Газета Спорт-Экспресс № 184 (2976) от 16 августа 2002 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 18

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 августа 2002 | Формула-1

КАК ВЧЕРА СООБЩАЛ "СЭ"

Правительство Москвы в ближайшие два года намерено начать в Нагатинской пойме крупномасштабное жилищное строительство, что фактически означает отказ от планов возведения здесь автодрома "Формулы-1"

"ФОРМУЛА-1" В МОСКВЕ:
СЛУХИ О СМЕРТИ ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ?

МНЕНИЕ Ольги ЛИНДЕ

В среду Издательский дом "Коммерсант" со ссылкой на руководителя департамента науки и промышленной политики правительства Москвы Евгения Пантелеева сообщил о том, что в Нагатинской пойме планируется крупномасштабное жилищное строительство. Из чего следовал однозначный вывод: о "Формуле-1" в Нагатино отныне можно забыть. Однако вчера агентство Интерфакс со ссылкой на того же чиновника подобные выводы опровергло. По словам Пантелеева, жилье и автодром в На гати недруг другу никак не помешают.

Так может говорить лишь человек, ни разу в жизни не видевший и, главное, не слышавший "Больших призов". Впрочем, и планировать строительство автодрома "Формулы-1" в Нагатинской пойме тоже могли люди, знакомые с "королевскими автогонками" только понаслышке. Хотя бы по той простой причине, что для полновесной трассы международного класса требуется как минимум в два, а то и в три раза больше места, чем на берегу Москвы-реки в районе проспекта Андропова.

К чему я это? Да к тому, что так называемый Нагатинский проект, который активно (я бы даже сказала, агрессивно) курировал председатель комитета по туризму правительства Москвы Григорий Антюфеев, был практически изначально обречен на провал. Любой мало-мальски грамотный с точки зрения автоспорта человек без проблем мог найти в проекте массу пробелов и откровенно слабых мест. А все потому, что реализацией выгодной со всех точек зрения, благородной и очень нужной для России и Москвы идеи занялись люди, мягко говоря, непрофессиональные.

К "Формуле-1", которая не похожа ни на один вид спорта (автомобильные в том числе), так подходить нельзя. Увы, но и функционеры Российской автофедерации (РАФ), подключившиеся к Нагатинскому проекту, профессионалами с этой точки зрения считаться не могут. Поэтому все, чем они могли помочь господину Антюфееву, так это присвоить ему громкий, но, откровенно говоря, смешной титул вице-президента РАФ по "Формуле-1".

Кстати говоря, московское правительство и лично Юрий Лужков и Иосиф Орджоникидзе к провалу проекта непосредственного отношения не имеют. По той простой причине, что в решении столь непростого и деликатного вопроса, как налаживание деловых взаимоотношений с функционерами "Больших призов" и лично Берни Экклстоуном, доверились несколько не тем людям.

Официального заявления столичной мэрии о том, что московский роман с "Большими призами" подошел к концу, пока не было. И вряд ли будет. То есть ставить точку в этом вопросе, наверное, преждевременно. Обидно, правда, сознавать, что имиджу России на таком престижном и финансово значимом рынке, как автогоночный, нанесен серьезный ущерб.

"Формула-1" от отсутствия в календаре чемпионатов мира московского этапа не пострадает. Слишком велика очередь желающих принять у себя королеву автоспорта. Примерно месяц назад стало известно, что к заключению промоутерского контракта готов Шанхай. Чуть позже о готовности начать строительство автодрома заявили Объединенные Арабские Эмираты. Сейчас Экклстоун инспектирует места, предлагаемые под трассу в Турции, которая предоставила его вниманию три города - Стамбул, Анталию и Измир. И, по словам Экклстоуна, Турция имеет 99,9 процента шансов, чтобы уже в 2005 году получить этап чемпионата мира. Всего же на это претендуют семь стран, из которых получить этапы смогут лишь две.

И вряд ли сейчас среди них есть Россия.

"Ф-1" В РОССИИ: ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

За последние 20 лет у нас в стране было предпринято более десяти попыток обзавестись автодромом международного класса, способным принять этап самой престижной автогоночной серии. Увы, ни один из проектов реализован не был.

Начало 80-х

"Брежневский проект"

Ленинские горы

Конец 80-х

Трасса "Корона"

Калининград

Конец 80-х

Проект "Юкки"

Ленинградская обл.

1988

Проект "Дорна"

аэродром Тушино

1992

Проект Андреа Фикарелли

вокруг Кремля

1994

Трасса "Медведь"

Ярославль

1995

Проект "ЛОТРА-ЛогоВАЗ"

Чехов

1995

"Подольский проект"

Московская обл.

1996

"Московский проект"

Крылатское

1998

"Молжаниновский проект"

Шереметьево-2

1999

"Русское кольцо"

Тула

1999

"Нагатинский проект"

Москва

1999

"Пулковский проект"

Санкт-Петербург

ТЕПЕРЬ НУЖЕН БОГАТЫЙ И ЩЕДРЫЙ МЕЦЕНАТ

Прокомментировать сложившуюся вокруг "Формулы-1" в России ситуацию корреспондент "СЭ" попросила одного из наиболее информированных специалистов, вице-президента Федерации автомобильного спорта и туризма (ФАСТ) России Игоря Ермилина.

- По вашему мнению, вопрос о "Формуле-1" в Москве закрыт окончательно? Или есть варианты возобновления проекта?

- Лишь в том случае, если найдется какой-то сказочно богатый и щедрый меценат, готовый просто так подарить городу невероятно большую сумму денег.

- Чем, на ваш взгляд, вызвана столь резкая смена отношения правительства Москвы к Нагатинскому проекту? Кое-кто склонен полагать, что его осуществлению помешали еще два грандиозных столичных проекта - приглашение в Москву Олимпиады 2012 года и Всемирной выставки 2010-го.

- Очень может быть, что причина и в этом тоже. Ведь Всемирная выставка и Олимпийские игры - мероприятия, вполне достаточные для того, чтобы удовлетворить амбиции Москвы.

- И все-таки "Экспо" и Олимпиада могут быть лишь поводом для закрытия проекта "Формула-1". Причина же наверняка в чем-то другом. Например, в том, что осуществлением Нагатинского проекта изначально занимались непрофессионально.

- Вы правы. Виновен куратор Григорий Антюфеев, который неправильно и непрофессионально информировал мэра Москвы Юрия Лужкова о том, что такое "Формула-1" и каковы здесь правила игры. О том, насколько серьезными должны быть финансовые гарантии Москвы, мэр, по сути, узнал лишь за час до знаменитой церемонии подписания контракта с Экклстоуном 22 марта этого года, столь скандально провалившейся. А ведь еще за месяц до этого мероприятия ФАСТР специально для Лужкова подготовил докладную записку со сравнительными данными по Нагатинскому и Молжаниновскому проектам и подробным анализом ситуации, складывающейся вокруг Нагатина.

- Инициатором Молжаниновского проекта в 1998 году фактически стал ФАСТР. Намечалось строительство автодрома и гольф-поля в районе аэропорта Шереметьево-2. Насколько я знаю, вы продвинулись достаточно далеко, были даже начаты выплаты по так называемому мастер-плану, над которым работал известный на весь мир Герман Тилке. Что теперь?

- Увы, но суета вокруг Нагатина нанесла Молжаниновскому проекту непоправимый урон. Ведь сейчас нам дают понять, что правительство Москвы в принципе отказалось от идеи "Формулы-1" в городе. Это обидно, потому что изначально идея нашему мэру очень нравилась, он готов был ее поддерживать. Все, что было нужно, - это правильно и своевременно информировать его об условиях заключения контрактов. Ведь Юрий Михайлович очень хорошо знает правила, по которым ведутся дела в других видах спорта, футболе, хоккее, фигурном катании... Но у "Формулы-1" свои, совершенно иные финансовые законы. Ни в одном другом виде спорта не нужно платить за право принять у себя турниры самого крупного масштаба. Сейчас же, когда по понятным причинам наш мэр оказался, мягко говоря, обманутым, его отношение к автогонкам стало прямо противоположным.

- За последние 20 лет в России было уже более десятка проектов по строительству автодромов. Какой из них, с вашей точки зрения, продвинулся дальше всех?

- Наиболее реальными и профессионально подготовленными были два - Чеховский и Молжаниновский. В осуществлении Чеховского проекта принимали участие специалисты знаменитого автодрома имени Энцо и Дино Феррари в Имоле. Уже существовал проект и макет трассы, но через полгода, в начале 96-го, было подписано распоряжение правительства Москвы о строительстве трассы в Крылатском, что, как вы понимаете, казалось намного более выгодным и интересным. В результате Чеховский проект заглох. Примерно до той же стадии удалось довести и Молжаниновский проект. Над ним работала группа серьезных специалистов, последовательно, без спешки и без рекламной шумихи, но и его пришлось приостановить после того, как с подачи Антюфеева началась громкая суета вокруг Нагатина. Очень большая и качественная работа пошла насмарку.

- Провал идеи строительства автотрассы в Нагатинской пойме как-то отразился на имидже России в международных автоспортивных кругах?

- Безусловно. И в самом негативном плане. Фиаско с Нагатином осложнило и решение вопроса с телетрансляциями чемпионатов мира "Формулы-1" в России, ведь обманутым 22 марта себя чувствовал и мистер Экклстоун.

- Кстати, о телетрансляциях. Прошел слух, что "Формула-1" переедет с РТР на ТВС.

- Ничего конкретного по этому поводу сказать не могу. Знаю только, что РТР продлевать контракт не хочет.

- Однако вернемся к реальной, а не телевизионной "Формуле". Что все-таки нужно сделать, чтобы восстановить пошатнувшийся авторитет автогоночной России?

- Привлечь к автоспорту внимание правительства. Сейчас президент России Владимир Путин подписал Указ о создании Совета по физической культуре и спорту при Президенте Российской Федерации. Вячеслав Фетисов в двухнедельный срок должен представить предложения по его составу. Уверен, что в Совете обязательно должны быть и грамотные представители автоспортивной общественности России.

Ольга ЛИНДЕ