сборной, который возглавляет генеральный менеджер команды Романцева Александр Полинский. РФС пообещал впоследствии эти деньги вернуть, но у Фонда их не оказалось. В итоге менеджер сборной Назар Петросян - подчеркиваю, Петросян, а не Романцев - оплатил поездку в Таллин, о чем, кстати, игроки не знали. С Петросяном мы еще не расплатились, но сделаем это, как только придут деньги из ФИФА.

КОГДА-НИБУДЬ РОМАНЦЕВ МОЖЕТ ВЕРНУТЬСЯ В СБОРНУЮ. ДАЖЕ ПРИ МНЕ

- Действительно ли Романцев говорил вам после отборочного турнира, что не сможет выжать из этой сборной большего?

- Такой разговор был. Главный тренер действительно сомневался, стоит ли ему ехать на финальный турнир, и об этом тогда же написал "СПОРТ-ЭКСПРЕСС". Но во время нашей встречи я убедил Романцева, что нельзя вносить сумятицу в умы футболистов и надо продолжать работу. Со своей стороны, мы пообещали создать сборной в Японии все условия для успешной работы, и те, кто был на базе в Симидзу, не дадут мне соврать: такие условия были. О том же, кстати, говорил и Семак в программе Владимира Познера "Времена". Кстати, и по ходу самого чемпионата пришлось принимать экстренное решение в пользу сборной. Перед игрой с Бельгией переезд на автобусе в Сидзуоку составил бы от 50 минут до часа, но руководство сборной решило поселиться там в отеле за сутки до игры. На чемпионате мира, где все расписано заранее, сделать это крайне непросто, но мы на это пошли. Иными словами, команда работала в режиме наибольшего благоприятствования.

Премьер-лига, а раньше ПФЛ, тоже делали для сборной все, что могли. И в 2001-м, и в нынешнем году начали чемпионат очень рано исключительно в интересах сборной. При этом были уничтожены все поля, но таковы были просьбы тренеров сборной, которые мы удовлетворили. Надо было отпускать игроков на матчи, даже не предусмотренные календарем, - все клубы без каких-либо проволочек отпускали.

- В одном из интервью Романцев подтвердил, что говорил Юрию Семину о приглашении в сборную Сергея Овчинникова. И, извинившись через газету перед ним, добавил: "Но обстоятельства оказались выше нас". Что это могли быть за обстоятельства?

- Об этом легче судить самому Романцеву, я же таких объективных обстоятельств не видел. У Олега Ивановича порой бывают странные фразы, смысл которых расшифровать непросто.

- Насколько достоверны слухи, что если бы россияне в апреле проиграли Франции, то Романцев сразу же был бы отправлен в отставку?

- Это неправда. Не знаю, кто распространяет такие слухи. Моя позиция была точно такой же, как в 94-м году, когда Павел Садырин вывел сборную в финальную часть чемпионата мира и заслужил то, чтобы на нем работать. Никакие ультиматумы ведущих футболистов не могли повлиять на мое решение. То же касалось и Романцева. Он мог в товарищеских матчах проиграть все, что угодно, - что, кстати, и сделал, - но остался бы главным тренером сборной в любом случае. Ушел бы только в том случае, если бы захотел этого сам. Но зимой, когда такое желание у Романцева было, я его переубедил.

- Означают ли последние интервью тренера и ваша сегодняшняя пресс-конференция, что путь в национальную команду Романцеву заказан?

- Нет, конечно. Вспомните 96-й год, когда тоже были острые интервью и недовольство друг другом. Пути Господни неисповедимы, а хороших тренеров у нас в стране немного. Я отношусь к той категории людей, которые никогда не сжигают мосты. И не исключаю, что на каком-то этапе - может быть, уже без меня - Олег Иванович вернется в сборную.

- А с вами?

- Может, и со мной. Дай Бог, конечно, здоровья...