ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА |
КАК ВЧЕРА СООБЩАЛ "СЭ" |
Президиум Всероссийской федерации легкой атлетики утвердил состав команды на чемпионат Европы в Мюнхене
РЫБАКОВ СПОСОБЕН ПРЫГНУТЬ ВЫШЕ СЕБЯ НА ПОЛМЕТРА
Чемпион России-2002 Ярослав Рыбаков является сейчас несомненным лидером среди наших высотников, ведь чемпион мира-99 Вячеслав Воронин лишь недавно после перерыва приступил к тренировкам. К предстоящему чемпионату Европы Рыбаков готовится на базе в Подольске, но на контрольную тренировку в четверг приехал в Лужники.
- Разве в Подольске нельзя прыгать? - спросил корреспондент "СЭ" Владимира Рыбакова - отца спортсмена и одновременно его тренера.
- Можно, только вот разбег там - как по лезвию ножа, того и гляди травму получишь. Опасно если не для жизни, то для ног - точно. Еще два года назад нам обещали, что отреставрируют стадион, но пока результатов не видно. Поэтому на подмосковной базе мы прыгаем на низких высотах, а когда надо провести серьезное занятие, то приходится ехать в Москву, в Лужники. Сегодня собирались пойти на 2,30, но погода помешала. Когда подошло время для контрольной тренировки, набежали тучи, и начал накрапывать мелкий, неприятный дождик. Да и прыжки у Ярослава не пошли.
- 2,30 - это для вашего сына вроде бы далеко не предел...
- На соревнованиях - да. А вот на тренировках мы раньше никогда прыгать выше 2,28 не пробовали.
Тут Рыбаков-старший резко повернулся к сыну:
- Все, Ярослав, заканчивай! У тебя прыжки не идут. Подбегаешь к планке и думаешь только о том, как ногу получше поставить.
Спортсмен попытался поспорить с тренером - и получил право на еще одну попытку.
- Пусть попробует, хоть заранее знаю: толку не будет, - констатировал Владимир Юрьевич.
Прыжок Ярослава оказался неудачным, и отец, пусть и огорченный общим результатом тренировки, был явно доволен тем, что его прогноз оправдался.
Вся семья Рыбаковых - отец, мать Людмила Егоровна, Ярослав и его младшая сестра Алеся - двинулась к машине. По дороге Алеся протянула брату громадную бутыль с какой-то темноватого цвета жидкостью.
- Допинг? - ехидно поинтересовался ваш корреспондент.
- Еще какой!!! - в тон подхватила мама. - Мы с дочкой - лица неофициальные, на сбор нас никто не пустит, поэтому живем на частной квартире. Хозяйка сварила вишневое варенье, а я сделала компот. Пальчики оближешь! Но напиток - только для Ярослава. Даже Алесе не даем.
- Она в вашей семье, наверное, самая главная болельщица?
- И не только, - это уже Рыбаков-младший. - Сестра скоро меня догонит, недаром же этой зимой прыгнула на 1,65. А ведь Алесе только 14 лет. Еще она спринт бежит прилично и в длину на 5,18 улетела. В общем - многоборка.
- Вы и сами в многоборье успешно выступали.
- Гены. Куда же мне деваться, если мама - трехкратная чемпионка Белоруссии и победительница Кубка СССР в многоборье? Да и отец десятиборьем занимался.
- Напомните, каковы ваши достижения в многоборье?
- В 1997 году выиграл в Липецке первенство страны среди юношей, год спустя там же, в Липецке, был вторым, но среди юниоров, а потом два года подряд в Челябинске выигрывал чемпионат страны среди молодежи и оба года был вторым среди взрослых (соревнования проводились одновременно). Это все зимние состязания по семиборью, а вот до десятиборья я так и не дорос.
- Почему?
- В Ярославле, где мы живем, нет нормальных условий для подготовки десятиборцев. Чтобы провести полноценные тренировки, приходилось мотаться по городу с одного стадиона на другой. В итоге на все уходило по семь, а то и по девять часов. Кроме того, зимой я весил 86 - 87 кг, а летом становился слишком легким для многоборца - только 80 - 81 кг, а с таким весом нельзя нормально заниматься метаниями.
- Я с детства вел Ярослава по многоборной программе, - объяснил Владимир Рыбаков. - С самого начала заставил его заниматься всеми видами. Мышечную массу нарастить можно, а вот укрепить связки, сделать человека по-настоящему здоровым и разносторонне развитым можно только с помощью многоборной подготовки. Первым тренером Ярослава был, кстати, не я, а Александр Митько. Но позже решил, что сам буду готовить сына.
В прошлом году Ярослав - во многом благодаря многоборной подготовке - завоевал серебро на чемпионате мира в Эдмонтоне. Между прочим, когда в свое время мы строили планы на будущее, я говорил сыну, что он сможет быть прыгуном в высоту - или тройным.
- Мне с самого начала больше нравилось прыгать в высоту, - вновь вступил в разговор Ярослав. - Сразу понял, что это мое. Хотя и тройной неплохо получался: в 14 лет прыгнул на 14,20, а в 15 - всего-то с семи шагов - на 15,40.
- Тем не менее высота перетянула?
- Личные рекорды чаще устанавливал, на соревнованиях больше заводился. Зимой 1997 года в зале дважды побил личный рекорд. До старта он был равен 2,15. А я вначале взял 2,16, а затем 2,20. Вспоминаю этот день до сих пор.
- А самое яркое впечатление?
- Чемпионат мира в Эдмонтоне. Перед ним я, как говорят высотники, усиленно искал прыжок. И у меня все пошло, как раз на первенстве мира.
- Сколько стартов в сезоне должно быть у классного высотника?
- Это, уж извините, по папиной части.
- У всех прыгунов по-разному, - заметил Владимир Рыбаков. - Брумель, к примеру, делал до 300 прыжков в год на пределе. По своему опыту считаю, что зимой должно быть максимум 10 соревнований - и из них три на пределе, а летом 15 стартов и 5 на пределе. Больше нет смысла. Быстро все выплеснешь - и ничего не останется.
- Что самое главное, чтобы стать рекордсменом мира?
- Нужно быть таким же заряженным на результат и бесшабашным, как Брумель или Ященко. Нужно заболеть высотой и не бояться планки, вот тогда она покорится.
- А на что, по-вашему, способен Ярослав?
- Пройдет время, и он сумеет прыгнуть на полметра выше себя.
Рост Ярослава, если совсем точно, - 197,5. Прибавьте 50 см - что получится? Правильно, 247,5. Иначе говоря, мировой рекорд.
Александр ЛЮБИМОВ