ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Матч 17-го тура |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МАТЧ: ЦСКА - ЛОКОМОТИВ |
Завтра. Стадион "Торпедо" им. Э. Стрельцова. 16.00 |
МНЕНИЕ Павла АЛЕШИНА |
СЕМИН ГАЗЗАЕВУ ДРУГ, НО ОЧКИ ДОРОЖЕ
Валерий Газзаев не скрывал своего разочарования, увидев на тренерском совете, который он, как новый наставник сборной России, решил возродить, менее половины предводителей команд премьер-лиги. Однако нечто подобное можно было предвидеть: это как раз из серии издержек совмещения должностей в клубе и в сборной. Освобожденный тренер национальный команды - как нейтральная фигура для его коллег - бесспорно, мог рассчитывать на массовую явку клубных тренеров.
В нынешней же ситуации Газзаев для них - один из шестнадцати, пусть и вознесенный на российский трон. Он принужден обстоятельствами еженедельно (иногда и чаще) в соответствии с расписанием чемпионата страны - отстаивать в глазах всей премьер-лиги правомерность своего назначения на высший тренерский пост. Ведь не секрет, что "каждый мнит себя стратегом"... И только чемпионское золото ЦСКА может обеспечить Газзаеву присутствие на каком-нибудь осеннем тренерском совете всего цвета отечественных специалистов.
Олегу Романцеву в этом плане было легче - доказывать коллегам было нечего: из года в год они видели перед собой турнирную таблицу, во главе которой стоял "Спартак". Впрочем, в тренерских советах прежний наставник сборной, судя по всему, и не нуждался.
Газзаев, конечно, тоже вполне самодостаточный тренер, но монархизм в правлении сборной считает нужным подкреплять демократическими порядками, в которые, по его убеждению, входит и постоянная проверка на прочность его тренерских идей. Проверка боем - в чемпионате России.
Больше всего, вероятно, огорчила Газзаева неявка на встречу с ним его старого - еще со времен совместных выступлений за "Локомотив" - друга, наставника железнодорожников Юрия Семина. Дружба тренеров ввиду специфики этой профессии - редкое явление в нашем да и вообще в футболе. На память еще приходит лишь пара Романцев - Георгий Ярцев. Но то была дружба под крышей одного клуба, да и не сказать, чтобы крепкая.
Впрочем, взаимоотношения двух бывших партнеров по атаке "Локо" тоже не всегда были безоблачными. Когда же на первый план выходит непосредственная конкуренция двух клубов за чемпионство, дружба отступает на второй. И личные отношения Газзаева с Семиным сейчас переживают, видимо, отнюдь не период расцвета. Хотя сотрудничество двух ярких творческих личностей российского футбола могло бы дать новый импульс сборной страны, ускорить ее прогресс. Ведь матч первого круга между возглавляемыми ими "Локомотивом" и ЦСКА, как мне кажется, продемонстрировал сближение тренерских взглядов на построение игры. Во всяком случае, оборона армейцев, прочность которой постоянно подвергалась сомнениям, показала себя в том матче не хуже локомотивской - лучшей в чемпионате. По части игровой дисциплины соперники тоже заслужили по полновесной "пятерке". И в середине поля они продемонстрировали гроссмейстерскую по замыслам (хотя и не всегда по исполнению) игру.
О том, что конкуренция и дружба рядом не ходят, известно с давних времен. Так, во время великого противостояния 40-х - начала 50-х годов ЦДКА - "Динамо" их великие тренеры Борис Аркадьев и Михаил Якушин были соседями не только по дому, но и по лестничной площадке. По праздникам даже наведывались друг к другу в гости. Но ни разу никто из них не обмолвился о существовавшей между ними дружбе. Уважение - да, было искренним. Как признавался впоследствии Якушин, они кое-что перенимали друг у друга в профессиональном плане, как люди интеллигентные, были неизменно любезны по отношению друг к другу, но границей их личных отношений мог бы послужить куплет из популярной как раз в те времена песни: "Я на свадьбу тебя приглашу, а на большее ты не рассчитывай".
И тем не менее, когда Аркадьев возглавил в 1952 году возрожденную сборную страны, Якушин без тени сомнения пошел к нему в помощники, не испытывая психологического разлада с самим собой, ставя интересы отечественного футбола выше перипетий внутренней конкурентной борьбы. А теперь зададимся вопросом: согласился бы Юрий Семин на подобное сотрудничество в сборной с Валерием Газзаевым? И сделает ли ему такое предложение новый главный тренер сборной? Полагаю, ответы на эти вопросы лежат на поверхности.
Но все же вряд ли предельная мобилизация соперников ЦСКА создает дополнительные проблемы красно-синей команде. Поскольку армейцы со старта обозначили свои притязания на высший титул, их соперники при любом тренерском раскладе выходили бы на поле с охапкой палок для засовывания в цээсковские колеса. И от болельщиков сейчас приходится слышать примерно следующее: "Локомотив" свое право на золото выстрадал годами, команда строилась постепенно, обстоятельно, обрастала современной инфраструктурой на зависть всем - словом, по всем параметрам заслужила билет на право проезда к чемпионской вершине. И вдруг откуда ни возьмись появляется шустрый "безбилетник", бомж, временно ютящийся на заводском стадионе, который с места в карьер нахально лезет в чемпионы. Ладно, если бы в его составе были звезды, подобные Григорию Федотову и Всеволоду Боброву, с которыми, к слову, знаменитый ЦДКА начинал свой чемпионский сериал плавно, "уважительно" к предшественнику - с серебра чемпионата СССР 1945 года. И последний титул чемпиона СССР в 1991 году армейцы выиграли, подготовив к нему публику серебром предыдущего первенства.
Но подобные прикидки не в характере Газзаева, и ему есть с кого брать пример. Вернувшийся в 1970 году в ЦСКА Валентин Николаев, выходец из знаменитой "команды лейтенантов", в дополнительных матчах за золото выбил чемпионский жезл из рук Константина Бескова, "Динамо" которого, по мнению большинства специалистов, заслуживало его гораздо больше. То есть все решилось в личных пусть и дополнительных встречах претендентов. И теперь встреча впервые конкурирующих между собой за золото ЦСКА и "Локомотива" может стать решающей. Причем не только для них, но и для наблюдающего за этой схваткой пока на расстоянии (кстати, все более сокращающемся) "Спартака" - его потеря традиционного лидерства, похоже, не вывела из чемпионского равновесия.