ВЕЛОШОССЕ |
tour de france |
БОЧАРОВ НЕ ПРОИГРАЛ. ПРОСТО ВИРАНК ВЫИГРАЛ!
НА "ТУР ДЕ ФРАНС" С Андреем ЧМИЛЕМ |
Очередной, 14-й этап "Тур де Франс" оказался чрезвычайно зрелищным. Блестящую победу на легендарной для "Большой петли" горе - альпийском перевале Мон Венту - одержал пятикратный "горный король" "Тура" Ришар Виранк.
- В этой победе Виранка нет ничего неожиданного, - считает знаменитый в недавнем прошлом велопрофи Андрей Чмиль. - Я ждал от Ришара успешного выступления именно в горах. Побег на Мон Венту - это прекрасное свидетельство боевого духа французского гонщика.
- Что вы имеете в виду?
- Решившись на подступах к финишу на одиночный побег из лидирующей группы, которой руководил Лэнс Армстронг, Виранк продемонстрировал всем, что способен на сильный поступок. Ришар, конечно, сильно рисковал, но это был его шанс выиграть этап. Рад, что Виранк нашел в себе силы и мужество уйти в отрыв.
- Часто приходится слышать: Армстронг - блестящий горный гонщик, Виранк - тоже. Но что это на практике означает? Какими чисто физиологическими качествами должен обладать спортсмен, чтобы иметь право называться горным гонщиком?
- Прежде всего это человек, который может долгое время работать в анаэробной среде. Как следствие, в крови у него должны преобладать красные кровяные тельца. Легкие у горного гонщика всегда очень мощные. Помню, когда я гонялся в "Альфа Люм", у нас был знаменитый мастер горных этапов - Иван Иванов из Чебоксар. Он был настолько мощным, что во время горных этапов позволял себе не вмешиваться в позиционную борьбу добрую половину маршрута. А вот когда весь пелотон выдыхался, Иван включался в борьбу и на своей сумасшедшей "физике" оставлял всех не у дел. У меня уже начинался кислородный голод, а у него только-только открывалось даже не второе, а лишь первое дыхание.
Горные гонщики - это особый фонд пелотона, люди, способные выполнять нечеловеческую работу в разреженной атмосфере. Возьмем, к примеру, пятикратного победителя "Тура" Мигеля Индурайна. То, как он ехал в гору и тем более в горах финишировал, было подлинным спектаклем.
- Можно ли поподробнее?
- Ну, представьте себе гиганта ростом под метр девяносто, весом 80 кг, эдакого классического древнегреческого атлета. Аполлон! Геракл! И вот этот Аполлон ехал в гору. Все остальные, сидевшие у него на колесе, выглядели просто пигмеями - и в конце концов не выдерживали того темпа, который задавал им великий баск.
Прекрасно помню, как однажды во время одного из этапов "Тур де Франс" к финишу пришли Мигель - первым, а вторым - Марко Пантани. Сцена была уморительнейшая. Эдакие Тарапунька и Штепсель, если вы помните комический эстрадный дуэт далекого уже прошлого. Красавец мужчина, щедро одаренный природой, и поспешающий за ним коротышка Пантани.
- Как же этот дуэт "сосуществовал" на горных этапах, по какому сценарию шла борьба?
- Огромный Индурайн задавал такую высокую скорость, что даже Пантани, хоть он тоже был очень силен в горах, легко попадал в ловушку. Итальянец ускорялся, уходил в отрыв на 150 - 200 метров, но удержать соперника на расстоянии мог только 3 - 5 минут. И в гору, и под гору Индурайн шел со скоростью поезда, к тому же набиравшего ход. В итоге соперничать с лидером "Банесто" не мог никто.
- Лидер нынешнего "Тура" американец Армстронг тоже хорош в горах. Но на 14-м этапе он оказался лишь третьим. Почему?
- Потому что победа на этом отдельно взятом этапе его мало волновала. Главное - сохранить желтую майку до самого финиша в Париже. Пока все идет нормально: отрыв от ближайшего конкурента составляет уже свыше четырех минут. Но ведь впереди еще целая неделя борьбы...
- Что же, по-вашему, Армстронг решил поиграть с пелотоном?
- Просто бережет силы. Не забывайте, что самый долгий и длинный этап - 17-й - уже совсем близко. Что же до Виранка, то его отставание от Лэнса - 15 минут, и составить Армстронгу конкуренцию в общем зачете он никак не может.
Перед стартом каждого этапа американец и его команда "Ю.Эс.Постал" досконально просчитывают все возможные варианты развития событий. Главных соперников, то есть ОНСЕ и ее лидера Белоки, постоянно и жестко контролируют. Безнаказанно геройствовать позволяется только тем, кто, подобно Виранку, никак не угрожает положению Армстронга.
- В чем же выражается этот, как вы выразились, контроль за пелотоном со стороны "Ю.Эс.Постал"?
- В том, что "Ю.Эс.Постал" изначально задает высокую скорость - чтобы определить, кто сегодня в пелотоне самый выносливый. Когда кто-то из серьезных соперников пытается убежать, оруженосцы Армстронга сразу бросаются вдогонку, еще больше взвинчивая темп - благо в команде немало очень выносливых гонщиков. Таким образом постоянно проводят своего рода "селекцию" пелотона.
Вы ведь, конечно, обратили внимание на то, что на 14-м этапе в отрыве оказались велосипедисты, не борющиеся за победу в общем зачете, - Виранк, Бочаров, Серпеллини... В такой ситуации Лэнс не стал вести борьбу за первенство на этапе - позволил себе снизить скорость. А вот когда догнать беглецов попытался Белоки, техасец мгновенно ускорился, продемонстрировав соперникам из ОНСЕ, что ситуацию он полностью контролирует.
- Вторым на этапе оказался россиянин Александр Бочаров. Ваш комментарий?
- Нечего сказать, кроме того, что Саша молодец, он проявил себя настоящим бойцом. Впрочем, этим Бочаров славился и прежде.
- Мог ли он выиграть 14-й этап?
- Если Виранк в чем-то и имел перед Бочаровым преимущество, то в опыте. А еще в том, что гонка-то - французская, родная для Виранка. Когда французы выступают дома, у них словно крылья вырастают. Вообще Ришар - любимец местной публики.
Как правило, в начале года он ездит неуверенно, медленно входит в сезон. Его время - июнь и июль, а пик формы приходится как раз на "Тур". После "Большой петли" Виранк еще поездит в классических однодневках, а с августа вы о нем больше не услышите - до следующего сезона.
Так что, повторю, Бочаров - молодец. Его второе место вовсе не означает, что он был хуже. Просто Виранк сегодня был лучше. Такой вот парадокс.
Ровшан АСКЕРОВ
РЕЗУЛЬТАТЫ |
89-я супермногодневка "Тур де Франс" |
14-й этап. Лодэв - Мон Венту. 221 км |
1. Виранк (Франция, "Фарм Фритс") - 5:43.26 (средняя скорость - 38,61 км/ч). 2. БОЧАРОВ (Россия, "Превоянс") - отставание 1.58. 3. Армстронг (США, "Ю.Эс.Постал") - 2.20. 4. Серпеллини (Италия, "Лямпре") - 2.54. 5. Румсас (Литва, "Лямпре") - 3.36. 6. Бассо (Италия, "Фасса Бортоло") - 3.39... 8. Белоки (Испания, ОНСЕ) - 4.05... 15. Эрас (Испания, "Ю.Эс.Постал") - 5,46... 21. Игор Гонсалес де Гальдеано (Испания, ОНСЕ") - 7.29... 25. Кивилев (Казахстан, "Кофидис") - 8.01... 59. ИВАНОВ (Россия, "Фасса Бортоло") - 15.33... 74. МЕНЬШОВ (Россия, "Банесто") - 20.35. 75. Гончар (Украина, "Фасса Бортоло") - 21.38... 78. ЕКИМОВ (Россия, "Ю.Эс.Постал") - 21.38... 80. Лоран Жалабер (Франция, "Тискали") - 22.19... 84. Олано (Испания, ОНСЕ) - 22.19... 86. Цабель (Германия, "Телеком") - 25.15... 152. МИХАЙЛОВ (Россия, "Лотто") - 29.25.
Общий зачет. 1. Армстронг - 56:51.39. 2. Белоки - отставание 4.21. 3. Румсас - 6.39. 4. Гонсалас де Гальдеано - 8.36. 5. Манчебо (Испания, "Банесто") - 10.49. 5. Азеведу (Португалия, ОНСЕ) - 10.57. 7. Эрас - 11.35... 10. Виранк - 13.12... 14. Кивилев - 17.28... 36. Жалабер - 29.04... 38. БОЧАРОВ - 29.16... 50. ЕКИМОВ - 47.08... 61. МИХАЙЛОВ - 1:00.46... 72. Олано - 1:07.55. 73. ИВАНОВ - 1:08.06... 75. Цабель - 1:08.24. 76. Гончар - 1:08.40...86. МЕНЬШОВ - 1:14.56.
Самый активный гонщик. 1 -2. Макивен (Австралия, "Лотто") и Цабель - по 229. 3. О'Грэди (Австралия, "Креди Агриколь") - 170... 7. Армстронг - 82.
"Горный король". 1. Жалабер - 167 очков. 2. Армстронг - 114. 3. Виранк - 99. 4. Белоки - 80... 6. БОЧАРОВ - 63.